Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
13 февраля 2006, 20:21 • Экономика

Чиновникам нужна бизнес-оценка

Чиновники просят у бизнеса экспертной оценки

Чиновникам нужна бизнес-оценка
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Сергей Левкин

В 2005 году всевозможные ГОСТы, ОСТы и СНиП ушли в прошлое или стали носить чисто рекомендательный характер. Теперь за безопасность разнообразной продукции будут отвечать специальные технические регламенты. Однако уже на стадии разработки вокруг будущих регламентов идут жесткие споры. Для поиска компромисса власти нужна помощь бизнесменов.

В настоящий момент идет разработка в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» целой серии подобных документов, касающихся всех сфер экономики страны. Но, по мнению руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ФАТРМ) Григория Элькина, данный закон имеет серию «шероховатостей», мешающих созданию эффективных технических регламентов, и нуждается в доработке.

Буря негодования

Если данные нормативные документы будут иметь статус ФЗ, то региональные власти не смогут вносить в них никаких изменений

Григорий Элькин отметил, что цель Федерального закона «О техническом регулировании» состоит в разделении ответственности за качество и безопасность продукции между бизнесом и государством. Стандарты качества будут привязаны к механизмам рыночной экономики.

«Однако, несмотря на то, что в целом ФЗ «О техническом регулировании» – правильный, в нем есть некоторые шероховатости, которые мешают эффективной разработке технических регламентов», – заявил глава ФАТРМ. По мнению Григория Элькина, закон «нуждается в доработке».

В частности, с такими шероховатостями столкнулись разработчики специального технического регламента «О безопасности процессов производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации токсичных и высокотоксичных веществ». Проект данного нормативного документа в свое время подвергся резкой критике на общественных слушаниях в Минпромэнерго.

Причем расхождения во взглядах между разработчиком регламента – ФГУП «Научно-технический центр «Промышленная безопасность» – и заместителем председателя Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России Натальей Фонаревой, председательствовавшей на данном слушании, были кардинальные.

По мнению докладчика по проекту – заведующего отделом нормативно-правового обеспечения «Промышленной безопасности» Валерия Шалаева, – технический регламент не обязан носить статус федерального закона (ФЗ). Однако ранее чиновники неоднократно заявляли, что технические регламенты будут носить статус ФЗ.

Следует отметить, что если данные нормативные документы будут иметь статус ФЗ, то региональные власти не смогут вносить в них никаких изменений – стандарты будут едины для всей территории страны, если же нет, то федеральный центр теряет тотальный контроль над региональными нормами. Именно поэтому заявление Валерия Шалаева вызвало бурю негодования со стороны представителей федерального центра.

По словам Фонаревой, на что были потрачены выделенные 2 млн. рублей – непонятно. Она уверена, что себестоимость проделанной работы составляет максимум 500 долларов. Соответствующая докладная записка будет представлена куда следует, отметила она.

Разработка в параллели

Заместитель председателя Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России Наталья Фонарева (фото: ИТАР-ТАСС)
Заместитель председателя Общественного совета по техническому регулированию при Минпромэнерго России Наталья Фонарева (фото: ИТАР-ТАСС)

Предприниматели, которым президентом было обещано снятие лишних административных барьеров, высказались еще более жестко. «Мы здесь столкнулись с вопиющей юридической безграмотностью», – таким образом прокомментировал заявление Валерия Шалаева представитель Ассоциации производителей бытовой химии и косметики.

Фонарева также отметила, что непонятно, что вообще является предметом регулирования в представленном проекте. «В документе даже нет конкретных значений ПДК (предельно-допустимых концентраций)», – возмутилась она.

Валерий Шалаев пояснил, что конкретные значения допустимых норм будут содержаться в другом нормативном акте, который сейчас разрабатывается в параллели еще одним институтом. Он подчеркнул, что представленный проект создавался строго в соответствии с планом, утвержденным правительством.

Старший юрист корпоративной практики юридической фирмы «Вегас-Лекс» Андрей Корельский согласен с Валерием Шалаев.

«Из ФЗ «О техническом регулировании» не следует, что технический регламент должен иметь статус ФЗ, – сообщил он корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – В частности, в пункте 10 статьи 7 данного ФЗ «О техническом регулировании» указывается, что технический регламент принимается федеральным законом или постановлением правительства Российской Федерации. То есть данный пункт напрямую дает возможность установить технический регламент постановлением правительства РФ», – отметил он.

Особенность ФЗ в том, что он не может быть принят постановлением правительства, для его утверждения законопроекту требуется преодолеть три чтения в Госдуме, получить утверждение Совета Федерации, подпись президента и визу Минюста.

«Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 закона до вступления в силу Федерального закона «О техническом регламенте» правительство Российской Федерации вправе издать постановление о соответствующем техническом регламенте, – продолжил свою мысль Корельский. – Правда, при вступлении в силу соответствующего федерального закона технический регламент, принятый правительством, теряет силу».

«Таким образом, законодатели в законе «О техническом регулировании» намеренно оставили правительству РФ на сегодняшний день неограниченные возможности по принятию соответствующих технических регламентов до момента принятия соответствующих законов», – отметил он.

«Мы долго запрягали»

Чиновники хотели, чтобы им выявили минимально допустимые при прочих равных концентрации опасных веществ в окружающей среде
Чиновники хотели, чтобы им выявили минимально допустимые при прочих равных концентрации опасных веществ в окружающей среде

«Какие-либо ограничители по времени принятия таких законов в действующем законодательстве не установлены, – подытожил юрист. – В свою очередь, как все мы знаем, законы могут приниматься очень долгое время, в зависимости, конечно, от «заинтересованности» лоббирующего закон субъекта».

Если действительно Валерий Шалаев прав, и технический регламент до поры до времени может и не обладать статусом ФЗ, то мы имеем дело с обычной юридической коллизией: хотели одно, а прописали совсем другое. Чиновники хотели, чтобы им провели масштабное исследование по усреднению региональных и производственных особенностей и выявили минимально допустимые при прочих равных концентрации опасных веществ в окружающей среде. Ученые же представили им лишь общий обзор.

В свою очередь, Григорий Элькин отметил, что в настоящий момент разработан пакет поправок к ФЗ «О техническом регулировании», которые будут внесены в правительство. «Это позволит приземлить закон», – считает он.

Григорий Элькин также указал еще на одну проблему, возникающую при разработке технических регламентов – низкую активность участников рынка. Каждый проект технического регламента проходит ряд общественных слушаний, и необходимо, чтобы производители принимали в них самое активное участие. В противном случае документы придется дорабатывать, а в «ФЗ внести изменения непросто», отметил он.

Глава ведомства также подчеркнул, что технический регламент контролирует лишь нормы безопасности. Что касается качества, то ответственность за него ложится на бизнес. Такие стандарты должны регулироваться рыночным механизмом, пояснил он.

Речь здесь идет о добровольной сертификации. Григорий Элькин отметил, что сейчас в России идет активное развитие механизмов добровольной сертификации. Чаще всего такие стандарты принимаются на региональном уровне, заметил он.

Россия выделила себе для перехода на техническое регулирование срок в 7 лет. Для сравнения, Китай предварительно выделил себе на тот же процесс 12 лет. «Мы долго запрягали, теперь надо быстро ехать», – поясняет Григорий Элькин.

..............