Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
23 мая 2016, 14:29 • Культура

Итоги Канн вызвали всеобщее недоумение

Итоги Канн вызвали всеобщее недоумение
@ Joel Ryan/AP/ТАСС

Tекст: Иван Чернов

Режиссер «Безумного Макса» Джордж Миллер, возглавивший в этом году жюри Каннского кинофестиваля, удивил всех. Критики говорят, что он раздал награды заурядным актерам и актрисам и не самым сильным картинам, словом, кому хотел, тому и раздал. В итоге ни один фильм-фаворит не получил Гран-при или «Золотую пальмовую ветвь», а победу праздновал британец Кен Лоуч с драмой о «маленьком человеке».

Непредсказуемый Миллер

Когда актеры преобладают в небольшом составе жюри – это плохо

Результаты Каннского кинофестиваля в этом году можно назвать неожиданными. Ни одна картина, на которую ставили критики и журналисты, не получила главных призов.

Лучшим был признан фильм британца Кена Лоуча «Я, Дэниэл Блейк». Кстати, это уже вторая «Золотая пальмовая ветвь» в карьере Лоуча. Предыдущим фильмом, за который он удостоился той же чести, был «Ветер, что колышет вереск» 2006 года.

Нынешняя его лента рассказывает классическую историю «маленького человека» – пожилого плотника, которому после сердечного приступа запрещают работать, передает «Россия 24».

Вторую по значимости награду – Гран-при – завоевала картина канадского режиссера Ксавье Долана «Это всего лишь конец света».

После оглашения результатов стало понятно, что абсолютно все прогнозы критиков оказались несостоятельными. Глава Каннского жюри этого года режиссер фантастического боевика «Безумный Макс» австралиец Джордж Миллер сдержал данное ранее обещание и не стал прислушиваться к «мнению толпы», отмечает РИА «Новости».

Кинокритик и киновед, почетный президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов признался газете ВЗГЛЯД, что, как и многие, был «довольно сильно удивлен решениями жюри». «Удивило не столько даже присуждение главного приза Кену Лоучу, сколько все остальные решения, в которых в этом году не просматривалось ни структуры, ни концепции, ни какой-либо логики», – отметил он.

Подобную ситуацию Плахов связывает с неправильным формированием состава жюри. По его словам, в Каннах давно существовала традиция, согласно которой в жюри входили представители разных направлений сферы кино. Обязательно присутствовал кинокритик, историк кино. На одном фестивале – француз, на следующем – представитель другой страны и т.д. То есть соблюдался некий баланс и в жюри всегда были люди, которые имеют не только хороший художественный вкус, но и разбираются в истории, теории кинематографа.

«А когда в жюри попадают сразу пять актеров, возможно, даже очень хороших, ситуация иная, – комментирует Плахов. – Актеры – сами по себе люди зависимые. И далеко не всегда разбираются в широком контексте кинематографа. Конечно, они тоже нужны и важны, особенно при присуждении призов за лучшие роли, но когда актеры преобладают в небольшом составе жюри – это плохо, это ведет к определенному перекосу», – заметил кинокритик.

Отметим, что помимо Миллера в жюри этого года входили американская актриса Кирстен Данст и ее коллега из Франции Ванесса Паради, кинорежиссер Арно Деплешен, итальянская актриса и кинопродюсер Валерия Голино, датский актер Мадс Миккельсен, венгерский режиссер Ласло Немеш, продюсер из Ирана Катаюн Шахаби и канадский актер и продюсер Дональд Сазерленд.

Также очень много зависит от мнения председателя жюри. Из слов Плахова можно сделать вывод, что выбор на эту роль режиссера «Безумного Макса» Джорджа Миллера был не самым лучшим. Хотя до этого были примеры, когда режиссеры по-настоящему массового, зрительского кино возглавляли жюри в Каннах – к примеру, Стивен Спилберг. Но его решения таких нареканий, как сейчас, не вызывали.

Особое недоумение Плахова вызвали призы за лучшую мужскую роль – эту награду получил иранский актер Шахаб Хоссейни из фильма «Коммивояжер» – и лучшую женскую – этот приз присудили Жаклин Хосе, снявшейся в фильме филиппинца Брийанте Мендосы «Ma' Rosa». В обоих случаях, по мнению критика, были отмечены «заурядные роли».

Своим фаворитом кинофестиваля этого года Андрей Плахов назвал фильм «Тони Эрдман» немецкого режиссера Марин Эд. Он подчеркнул, что это кино получило самые высокие оценки как прессы, так и зрителей, имело большой успех, но в итоге не завоевало не только главного приза, но вообще ничего. Для Плахова это стало главным разочарованием фестиваля.

Другие критики

Еще более критичную оценку киносмотру дал известный продюсер Сэм Клебанов. На своей странице в Facebook* он не стеснялся в выражениях: «Ок, жюри, конечно, имеет полное право раздавать любые призы кому захотят, но я хочу воспользоваться своим правом сказать – you suck! (что можно перевести как «ты – полный отстой!» – прим. ВЗГЛЯД). Наверное, это худшее решение на моей памяти, а я в Канны с 2000 года езжу, многое уже повидал».

Клебанов отмечает, что ему понравился победивший фильм Кена Лоуча, но «это точно не было главным фильмом этого года».

«Наверное, проблема в том, что два удачных франчайза – «Безумный Макс» и «Поросенок Бейб» (в создании которых принимал участие глава жюри Джордж Миллер – прим. ВЗГЛЯД) – не дают гарантии того, что их создатель будет адекватно судить фильмы других режиссеров. Было у меня подозрение, что с Миллером что-то пойдет не так», – отметил он.

Критики в первые же дни фестиваля определились с фаворитами. Публика сразу влюбилась в трехчасовую немецкую комедию «Тони Эрдман». Согласно журналу Screening daily, этой картине кинокритики дали одну из самых высоких оценок за всю историю фестиваля – 3,7 балла из 4, отмечает РИА «Новости».

Также среди фаворитов называли «Американскую милашку» Андреа Арнольд, «Патерсон» Джима Джармуша, «Лавинг» Джеффа Николса и возвращение Пола Верховена на европейскую землю с фильмом «Она».

При этом такие картины, как «Аквариус» Клебера Филхо Мендонсы, «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна и «Выпускной» Кристиана Мунджиу, раскололи критиков на два лагеря: одни их очень полюбили, другие, наоборот, раскритиковали.

Прогнозы оправдались только по отношению к Арнольд, которой ушел приз жюри. Гран-при вручили Ксавье Долану, который уже получал эту награду за картину «Мамочка», тогда как критики приняли эту работу прохладно.

Приз за лучшую режиссуру жюри присудило румыну Кристиану Мунджиу за картину о муках выбора «Выпускной» и Оливье Ассаясу за триллер с Кристен Стюарт «Персональный покупатель», который многие освистали во время первого показа.

Специальный приз Palme D'Honneur получил французский актер Жан-Пьер Лео, который снимался в фильмах Франсуа Трюффо, Жан-Люка Годара, Пьера Паоло Пазолини и Бернардо Бертолуччи. В программе «Короткий метр» приз взял испанский режиссёр Хуанхо Гименез за фильм Timecode.

Россия была представлена в этом году анимационным фильмом Гарри Бардина «Слушая Бетховена» и картиной Кирилла Серебренникова «Ученик» во второй по значимости программе конкурса «Особый взгляд». «Ученик» не получил призов в рамках программы, однако картину оценили в рамках премии имени французского журналиста и историка кино Франсуа Шале.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............