Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

13 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
16 сентября 2014, 14:25 • Экономика

Нефть бьет по рублю

Эксперты оценили ослабление рубля

Нефть бьет по рублю
@ EPA/ИТАР-ТАСС

Tекст: Ольга Самофалова

Евро стоит уже более 50 рублей, доллар вплотную приблизился к 40 рублям, достигнув нового исторического максимума. Ослабляют российскую валюту не только Украина и новые санкции, но еще и падение мировых нефтяных цен. Чего ждать от рубля и нефти до конца года?

Курс евро на Московской бирже превысил 50 рублей впервые с 28 апреля. Курс доллара к рублю на открытии торгов во вторник достиг нового исторического максимума – 38,8 рубля за доллар. Российский индекс ММВБ начал торги вторника около сложившихся уровней, а валютный индикатор РТС вновь заметно снизился из-за слабеющего рубля.

Прогнозы на конец года приходится переписывать, ожидая более высоких уровней по евро и доллару к рублю

Рубль продолжил активно дешеветь на фоне сразу нескольких факторов. Во-первых, на фоне сохранения нестабильной геополитической обстановки – введения санкций со стороны ЕС и США и ожидания ответных мер со стороны России. Также экспортеры недостаточно поддерживают рубль, который является рискованным активом.

Во-вторых, рубль не получает поддержки со стороны цен на нефть, которые падают: к 10.31 мск американский сорт WTI CLc1 торгуется на уровне 92,68 доллара (минус 0,24 процента к вчерашнему закрытию), а североморская смесь Brent LCOc1 стоит 97,87 доллара (минус 0,01 процента).

В-третьих, ЦБ РФ недавно решил не повышать ключевую ставку. «Рубль остался без поддержки со стороны ЦБР, оставившего интервенции на крайний случай. И сейчас игроки пытаются заставить Центробанк вступить в игру», – говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Ближайшим уровнем поддержки валютного рынка Центробанком станет 44,4 рубля за корзину. В итоге рубль находится практически в свободном падении. Не стоит забывать, что за текущей тенденцией кроется реальное ослабление экономики, добавляет Купцикевич.

Прогноз по рублю

Бывший министр финансов Алексей Кудрин считает нынешний курс рубля адекватным на ближайший год и следующим за фундаментальными показателями. Об этом он заявил во вторник на конференции Американской торговой палаты. По его мнению, российская валюта станет более волатильной, но принципиально не придет к существенно новому уровню. «Вот он на этом уровне будет двигаться некоторое время, пока все не привыкли к новому режиму таргетирования и гибкости курсовой политики», – подчеркнул во вторник Кудрин.

Кроме того, укрепление доллара происходит благодаря политике ФРС. «С высокой вероятностью риторика на очередном заседании 16–17 сентября будет способствовать дальнейшему укреплению доллара и ослаблению рубля. Разговоры о скором ужесточении параметров монетарной политики активизируются», – отмечает заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Дарья Желаннова.

Как будет вести себя рубль дальше, напрямую зависит от политической ситуации. При благоприятном сценарии развития событий, то есть урегулировании конфликта на Украине, прекращении обмена санкциями с Западом и восстановлении цен на нефть до 100 долларов за баррель Brent и выше, рубль вернется к отметкам 35 плюс-минус 50 копеек за доллар, ожидает Желаннова. При реализации негативного сценария, то есть дальнейшего ухудшения отношений с Западом, ужесточения секторальных санкций, ускорившегося оттока капитала, дальнейшего снижения цен на нефть, рубль будет тестировать отметку в 39–40 против доллара, считает эксперт.

«Прогнозы на конец года приходится переписывать, ожидая более высоких уровней по евро и доллару к рублю. Судя по всему, американская валюта приблизится к 39 до конца года, а евро будет около 50», – прогнозирует Купцикевич, не веря в скорое урегулирование конфликта на Украине.

Куда пойдет нефть

Для России и ее бюджета крайне важными являются цены на нефть. При этом росту цен на нефть мешают слабые показатели промышленного производства и в Китае – крупнейшем в мире потребителе нефти. В США в прошлом месяце объем промпроизводства снизился впервые за семь месяцев, Китай в августе показал минимальный показатель за шесть лет.  Как предполагают аналитики, опрошенные Рейтер, запасы нефти в США снизились на 1,8 млн баррелей на прошлой неделе.

Российский бюджет завязан на мировой стоимости нефти, потому что основная часть доходов по-прежнему идет от полезных ископаемых. Существует традиционная формула, по которой рост стоимости барреля нефти на 1 доллар означает дополнительные доходы для российского бюджета на уровне 70–75 млрд рублей. Столько же бюджет недополучит при обратном сценарии, когда нефть дешевеет на 1 доллар. Сейчас наблюдается именно понижающий тренд.

Впрочем, мировые нефтяные цены упали пока не критично для российского бюджета, но уже подошли к краю. Российский бюджет на 2014 год сформирован из расчета 93 доллара за баррель, а в 2014–2015 годах – 95 долларов за баррель.

