Андрей Полонский Андрей Полонский Россия верит в Большой смысл

Идеология противников России строится на одном-единственном базовом принципе – тотальном отрицании Большого смысла для человека. И особое неприятие, вплоть до скрежета зубовного, вызывает Большой смысл России.

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

14 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Евро-2024 покажет весь кризис европейского футбола

Чемпионат Европы по футболу выиграет, скорее всего, Франция, Португалия или Англия (в пользу последней высказался и суперкомпьютер статистической компании Opta). Все остальные сборные, которые принято считать фаворитами, имеют огромные проблемы.

7 комментариев
31 мая 2016, 21:40 • Экономика

Единый рынок углеводородов даст заработать всем странам ЕАЭС

Единый рынок углеводородов даст заработать всем странам ЕАЭС
@ Stringer/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Евразийский экономический союз создает единый рынок углеводородов. И хотя краткосрочные интересы участников – России и Казахстана с одной стороны и Белоруссии с другой – прямо противоположны, в долгосрочной перспективе выиграют все, и весьма существенно. России в этом смысле особенно поможет Казахстан и его сотрудничество с Китаем.

Лидеры стран ЕАЭС достигли принципиальной договоренности и одобрили концепцию общего рынка углеводородов с 2025 года. Разработка концепции шла очень тяжело. На последнем заседании по межправительственным соглашениям в Ереване были серьезные разногласия, но их удалось урегулировать, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Каждой стране-участнице придется пожертвовать краткосрочными амбициями ради среднесрочных выгод

Разногласия касались в основном концепции формирования рынка нефти, тогда как по рынку газа стороны все устраивало.

А вот относительно определения цен на нефть у каждого члена было свое видение. Так, Белоруссия предложила установить цену нефти для поставок между странами – членами ЕАЭС не выше стоимости цены, рассчитанной на основе котировок международных ценовых агентств «минус» затраты на поставки нефти вне ЕАЭС и на экспортные пошлины. Российское Минэнерго выступило против, так как это означало бы регулирование цен. Тогда как в договоре ЕАЭС заложено, что цены на углеводороды должны быть основаны на рыночных принципах. Казахстан также считает, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. Противоречия объяснимы – Россия и Казахстан продают нефть, а Белоруссия покупает.

На следующей встрече в 2017 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представит на утверждение глав стран ЕАЭС программы формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, сообщил председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

По его словам, все три одобренные концепции – по нефти, нефтепродуктам и газу – выстроены по одной и той же схеме. «В соответствии с концепцией, энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться в том числе на биржевых торгах», – рассказал Саркисян о базовых принципах концепций на примере нефтяного рынка.

Так, согласно договору ЕАЭС, общий рынок газа означает переход на равнодоходные цены и обеспечение равного доступа к газотранспортной инфраструктуре тех, кто не является собственником этой ГТС. Также в концепции по газу предлагается рассмотреть возможность использовать национальные валюты при взаимных расчетах стран ЕАЭС, а также сделать удобным доступ к естественным монополиям.

Выгоды от единого рынка

Владимир Путин оценил выгоды от создания единого рынка углеводородов на пространстве ЕАЭС. «Сегодня мы сделаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов, о чем мы с вами очень много говорили и спорили в свое время. Примем соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего ЕАЭС, что даст совокупный эффект в газовой отрасли более 1 млрд долларов, а в нефтяной – до 8 млрд долларов в год», – заявил президент, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета.

Eдиный рынок нефти и газа позволит странам ЕАЭС отойти от жесткой привязки к мировым ценам на энергоносители и сделать рынок более конкурентоспособным, считает доцент кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса РГГРУ Владимир Абрамов. «При наличии более конкурентного рынка нефти производители будут в большей степени диктовать цену на рынке более объективную и исходя из своих затрат на добычу сырья», – заявил он телеканалу «МИР 24».

«Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС – это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов и реализации социальных программ», – говорится в докладе экспертов Института экономических стратегий ООН РАН «Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов НАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций». Авторы доклада – профессора и академики – гендиректор Института экономических стратегий ООН РАН Александр Агеев, его заместитель Евгений Логинов и генеральный директор «Агентства новых стратегий» Александр Райков.

Что такое общий рынок нефти и нефтепродуктов? По сути, речь идет о создании интегрированных электронных торгов, где Россия и другие члены ЕАЭС смогут устанавливать для покупателей свои условия поставок, транспортировки и хранения углеводородов в границах единого экономического пространства ЕАЭС. Единый рынок легко можно будет интегрировать в мировой, предоставив допуск иностранных компаний на торги.

