24 января, пятница  |  Последнее обновление — 20:59  |  vz.ru
Разделы

Украина не вернется из мира страшных сказок

Антон Крылов, журналист
Вслед за президентом из телесериала граждане Украины получили государство из телесериала. И нет ни малейших предпосылок к тому, чтобы Украина в ближайшее время самостоятельно или с чьей-то помощью вернулась из мира смешных и страшных сказок в объективную реальность. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

Алексей Алешковский, сценарист
Любое плюс-минус демократическое государство строится на консенсусе, а не готтентотской морали меньшинства. Правоприменение основано на толковании законов, а толкование (по крайней мере, в идеале) – на здравом смысле. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

И заспорили славяне, кто из них антисемит

Дмитрий Бабич, политолог, журналист
После церемонии в «Яд Вашеме» нам предстоит долгая борьба за правду. И в этой борьбе ЕС не будет нашим союзником, а скорее, наоборот, противником. В любом случае главную ношу этой борьбы нам придется вынести самим. Подробности...
Обсуждение: 20 комментариев

    Путин открыл в Израиле памятник героям блокадного Ленинграда

    Лидеры России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху открыли в Иерусалиме монумент «Свеча памяти», посвященный защитникам и жителям блокадного Ленинграда. Памятник, который представляет собой 9-метровую стелу, стал одним из крупнейших мемориалов в еврейском государстве
    Подробности...

    Новые лица в правительстве Мишустина

    Новый глава правительства Михаил Мишустин менее чем за неделю сумел сформировать новый состав кабинета министров. У него будет девять замов, в том числе один первый – им стал Андрей Белоусов. Силовой блок кабинета сохранился, главным дипломатом остается Сергей Лавров. Зато полностью обновился социальный блок
    Подробности...

    Новый терминал в стиле конструктивизма открылся в Шереметьево

    В крупнейшем московском аэропорту Шереметьево открылся пятый по счету терминал – C1. Он пристроен к терминалу В и способен обслуживать до 20 млн пассажиров в год. В итоге пропускная способность аэропорта вырастет до 80 млн человек
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Число пострадавших американских военных в результате удара Ирана резко возросло

        Главная тема


        Почему Болгария внезапно нашла у себя "шпионов из ГРУ"

        поступок президента


        Путин помог палестинскому гвардейцу

        «неудачный день»


        Польские СМИ назвали поражением Варшавы итоги форума в Израиле

        зимний сезон


        Нафтогаз предупредил о возможности отключения отопления в 30 городах Украины

        Видео

        беспрецедентный саммит


        Зачем Путин собирает пять великих держав мира

        порт Калининграда


        Поляки намерены вытеснить Россию из Балтийского моря

        экономический ущерб


        Китайский вирус угрожает нефтяным доходам России

        инсценировки «химатак»


        США повторили в Сирии ошибку Колина Пауэлла

        Борьба за правду


        Дмитрий Бабич: И заспорили славяне, кто из них антисемит

        Здравый смысл


        Алексей Алешковский: Глупо жаловаться на патернализм, исповедуя инфантилизм

        Государство из сериала


        Антон Крылов: Украина не вернется из мира страшных сказок

        викторина


        Как отмечают Новый год народы России?

        на ваш взгляд


        В какие отрасли отечественной экономики в первую очередь должно вкладываться государство?

        «Надо вспомнить свои корни»

        Гендиректор Роскино рассказала, как с помощью кинематографа изменить имидж России в мире

        23 мая 2012, 19:10

        Текст: Кирилл Решетников

        Версия для печати

        «Нетрезвые русские в космосе – это не архетип, придуманный американцами, а стереотип, активно поддерживаемый нами самими», – заявила газете ВЗГЛЯД Екатерина Мцитуридзе, гендиректор компании «Роскино», организовавшей Российский павильон на 65-м Каннском кинофестивале. Она предложила свои рецепты изменения имиджа России в мире.

        Во французских Каннах проходит юбилейный 65-й международный кинофестиваль. В основном конкурсе Россию представляет фильм Сергея Лозницы «В тумане», однако среди мероприятий фестиваля есть также специальная программа «В фокусе – новое русское кино», в рамках которой будет представлено 10 новинок отечественного кинематографа, в том числе новые работы Алексея Учителя, Гоши Куценко, Авдотьи Смирновой и Бориса Хлебникова.

