12 декабря, вторник  |  Последнее обновление — 03:09  |  vz.ru
Разделы

Самая правозащитная правозащита

Петр Акопов, заместитель главного редактора газеты "Взгляд"
Владимир Путин присудил госпремию «за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности» Людмиле Алексеевой. В этом же году президент заезжал к ней в гости, специально чтобы поздравить с 90-летием. То есть Алексеева – это теперь «честь, ум и совесть нашей эпохи»? Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Так воюют не стервятники, а защитники

Эдуард Биров, журналист
Стоит посмотреть глазами из Чечни 1994 года на победу в Сирии 2017-го, чтобы понять, как много уже сделано и пройдено Россией на расстоянии одного поколения. Если вдуматься и прочувствовать жизнь страны как собственную, это настоящее чудо. Подробности...
Обсуждение: 11 комментариев

Кто кого победил в двух мировых войнах

Дмитрий Дробницкий, политолог, американист
Бурная реакция наших политиков на рядовую, в общем-то, реплику Дональда Трампа о победе США в Первой мировой явно не соответствует ее значимости. Хуже то, что сейчас, в предновогоднюю пору, в наших торговых центрах звучит повсюду «Джингл беллз». Подробности...
Обсуждение: 85 комментариев

    Умер Леонид Броневой

    Артист театра и кино, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Леонид Сергеевич Броневой ушел из жизни на 89-м году жизни. Прощание с ним пройдет в понедельник в Большом зале «Ленкома». Власти Москвы уже заявили о готовности увековечить его память
    Подробности...

    Решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля взорвало исламский мир

    Заявление президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля арабский мир встретил протестами. На улицах Турции, Ливана, Иордании, Малайзии и Палестины прошли антиамериканские демонстрации, сопровождавшиеся беспорядками
    Подробности...

    В Ростове-на-Дону открылся аэропорт Платов

    В Аксайском районе Ростовской области открылся новый аэропорт Платов – первая новая авиагавань, появившаяся в России после 1991 года. С 7 декабря он начал прием и отправку регулярных и чартерных рейсов. Первым тут приземлился чартер авиакомпании «Победа» из Внуково
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:Киев описал модель перевода образования в русскоязычных общинах на украинский

        Главная тема


        Саакашвили превратил заседание киевского суда из мелодрамы в комедию

        «Картинка шизофреническая»


        Климкин выдвинул аргументы в пользу борьбы с русским языком на Украине

        армия и вооружение


        Новейший американский эсминец вынужден был прервать испытания

        бывший премьер


        Яценюк был вынужден юлить во время допроса о «самоустранении Януковича»

        политическая демагогия


        Польский дипломат связал нормализацию отношений Москвы и Варшавы с уходом Путина

        миллиарды долларов


        Доходы от экспорта российской нефти резко выросли

        сорванный показ


        «Борцы с проукраинским фильмом» превращают Россию в Украину

        террор и травля


        Схему борьбы с «врагами народа» в США довели до совершенства

        «на колчаковских фронтах»


        Захарова ответила на заявления Запада по Сирии цитатой из «Собачьего сердца»

        урок ненависти


        Роман Носиков: Для нас началась новая реальность. Ее как-то еще не все осознали. Ничего – я помогу

        «в обмен на Олимпиаду»


        Лев Пирогов: До свидания, ласковый Мишка. Здравствуй, трезвость, здравствуйте, мозги

        победы американцев


        Дмитрий Дробницкий: Американский миф куда сильнее, чем это пытаются представить наши политики

        на ваш взгляд


        Сборную России отстранили от участия в Олимпийских играх - 2018. Должна ли наша страна в ответ бойкотировать Олимпиаду?

        Повесть о высоконравственном маньяке

        В прокате «Дочь» – неожиданно удачная драма с элементами триллера и русской спецификой

        30 ноября 2012, 21:35

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Согласно данным переписи, в городе Касимов (Рязанская область) проживают около 35 тысяч человек. Здесь Гайдай снимал своего «Ревизора», здесь тандем Касаткин – Назарова снял фильм «Дочь». За 35 лет ничего как будто не изменилось: городок погружен в безвременье, в нем сознательно стерты приметы эпохи, чтобы не отвлекать от разговора о вечном.

        «Дочь» была обласкана на нескольких славянских кинофестивалях, а кое-где (в том числе на «Кинотавре») отхватила приз за лучший дебют. Дебют это или не дебют, вопрос спорный: тандем Касаткин – Назарова знаком нам как минимум по фильму «Слушая тишину». Другое дело, что в случае с «Дочерью» Назарова значится не только сценаристом, но и сорежиссером, а для многих актеров (в том числе заглавных) это и впрямь первая работа в большом кино. Тут вообще предельная концентрация любителей на метр пленки: священника играет фотограф, следователя – бывший следователь, мальчика из провинции – мальчик из провинции. Где-то у березок под палисадами и массовку поднабрали. Это для столичных гастролеров – кино, а для местных – будни. Это для нас – декорации, а них – жизненное пространство. Это для зрителей – сценарий, а для них – повседневность, в которую вдруг подкинули маньяка-убийцу.

        Словом, ничего хорошего премьера не предвещала, на кинофестивалях просто так не приголубят. Священник, маньяк, мент с помятым лицом. Провинция. Все обшарпанное, как на репортажных фото. Безвременье, больше похожее на начало 90-х. От одной аннотации пахнет «русской новой волной», где все как обычно: нищета, беспредел, отчаянье. Ночь-улица-фонарь-аптека. Свинцовые мерзости русской жизни. Дымящиеся органы детей. «Груз 200» на «Жить» через «Сказку про темноту». Веревкой и мылом обеспечит профком.

        «А на черной скамье, на скамье подсудимых / Сидит дочка-красотка и красавец жиган».