Единый рынок углеводородов ЕАЭС повышает эффективность процесса «монетизации» добавленной стоимости от сырьевого экспорта партнеров, отмечают эксперты.

Главное, что в перспективе единый рынок позволит сгладить ценовые колебания. «Особенно важным преимуществом предлагаемого механизма является возможность противостоять скачкам цен на внешних по отношению к ЕАЭС, то есть мировых, рынках. Эти скачки могут быть как случайными (сочетание факторов), так и намеренно организованными (в спекулятивных и/или геоэкономических целях)», – отмечается в докладе.

Учитывая важность поступлений в бюджет доходов от продажи углеводородов, речь идет об обеспечении национальной безопасности дружественных стран через совместное регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов государствами – членами ЕАЭС, считают профессора и академики. «Эти плюсы перевешивают любые минусы», – уверены они.#{ussr}

Эти же механизмы должны быть реализованы и при создании единого рынка газа.

России спешка невыгодна

Почему же страны ЕАЭС не спешат создавать единый рынок углеводородов? Потому что каждая из сторон получает как выгоды, так и необходимость чем-то пожертвовать ради общей идеи и будущих выгод.

«Единый рынок углеводородов одинаково и выгоден, и невыгоден всем. Каждой стране-участнице придется пожертвовать краткосрочными потерями ради среднесрочных выгод. Именно из-за этого, на мой взгляд, этот проект будет буксовать еще долго», – считает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари».

Например, единый рынок газа, как и электроэнергии (его планируют создать к 2019 году), означает единые правила, тарифы и цены у всех трех стран, причем это касается не только экспорта, но ситуации внутри ЕАЭС. Единый рынок позволит России избегать «газовых конфликтов» наподобие того, что сейчас наблюдается с Белоруссией. 

Белоруссия хочет, чтобы для нее российский газ был ровно по такой же цене, что и внутри России, причем с вычетом расходов на доставку. Москва считает, что Минск должен все же оплачивать транспортировку. И единый рынок газа для Белоруссии сейчас был бы как нельзя кстати. Россия же надеется, что к моменту образования общего рынка через девять лет она таки выровняет стоимость газа внутри России, сделает цены равнодоходными в сравнении с экспортными. Тогда с точки зрения цены на газ Минск мало что получит от участия в этом союзе. Впрочем, неучастие никаких преимуществ также не даст.

Та же история характерна и для рынка нефти. Цены на нефть внутри страны ниже экспортных поставок. Условно, если сейчас создавать единый рынок нефти и газа и отменять экспортные пошлины для партнеров, то это будет означать сплошные убытки для России – и огромную прибыль для Белоруссии. Поэтому Москве нужно время, чтобы сгладить эти ценовые перегибы.

Если Белоруссия надеется на то, что сможет импортировать газ и нефть у России по более низким ценам, то Россия и Казахстан как экспортеры углеводородов преследуют совсем иные цели. В первую очередь им интересен легкий доступ к инфраструктуре друг друга.

Например, объясняет Мильчакова, если бы сейчас уже создали единый рынок газа, то Россия автоматически получила бы доступ к газопроводу «Казахстан – Китай». Казахстан уже с 2014 года поставляет голубое топливо по своей трубе в Китай, но у него не хватает газа, чтобы заполнить мощности по полной на 10 млрд кубов, лишь наполовину. У Газпрома же есть чем загрузить инфраструктуру. С другой стороны, Казахстан при создании общего рынка автоматически получит доступ к инфраструктуре Газпрома, а также выход на европейский рынок газа.

«Но у Казахстана нет достаточных объемов газа, чтобы стать конкурентом РФ на европейском рынке», – считает Мильчакова. С другой стороны, Газпром, безусловно, конкурент Казахстану в КНР и Юго-Восточной Азии. «Пока у него не построена трубопроводная инфраструктура для поставок в Китай, Газпром мог бы полностью загрузить казахстанский трубопровод и одновременно потеснить Туркмению как заметного игрока на рынке газа Юго-Восточной Азии», – рассуждает эксперт.

Наконец, эффект на миллиарды долларов произойдет за счет дополнительной общей инфраструктуры транспортировки и хранения углеводородов. Кроме того, благодаря единым правилам ЕАЭС та же Белоруссия уже не сможет за спиной России реэкспортировать нефтепродукты, не платя России пошлину и продавая их на Запад под видом химических веществ. «Задача выработки единых правил в ЕАЭС – именно предотвращение подобных серых схем и исключение возможности для такого реэкспорта чужого товара кем-либо из участников союза. Это достижимо за счет установления единого ценового механизма и единых правил регулирования тарифов», – говорит Мильчакова.

..............