25 мая, суббота  |  Последнее обновление — 08:41  |  vz.ru
Разделы

Тереза Мэй покинула театр абсурда

Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Тереза Мэй уходит побежденной. Она не смогла решить поставленную перед собой задачу, и слезы на ее глазах во время заявления об отставке – свидетельство того, насколько серьезно она воспринимает свое поражение. Что будет дальше? Подробности...
Обсуждение: 14 комментариев

БДСМ на выпускном честнее советских школьных скреп

Сергей Мардан, публицист
Логика советского выпускного была надежной, как фундамент под Чернобыльской АЭС. Твой жизненный горизонт был ясен и чист, хотя и однообразен, как квартал пятиэтажек. Сейчас же 17-летний с опаской выглядывает из-за школьных ворот. Подробности...
Обсуждение: 102 комментария

Ковровые блокировки корпорации добра

Игорь Мальцев, писатель, журналист, публицист
Свобода слова? Банковская тайна? Независимость прессы? Свобода предпринимательства и распространения технологий? Забудьте. Это все стоит не больше, чем щелчок пальцев правительства одной страны. И мы знаем эту страну. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

    Тереза Мэй со слезами на глазах объявила об отставке

    Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в пятницу объявила о своей скорой отставке с поста лидера Консервативной партии и, соответственно, с поста главы правительства. Свои полномочия она сложит 7 июня. Во время своей речи Мэй не смогла сдержать слез.
    Подробности...

    Зеленский стал шестым президентом Украины

    Экс-шоумен Владимир Зеленский вступил в должность президента Украины. В первой речи в новом качестве он назвал всех украинцев президентами, пообещал добиться мира в Донбассе, приведя в пример сборную Исландии по футболу, и распустил Раду
    Подробности...

    Умерла самая сердитая кошка интернета

    Грампи Кэт - самая сердитая кошка интернета и героиня многочисленных мемов умерла 14 мая на руках у своей хозяйки в возрасте семи лет. Причиной смерти стала инфекция мочевого пузыря. Настоящая кличка кошки - Соус Тардар
    Подробности...
    Обсуждение: 4 комментария

        НОВОСТЬ ЧАСА:Юрист Трампа начал расследовать вмешательство Украины в американские выборы

        Главная тема


        "Главный сержант" Российской армии оказался призраком

        детская радость


        Эрнст назвал победителей шоу «Голос. Дети»

        дипломатические перепалки


        Захарова высмеяла сделанное Макфолом «разоблачение» Симоньян

        скандал дня


        Старшеклассник из Владивостока рассказал подробности скандальной вечеринки

        Видео

        партия Зеленского


        Во что превратят Украину либертарианцы

        архипелаг Чагос


        Британию и США унизили в Индийском океане

        уличные бои


        Сирийские боевики приняли самоубийственное решение

        торговая война


        Китай приготовил США редкоземельный удар

        викторина


        Каких животных навсегда потеряла Россия?

        Актер Коломойского


        Андрей Бабицкий: Либералам не стоит сравнивать Зеленского с Путиным

        Спецслужбы и общество


        Ирина Алкснис: Терроризму в России сломан хребет

        Жертвы психотренингов


        Сергей Худиев: Берегите мозг от взлома

        на ваш взгляд


        Победит ли сборная России на ЧМ по хоккею?

        Повесть о высоконравственном маньяке

        В прокате «Дочь» – неожиданно удачная драма с элементами триллера и русской спецификой

        30 ноября 2012, 21:35

        Текст: Дмитрий Дабб

        Версия для печати

        Согласно данным переписи, в городе Касимов (Рязанская область) проживают около 35 тысяч человек. Здесь Гайдай снимал своего «Ревизора», здесь тандем Касаткин – Назарова снял фильм «Дочь». За 35 лет ничего как будто не изменилось: городок погружен в безвременье, в нем сознательно стерты приметы эпохи, чтобы не отвлекать от разговора о вечном.

        «Дочь» была обласкана на нескольких славянских кинофестивалях, а кое-где (в том числе на «Кинотавре») отхватила приз за лучший дебют. Дебют это или не дебют, вопрос спорный: тандем Касаткин – Назарова знаком нам как минимум по фильму «Слушая тишину». Другое дело, что в случае с «Дочерью» Назарова значится не только сценаристом, но и сорежиссером, а для многих актеров (в том числе заглавных) это и впрямь первая работа в большом кино. Тут вообще предельная концентрация любителей на метр пленки: священника играет фотограф, следователя – бывший следователь, мальчика из провинции – мальчик из провинции. Где-то у березок под палисадами и массовку поднабрали. Это для столичных гастролеров – кино, а для местных – будни. Это для нас – декорации, а них – жизненное пространство. Это для зрителей – сценарий, а для них – повседневность, в которую вдруг подкинули маньяка-убийцу.