        Российский павильон в Каннах уже пятый год организует компания «Роскино», генеральный директор которой киновед Екатерина Мцитуридзе недавно озвучила концептуальный план, согласно которому национальный кинематограф должен изменить сложившийся в мире образ России: «Мы постараемся поменять через кино лицо России. Наша программа для иностранных дистрибьюторов недаром называется Doors – мы должны открывать двери, перестать жаловаться, что нас не понимают, потому что наш зритель есть во всех странах мира». В интервью газете ВЗГЛЯД Екатерина Мцитуридзе рассказала, почему имидж России должен быть другим и чего не хватает российскому кино.

        ВЗГЛЯД: В планах Роскино фигурирует такая важная задача, как изменение международного образа России. В чем, по-вашему, неправилен тот образ России, который существует ныне?

        Екатерина Мцитуридзе: Если честно, имидж России на международном уровне с 1990-х практически не поменялся. Напротив, если перестройка ознаменовала собой условный новый день в истории нашей страны и стала неким символом готовности страны меняться к лучшему, становиться более открытой миру, то сегодня происходит стагнация мнений относительно нашего внешнего имиджа. Большинство представлений о современной России  в мире сложились в 1990-х благодаря анекдотическим новым русским и, в частности, их образам в кино, которое, как известно, самое доступное из искусств. Ничего нового с тех пор мы не предложили миру. В последнее время я смотрю международные каналы и абсолютно потрясена тем, как там транслируется образ нашей страны. Для сравнения приведу в пример Турцию или Китай. На CNN в среднем раз в час в межпрограммном эфире стоят имиджевые ролики этих стран. Это, разумеется, реклама. Часто она привязана к национальным компаниям. В случае с Турцией это красивейший ролик на тему того, что за чудесная страна с богатой фактурой, с культурным кодом, с традициями, с добрейшими людьми. В конце концов становится понятно, что стоит летать только на турецких авиалиниях – лучших в мире! И это все не дубово и не навязчиво, а легко и элегантно. Или вот Китай – мы смотрим ролик о том, что миллион лет назад это была великая цивилизация, потом мы видим чудеса современного Китая, мегатехнику, трудолюбивых людей, которые управляют этими машинами, людей, которые открыты для общения, улыбаются в кадре и говорят о том, как в Китае любят гостей, потом мы видим города с небоскребами. И знаете, как-то автоматически начинаешь думать – а не съездить ли нам в эту страну в ближайший отпуск.

        Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор компании «Роскино», организовавшей российский павильон на 65-м Каннском кинофестивале (фото: ИТАР-ТАСС)
        Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор компании «Роскино», организовавшей российский павильон на 65-м Каннском кинофестивале (фото: ИТАР-ТАСС)

        ВЗГЛЯД: А про Россию ничего хорошего нет?

        Е. М.: На том же CNN Россия фигурирует исключительно в тревожных выпусках новостей – убили, ограбили, наказали, потерпели крушение, взорвали и прочее. Но стоит ли удивляться этому, когда ничего позитивного о России мы не можем сегодня видеть и на собственных экранах. Возьмите одного из выдающихся дирижеров мира – Валерия Гергиева. Он проводит изумительный Пасхальный фестиваль – лучшие симфонические оркестры мира, гениальные пианисты, оперные певцы, балет, все это в течение месяца освещает единственный канал, который официально призван закрывать тему культуры. Ни по одному из федеральных крупных каналов не было какого-то мощного освещения этого события. А я уверена, что при должной подаче это было бы интересно многим людям. Тем более что фестиваль не был замкнут на Москве и Питере, он проходил по всей России. То же самое в кино. Новости кино не выходят в главные новости, не становятся предметом обсуждения, если только это не рекламные сюжеты о псевдопатриотических блокбастерах. Я недавно читала очень интересную статью об образе России в мировой рекламе. Если коротко, то наша родина в мире воспринимается исключительно как родина водки, матрешки, коммунистов и олигархов.

        ВЗГЛЯД: Согласны ли вы, что нынешнее расхожее представление о России во многом сформировано кинематографом, причем не отечественным, а западным?

        Е. М.: Не согласна. Американское кино, то, которое, вы, вероятно, подразумеваете, всего лишь транслирует тот образ, который упорно поддерживает наше кино внутри страны. Посмотрите, какие герои и какие темы инициируются многими российскими продюсерами, и вам станет ясно, что нетрезвые русские в космосе – это не архетип, придуманный американцами, а стереотип, активно поддерживаемый нами самими. Во французском кино есть огромное количество фильмов, которые просто приятно смотреть, без особых художественных изысков, но скроенные ладно, профессионально, внятно и рассказывающие об обычных людях с их плюсами и недостатками. Сразу оговорюсь – это не сладкие бессознательные комедии с тупым мировосприятием и не экранизация кодекса Хейса, о котором так мечтательно стали поговаривать в оправдание провалов российского кино в последнее время (кодекс Хейса – система идейно-этических требований к кино, действовавшая в США с 1930-х по 1960-е – ВЗГЛЯД). Это то самое кино для среднего класса, которого нет у нас. Класс уже есть, а фильмов – нет.