        Однако на поверку – ничего подобного. Хорошее, светлое, грустное кино. С нервом, с болью. Честное, но без артхаусного выпендрежа, косметику наложили, но чуть-чуть. Чтобы подчеркнуть естественность, как говорят визажисты.

        Провинцию пропылесосили. Провинциалов причесали. Мат отфильтровали без ущерба для естественности речи. Унылые светофильтры выкинули в помойку: «буйство красок – осень золотая». Деревянные домики кругом – ровные да милые, в клумбах – цветы, на людях – лица вместо рыл. Мент и впрямь помятый, но он не злой, а уставший и законы соблюдает. Маньяк и впрямь убивает, но не терзает, не насилует, блюдет общественную нравственность. Даже люди вокруг не совсем чудовища. То есть чудовища, конечно, но не вычурные, а такие, какие они в жизни и есть. Среди них хороших даже много. И даже не всех хороших под титры умертвят.

        Режиссеры впихнули в свою «Дочь», в одну, подчеркнем, историю кучу базовых сюжетов, но они чудесным образом не льются через край и не приводят к избыточности. И так ладно они между собой скомпонованы, так естественно друг за дружкой следуют, будто речка течет. За режиссеров – первый тост.

        Сначала сюжет про двух подруг. Одна – милая, скромная, местная, вторая – из большого города переехала вместе с матерью-кокоткой. «Яга», дискотека, порножурнал. Портит плохая девочка хорошую девочку. Дружит с ней – и портит, дружит – и портит. Ты куришь, спрашивает. Не? А чо так? А боулинг у вас тут есть? И ты чо такая правильная? А парни у вас тут какие? Этот, в черной куртке, вроде ничо так. «Мужчины в трауре меня будоражат».

        Следом по сценарию идет любовь. Первая, сельская, чистая, мальчик с девочкой дружил, и оба ни разу раньше не целовались. Кто подобную линию не оценит, тот циник последний, мы с такими не дружим.

        Если есть в сценарии маньяк, значит, есть и детективная линия, триллера чуть-чуть. Если есть священник, значит, разговоров за Бога много, уйма философских вопросов бытия. Поп в городе хороший, про то все знают. Хороший, но несчастливый – у него тоже дочь убили, проверили веру на прочность. Ничего, крепится. Спокойно разъясняет дурацкие вопросы – есть ли Бог? А добрый ли он? А если добрый, почему такое допускает? Приходите в храм, поговорим. Пришел следователь: здрасьте, святой отец. К православному священнику так не обращаются, отвечает. Не диалоги – чудо. За сценариста Назарову – второй наш тост.

        Линия священника – главный гвоздь, на нём вся история держится. При желании тут можно разглядеть противостояние православного христианства с православными активистами в нижней точке их падения (активисты в итоге побеждают физически, христиане духовно, никому от этого не легче). Христианство – это ведь не горло за нравственность драть, не яйца красить, не притолоке молиться и не кощунников смертным боем бить. Там сложнее всё. И глубже. Как, бишь, Пригожин сказал? «Не надо подставлять другую щеку, надо давать сдачи». Поправил, так сказать, неавторитетного автора. Типичный активист.

        Еще в «Дочери» есть беспредел, нельзя же в фильме про Россию вовсе без беспредела. Маленьких, опять же, обижают, государство, опять же, сука-мачеха. Угробленное материнство, потерянное детство. Проблема русских соотечественников-мигрантов. Шпилька суду народному – суду жестокому, неправосудному. Шпилька народным же понятиям о справедливости, в которых справедливого нет ничего.

        И всё это – проездом через фильм «Чучело», фильм «Странные люди» и фильм «Техасская морковь с цепной пилой» (то есть любой фильм про маньяка).

        В конце концов два финала очевидно, логично, зримо напрашиваются – на выбор, вилочкой. Один сладкий, хеппи-эндный (американцы бы сделали именно его), другой – очень русский, леденящий, с той самой петлей и веревкой от профкома. Режиссеры выворачивают в сторону финала русского, но вдруг резко ставят на нейтралку, будто засомневались. Не на открытый финал ставят, а именно на нейтралку, когда и тем, и другим, а на деле – никому. Вроде весна пришла. И речка течет. И кораблик на ней. А по берегам высится такая, знаете, РУСЬ! Она ни хорошая, ни плохая, она просто – РУСЬ. А Бог – он все-таки есть, и он даже добрый, просто совсем не сентиментальный. Он нашу РУСЬ когда-то до сроку проклял, и вот она вам – РУСЬ. И очень водки выпить хочется. За РУСЬ, конечно – и против выруси. Это – наш третий тост.

        «Дочь» навевает много сложных мыслей. Все ее повороты благоволят сопутствующим разговорам – о Боге, о морали, о стране, о себе. Но сейчас эти разговоры придется опустить, ибо любой из них раскрывает сценарные ухищрения и выглядит неуместным спойлером. Пусть даже сюжет во многом предсказуем, всё равно – «Дочь» надо самим увидеть. Глазками.

        Это жестокий, но светлый фильм с надеждой на горизонте, с грустью прямо в сердце. Фильм не льстивый, правдивый. Фильм про грехи, прощение и патологию рассудка. Про привязанность и дружбу. Про принципы и самоотречение. Про то, что настоящая вера – не предмет для гордости, а тяжкое испытание без гарантий награды. Про то, что ненависть (пусть даже оправданная) уродует, а любовь (пусть даже глупая) делает лучше и чище. Про Россию, в конце концов.

        На всякий случай напомню: о вкусах не спорят. Но в предновогодний топ газеты ВЗГЛЯД «Лучшие фильмы российского проката» «Дочь», очевидно, войдет.


        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2017 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost Apple iTunes Google Play
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............