Андрей Полонский Андрей Полонский Россия верит в Большой смысл

Идеология противников России строится на одном-единственном базовом принципе – тотальном отрицании Большого смысла для человека. И особое неприятие, вплоть до скрежета зубовного, вызывает Большой смысл России.

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Следующее предложение Киеву будет хуже нынешнего

Путин не случайно озвучил свои предложения именно сейчас. 15-16 июня в Швейцарии проходит конференция по Украине. Российский лидер предложил реалистичный, в отличие от «плана Зеленского», перечень условий для приближения мира.

14 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Евро-2024 покажет весь кризис европейского футбола

Чемпионат Европы по футболу выиграет, скорее всего, Франция, Португалия или Англия (в пользу последней высказался и суперкомпьютер статистической компании Opta). Все остальные сборные, которые принято считать фаворитами, имеют огромные проблемы.

7 комментариев
28 ноября 2013, 14:02 • Экономика

По шпалам в Африку

Китай опутает Африку железными дорогами

По шпалам в Африку
@ Reuters

Tекст: Дмитрий Муравьев

Китай усиливает свои позиции в Африке, предлагая местным правительствам инвестиции в развитие инфраструктуры, в частности железных дорог. КНР интересуют полезные ископаемые континента. Побороться с китайцами в Африке могла бы российская корпорация РЖД.

В Африке наступает бум инфраструктурного строительства. Слабое развитие дорог, портов, путей сообщения на фоне бурного развития местной торговли становится фактором, привлекающим инвестиции из-за рубежа.

С одной стороны, образуется доступ на глобальные рынки, а с другой – стимулируется региональная торговля

Всерьез строительством железных дорог в Африке занимались более 100 лет назад Великобритания и Франция, строившие пути для доставки кофе и чая в Европу. Но теперь эти страны не в состоянии браться за такие проекты. «Потребность в зарубежном транспорте огромна. Железные дороги – ключ к росту региональной торговли», – замечает глава частной компании Rift Valley Railways Дарлан Фабио де Давид. Его компания занимается восстановлением дороги из Момбасы (Кения) в Кампалу (Уганда), которая была построена британскими инженерами в 1896–1901 годах.

Но главным игроком на рынке железнодорожного строительства станут, судя по всему, не частные компании, а корпорации из Китая. Банк Export-Import Bank of China вложит 4 млрд долларов в линию Момбаса – Найроби, которая будет действовать параллельно устаревшей, построенной в колониальные времена железной дороге. Специалисты говорят о возрождении ушедшей эпохи активного железнодорожного строительства на просторах африканского континента.

«Наблюдается большая активность в железнодорожной отрасли на востоке Африки. С экономической точки зрения это очень прибыльное дело. С одной стороны, образуется доступ на глобальные рынки, а с другой – стимулируется региональная торговля», – отмечает заместитель директора африканского департамента МВФ Роджер Норд.

На церемонии начала строительства железной дороги Момбаса – Найроби будут присутствовать президенты Кении, Уганды, Руанды и Южного Судана. Это является знаком того, что в Африке всерьез ожидают строительства сотен километров железнодорожных путей далеко вглубь континента – к Кигали (Руанда) и Джубе (Южный Судан), пишет Financial Times.

Другим большим проектом можно назвать восстановление пути между Аддис-Абебой, столицей Эфиопии, и портом Джибути длиной 756 км. Приблизительная стоимость проекта – 3 млрд долларов. Строительство началось несколько месяцев назад, ветка прокладывается параллельно заброшенному пути, построенному Имперской железнодорожной компанией Эфиопии в 1894–1917 годах. Финансированием строительства занимается все тот же китайский банк Export-Import Bank of China. По расчетам, новая железная дорога позволит сократить время в пути между Аддис-Абебой и Джибути больше чем наполовину, соответственно, снизятся и издержки.

Возможности частных компаний из других стран куда скромнее. К примеру, инвестиционные группы Citadel Capital из Египта и Transcentury из Кении потратят в течение следующих трех лет около 300 млн долларов для восстановления существующей линии между Момбасой и Кампалой длиной 2200 км.

Критики утверждают, что китайцы задирают цены на рынке, особенно это касается проектов в Кении, и что по факту китайские строительные компании одерживают победы в государственных тендерах в обмен на финансовую помощь со стороны Пекина. И ведь, помимо самого строительства линий Момбаса – Найроби и Аддис-Абеба – Джибути, Китай поставит большую часть подвижного состава, включая локомотивы на миллионы долларов. К примеру, компании, занимающиеся веткой Момбаса – Кампала, не связанные с Китаем, закупят американские локомотивы производства General Electric.

Китай проводит активную экспансию в инфраструктурных проектах не только в Восточной Африке. China Railway Construction в начале ноября подписала контракт с правительством Нигерии на строительство железной дороги в стране стоимостью 1 млрд долларов. Также эта компания участвует в модернизации линии Лагос – Кано, стоимость проекта – 8,3 млрд долларов. Также китайцы вкладывают миллиарды долларов в порты, автотрассы, трубопроводы, дамбы.

Их интересуют полезные ископаемые континента: суданская нефть, замбийские медь и кобальт, южноафриканское золото, нигерийский уран. «КНР действует как пылесос, ей нужны ресурсы со всего мира, в том числе из Африки», – сказал газете ВЗГЛЯД доцент кафедры мировой экономики МГИМО Денис Дегтерев.

Торговля в Африке развивается бурными темпами. Причем речь идет именно о региональной торговле. Объем торговли между странами Восточноафриканского сообщества (Бурунди, Уганда, Руанда, Кения, Танзания), по подсчетам МВФ, вырос с 689 млн долларов в 2000 году до 2,4 млрд долларов к концу 2012 года. В прошлом году Уганда стала крупнейшим торговым партнером Кении, вытеснив с этой позиции Великобританию впервые с того момента, как Найроби получил независимость от Лондона 50 лет назад.

Заинтересованы в строительстве железных дорог и такие страны, как Демократическая Республика Конго и Южный Судан. Главный аргумент – снижение стоимости транспортировки. Большая часть грузов в Восточной Африке перевозится по автотрассам, из Момбасы каждый день отправляются 3300 грузовиков, что стало тяжелой транспортной проблемой для властей. Железные дороги разгрузят трассы. Как сказал директор Африканского банка развития в Найроби Габриэль Негату, железные дороги «изменят правила игры» в регионе.

Конкурентом Китая на рынке Африки вполне могла бы стать российская монополия РЖД. Летом суданское правительство предложило России участвовать в строительстве трансафриканской железной дороги из Дакара (столица Сенегала) в Порт-Судан в Красном море. Эта железная дорога должна пройти через многие африканские страны и соединить Атлантический и Индийский океаны. Порт-Судан – единственный порт Судана, через который проходит большая часть экспорта. В перспективе эта железная дорога должна будет связать столицу Сенегала также с портом Джибути.

Также в октябре вице-президент РЖД Александр Салтанов заявил, что РЖД интересуются участием в реализации инфраструктурных проектов в Эфиопии. У РЖД уже есть неудачный опыт работы в Африке. Из-за гражданской войны в Ливии в 2011 году РЖД пришлось заморозить проект строительства железной дороги Бенгази – Сирт стоимостью 2,2 млрд евро. Под вопросом железнодорожный проект в Алжире стоимостью 800 млн евро, где РЖД выиграли тендер еще в 2008 году, однако в 2010 году, как писали алжирские СМИ, этот договор был аннулирован. В РЖД в прошлом году говорили, что формально все еще являются победителями тендера, но остаются политические риски, которые могут повлиять на реализацию этого контракта.

..............