По словам министра финансов России Антона Силуанова, пока цена на нефть не упадет до 80 или 90 долларов за баррель, нет никакой необходимости распечатывать Резервный фонд (где копится часть нефтегазовых доходов страны в качестве «подушки безопасности»). Только в случае серьезных колебаний нефтяных цен Минфин залезет в резервы, которые на этот случай как раз и предназначались, пояснил Силуанов.

По состоянию на 1 сентября 2014 года совокупный объем Резервного фонда составил 3 трлн 387,34 млрд рублей, что эквивалентно 91,72 млрд долларов. Пока правительство находит другие источники для того, чтобы поддержать попавшие под санкции российские компании, выделить средства для Крыма и Севастополя и на крупные инфраструктурные проекты (в частности, из Фонда национального благосостояния).

Учитывая колоссальные объемы добычи нефти в США, рост запасов, а также снижение спроса со стороны ключевых потребителей, нефтяной актив практически обречен на движение в район 90 долларов за баррель, считает руководитель аналитического департамента ФК AForex Артем Деев.

Однако многие эксперты верят, что до критического уровня мировые цены на нефть все-таки не опустятся. Так, руководитель ОПЕК Абдулла Эль-Бадри полагает, что уже к концу года стоимость черного золота вернется к уровням выше 100 долларов за баррель. Такой прогноз он озвучил в конце прошлой недели. По его словам, средняя цена на нефть в этом году по-прежнему находится на стабильном уровне.

Действительно, после 11 сентября, когда нефть марки Brent опустилась до минимума за два года – до 97,32 доллара за баррель, дальнейшее падение пока остановилось. Однако, как говорит Рейтер менеджер по продаже сырьевых активов Newedge Japan Кен Хасегава, начало торгов ноябрьскими контрактами на Brent не показывает признаков, что это остановит спад цен.

Впрочем, в дальнейшем ценам могут оказать поддержку сокращение добычи нефти и рост потребления с наступлением зимы, добавляет Хасегава, напомнив, что Саудовская Аравия в августе снизила добычу на 400 тыс. баррелей в сутки. Судя по всему, отскок вверх по нефтяным ценам – это все-таки вопрос времени.

Некоторые участники рынка ждут не просто возвращения мировых нефтяных цен к отметкам в 100–120 долларов за баррель, как было в последние годы, а даже роста до 150 долларов за баррель. Именно к такому росту цен на нефть приведут санкции США и ЕС против нефтяного сектора России, заявил накануне председатель совета директоров крупнейшей мировой компании по торговле сырьевыми товарами Glencore и экс-глава британской нефтяной компании ВР Тони Хейуорд.

«Санкции США и ЕС против Москвы создают угрозу того, что они обернутся против Запада и нанесут ему ущерб, потому что ограничат предложение нефти на мировом рынке и приведут к росту цен в ближайшие годы», – пояснил он Financial Times. Северная Америка при этом не сможет предложить дополнительную нефть, несмотря на разрекламированный бум добычи сланцевой нефти в США, который привел к росту добычи в Америке на 60% с 2008 года. «Мир был успокоен фальшивым чувством безопасности из-за того, что происходит в США», – говорит экс-глава ВР. На поверку оказывается, что бума уже никакого нет.

«Добыча на нефтяных бассейнах поздней стадии разработки, таких как Северное море и Норт-Слоуп на Аляске, сокращается, мир делает ставку на такие регионы, как Канада, Ирак и Россия», – отметил бизнесмен. Однако, по его словам, «будущая разработка в России нетронутых запасов в Арктике и сланцевых запасов Сибири оказалась под угрозой из-за санкций».

По его словам, «из-за финансовых санкций большие гориллы (крупнейшие нефтяные компании) сокращают свою деятельность». А планы Ирана удвоить добычу нефти к 2020 году бизнесмену кажутся нереалистичными. При этом мятеж иракских исламистов-суннитов разворачивается одновременно с политической нестабильностью еще и в другой нефтедобывающей стране – Ливии, отмечает Хейуорд.

Впрочем, 150 долларов за баррель – это чересчур оптимистично на фоне торможения мировой экономики и роста добычи сырья в мире, считает Александр Купцикевич. «Нефть окажется под давлением в ближайшие месяцы и только с Нового года может получить какую-то поддержку. В последние годы вполне нормальными были ее колебания в коридоре 100–120 долларов, и подобные «ныряния» ниже тоже были в предыдущие два года. Пока мы ходим по краю, но еще не переступили его», – говорит он.

Колебания стоимости нефти возможны, но по итогам года средняя цена барреля останется в районе 100 долларов, а вот роста ожидать не стоит, считает президент Lionstone Investment Services Александр Беляков.

Экономике России, конечно, придется нелегко, потому что прежние драйверы роста – а это цены на нефть и потребительский спрос – все больше буксуют. Кудрин ожидает, что в течение следующих двух–трех лет динамика ВВП России будет близка к нулевой отметке, «а может быть и минус» из-за недостатка инвестиций. Что касается 2014 года, то инвестиции в Россию могут оказаться и на уровне прошлого года, но этого будет недостаточно для поддержания роста больше 1%, полагает Кудрин. «Судя по всему, инструментом ребалансировки экономики станет повышение конкурентоспособности за счет ослабления обменного курса рубля», – полагает Купцикевич.

..............