        ВЗГЛЯД: Какой могла бы быть «программа минимум» по изменению существующего образа России, какие позитивные стороны нашей страны и культуры нужно открывать и показывать прежде всего?

        Е. М.: Прежде всего надо вспомнить свои корни. Поднять высоко голову и сказать себе, что мы страна Чехова, Достоевского и Набокова, мы страна Прокофьева и Чайковского, мы страна Эйзенштейна и Ромма, мы страна Додина и Гергиева, мы страна Кандинского и Малевича, мы страна Ландау и Циолковского, у нас море талантливых людей во всех поколениях, и сегодня, если отойти от официоза, вы найдете потрясающе талантливых актеров, режиссеров, авторов, продюсеров. Им всего лишь нужен шанс, им нужно открыть двери. Происходит же все наоборот. На словах – о да, конечно, мы вас ждем, мы вас ищем, а как только появляется кто-то нетривиальный по-настоящему, его активно начинают гасить. Чтобы, не дай Бог, на его фоне кое-кто не показался бледнее. А корни есть, просто, в отличие от тех же французов, мы почему-то стесняемся ими гордиться.

        ВЗГЛЯД: Верно ли предположение, что российские фильмы, которые будут продвигаться в рамках поставленной задачи, должны ломать определенные стереотипы? А может быть, какие-то стереотипы нужно, наоборот, поддерживать?

        Е. М.: На мой взгляд, слово «стереотип» подразумевает стагнацию. И вы никогда не скажете: давайте создадим стереотип. Вы говорите: ломать стереотипы. Сегодня лично мы, Роскино, поддерживаем те проекты, где нет стереотипов, но есть архетипы и есть будущее. В Российском павильоне мы представили программу из 10 картин. Каждая из них – это попытка нового высказывания, и важно именно это. Еще Борхес отметил, что тем всего несколько и больше быть не может. Важно то, как автор увидел и раскрыл эту тему, какую он историю сочинил, и важно то, коррелирует ли его взгляд хотя бы с частью аудитории. В Штатах ни один проект не запускается, если нет четкого представления о его потенциальной аудитории и внятного бизнес-плана. У нас, если посчитать общие суммы убытков, недосборов фильмов, снятых на государственные деньги, получатся сотни миллионов долларов или миллиардов рублей. Если какой-нибудь банк или любая корпорация провалит проект на такую сумму, вряд ли они долго просуществуют. А в нашем кино это перманентное состояние. И оправдывается это все тем, что наш зритель, видите ли, не хочет смотреть свое кино. В журнале Variety Russia мы подняли эту тему и проследили долю национального кино во многих странах мира. Во Франции, в Японии, в Китае, в Италии, в Германии, в Израиле, в Великобритании, где угодно – свое кино смотрят, в России – нет. И почему-то считается, что это вполне естественно. На самом деле во всех вышеперечисленных странах существуют мощные институты лоббирования собственной культуры. Не на словах и не на пустопорожних конференциях, а на деле.

        ВЗГЛЯД: Какое кино из России и о России, по-вашему, могло бы быть интересно современному западному зрителю и в то же время могло бы изменить его мнение о России?

        Е. М.: Дело не в жанре и не в содержании конкретного фильма. Дело в профессионализме и любви к истории, которую рассказываешь. В большинстве наших проектов не хватает ни того, ни другого. Зато прослеживается последовательная тяга к легкой наживе. И если в случае с тупыми комедиями это вполне срабатывает, то претенциозные, надрывно заумные проекты без конкретного адресата непременно проваливаются. Когда это частные проекты – вопросов нет. Человек или компания вольны делать все что угодно со своими деньгами. Другой вопрос, если это деньги налогоплательщиков. Как минимум было бы неплохо наладить диалог с собственным зрителем и не считать его за быдло.

        ВЗГЛЯД: Что выглядит более перспективным в свете поставленной задачи: «большое» кино в формате блокбастеров или креативный «неформат», в той или иной степени близкий к артхаусу?

        Е. М.: Перспективны только те проекты, где есть душа и владение профессией, это может быть блокбастер, как у Чжана Имоу, и это может быть личная экзистенциальная драма, как у Карлоса Рейгадаса или Триера. В Венеции с большим удовольствием смотрели «Бумажного солдата» Германа-младшего, «Фауста» Сокурова, «Возвращение» Андрея Звягинцева, «Эйфорию» Вырыпаева, «Овсянок» Федорченко, в Риме – «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова, в Канне – «Тюльпан» Сергея Дворцевого, в Берлине – «Сумасшедшую помощь» Хлебникова и «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского... Вопрос в том, что ни один из этих фильмов не стал событием в России, не собрал свою аудиторию, и это проблема. В кинотеатральном прокате в Италии «Фауст» собрал 600 тысяч евро при затратах на выпуск меньше чем 100 тысяч.

        ВЗГЛЯД: По-вашему, нужно делать ставку на некий глобальный общепонятный язык и на привычные для Запада реалии или, наоборот, акцентировать национальное и культурное своеобразие?

        Е. М.: Нужно быть доступным для понимания. Вот новый фильм Ивана Вырыпаева «Танец Дели», я уверена, попадет в своего зрителя в любой точке мира, и при этом это наш автор с очевидным нашим культурным кодом. Или новый фильм Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» – история разворачивается в течение дня в одном московском ресторане, и эти маленькие зарисовки из жизни не показались чем-то «для внутреннего пользования» ни одному иностранному журналисту, тем, кто смотрел первую презентацию этого фильма в Российском павильоне. Кстати, Елена Степанищева, продюсер этого проекта, собирала деньги на него методом краудсорсинга. Бюджет фильма – 100 тысяч долларов. Это тот самый эксперимент, который мы готовы поддерживать хотя бы ради того, чтобы доказать, что такое возможно. Я долго беседовала с одним дистрибьютором насчет прокатных перспектив драмы «Жить» Василия Сигарева, это очень тяжелое, очень глубокое и болезненное кино из провинциальной российской жизни, но выяснилось, что оно неподдельно задело довольно личные струны этого конкретного дистрибьютора из Нью-Йорка. Не знаю, поможет это нам продать ему фильм или помешает, но факт в том, что настоящее кино непонятым не остается никогда.

        ВЗГЛЯД: Нужно ли вообще специально подстраиваться под западного зрителя, брать его предполагаемые предпочтения за отправную точку?

        Е. М.: Нет никаких предпочтений, и нет никакого «западного зрителя». Есть кино для широкого зрителя, четко нацеленное на развлечение, и оно также должно быть безупречно качественным, чтобы отбить большие затраты на производство. И есть более сложное кино, такое кино для более требовательного зрителя, в Голливуде их называют elevated genre movies, и таких, поверьте, миллионы, на чем прекрасно зарабатывают умные и профессиональные западные, восточные и любые другие дистрибьюторы. Просто нужно уметь правильно подавать и продавать.

        ВЗГЛЯД: Некоторые комментаторы настороженно относятся к перспективе идеологизации отечественного кинематографа, а вы?

        Е. М.: Разумеется, идеологизация – пугающее понятие. Идеология должна вырабатываться подспудно, именно благодаря качественным, умным и продуманным, прочувствованным проектам. Если происходит наоборот – мы знаем с вами прекрасно, чем это кончается. Поэтому так неожиданно всплывший кодекс Хейса, с позором заклейменный в Штатах в 1960-х, в сегодняшней России звучит как фарс.

        ВЗГЛЯД: Расскажите, пожалуйста, о программе «В фокусе – новое российское кино» и о том, чем в целом определялся выбор фильмов?

        Е. М.: Некоторые фильмы я уже упоминала. Фильм Дуни Смирновой «Кококо», я считаю, будет иметь успех и у зрителя, и у профессионалов. Другое дело, что я не могу понять, почему ее предыдущий фильм «Два дня», который при нужной раскрутке мог бы собрать приличный бокс-офис, прошелестел так скромно. Это абсолютно смотрибельное кино для широкого зрителя. Это те самые качественные фильмы для более требовательной аудитории, но она, эта аудитория, о таких фильмах в России не узнает. Очень нежная картина Виктора Шамирова и Гоши Куценко «Со мною вот что происходит», искренняя, полная света история Павла Руминова «Я буду рядом», дерзкая картина «Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева.  Отдельно отмечу еще два фильма. «Восьмерка» Алексея Учителя – это совершенно новая для него форма, экшн из жизни омоновцев по одноименному роману Захара Прилепина. Я имею к этому проекту непосредственное отношение и могу сказать, что он не останется незамеченным. Так же, как и новый фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». Продюсер Роман Борисевич, начиная каждый новый проект, соблюдает те самых два железных правила, которые я вам привела выше: он любит каждый свой проект, который запускает, и он профессионально рассчитывает потенциальную аудиторию.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............