        Словом, ничего хорошего премьера не предвещала, на кинофестивалях просто так не приголубят. Священник, маньяк, мент с помятым лицом. Провинция. Все обшарпанное, как на репортажных фото. Безвременье, больше похожее на начало 90-х. От одной аннотации пахнет «русской новой волной», где все как обычно: нищета, беспредел, отчаянье. Ночь-улица-фонарь-аптека. Свинцовые мерзости русской жизни. Дымящиеся органы детей. «Груз 200» на «Жить» через «Сказку про темноту». Веревкой и мылом обеспечит профком.

        «А на черной скамье, на скамье подсудимых / Сидит дочка-красотка и красавец жиган».

        Однако на поверку – ничего подобного. Хорошее, светлое, грустное кино. С нервом, с болью. Честное, но без артхаусного выпендрежа, косметику наложили, но чуть-чуть. Чтобы подчеркнуть естественность, как говорят визажисты.

        Провинцию пропылесосили. Провинциалов причесали. Мат отфильтровали без ущерба для естественности речи. Унылые светофильтры выкинули в помойку: «буйство красок – осень золотая». Деревянные домики кругом – ровные да милые, в клумбах – цветы, на людях – лица вместо рыл. Мент и впрямь помятый, но он не злой, а уставший и законы соблюдает. Маньяк и впрямь убивает, но не терзает, не насилует, блюдет общественную нравственность. Даже люди вокруг не совсем чудовища. То есть чудовища, конечно, но не вычурные, а такие, какие они в жизни и есть. Среди них хороших даже много. И даже не всех хороших под титры умертвят.

        Режиссеры впихнули в свою «Дочь», в одну, подчеркнем, историю кучу базовых сюжетов, но они чудесным образом не льются через край и не приводят к избыточности. И так ладно они между собой скомпонованы, так естественно друг за дружкой следуют, будто речка течет. За режиссеров – первый тост.

        Сначала сюжет про двух подруг. Одна – милая, скромная, местная, вторая – из большого города переехала вместе с матерью-кокоткой. «Яга», дискотека, порножурнал. Портит плохая девочка хорошую девочку. Дружит с ней – и портит, дружит – и портит. Ты куришь, спрашивает. Не? А чо так? А боулинг у вас тут есть? И ты чо такая правильная? А парни у вас тут какие? Этот, в черной куртке, вроде ничо так. «Мужчины в трауре меня будоражат».

        Следом по сценарию идет любовь. Первая, сельская, чистая, мальчик с девочкой дружил, и оба ни разу раньше не целовались. Кто подобную линию не оценит, тот циник последний, мы с такими не дружим.

        Если есть в сценарии маньяк, значит, есть и детективная линия, триллера чуть-чуть. Если есть священник, значит, разговоров за Бога много, уйма философских вопросов бытия. Поп в городе хороший, про то все знают. Хороший, но несчастливый – у него тоже дочь убили, проверили веру на прочность. Ничего, крепится. Спокойно разъясняет дурацкие вопросы – есть ли Бог? А добрый ли он? А если добрый, почему такое допускает? Приходите в храм, поговорим. Пришел следователь: здрасьте, святой отец. К православному священнику так не обращаются, отвечает. Не диалоги – чудо. За сценариста Назарову – второй наш тост.

        Линия священника – главный гвоздь, на нём вся история держится. При желании тут можно разглядеть противостояние православного христианства с православными активистами в нижней точке их падения (активисты в итоге побеждают физически, христиане духовно, никому от этого не легче). Христианство – это ведь не горло за нравственность драть, не яйца красить, не притолоке молиться и не кощунников смертным боем бить. Там сложнее всё. И глубже. Как, бишь, Пригожин сказал? «Не надо подставлять другую щеку, надо давать сдачи». Поправил, так сказать, неавторитетного автора. Типичный активист.

        Еще в «Дочери» есть беспредел, нельзя же в фильме про Россию вовсе без беспредела. Маленьких, опять же, обижают, государство, опять же, сука-мачеха. Угробленное материнство, потерянное детство. Проблема русских соотечественников-мигрантов. Шпилька суду народному – суду жестокому, неправосудному. Шпилька народным же понятиям о справедливости, в которых справедливого нет ничего.

        И всё это – проездом через фильм «Чучело», фильм «Странные люди» и фильм «Техасская морковь с цепной пилой» (то есть любой фильм про маньяка).

        В конце концов два финала очевидно, логично, зримо напрашиваются – на выбор, вилочкой. Один сладкий, хеппи-эндный (американцы бы сделали именно его), другой – очень русский, леденящий, с той самой петлей и веревкой от профкома. Режиссеры выворачивают в сторону финала русского, но вдруг резко ставят на нейтралку, будто засомневались. Не на открытый финал ставят, а именно на нейтралку, когда и тем, и другим, а на деле – никому. Вроде весна пришла. И речка течет. И кораблик на ней. А по берегам высится такая, знаете, РУСЬ! Она ни хорошая, ни плохая, она просто – РУСЬ. А Бог – он все-таки есть, и он даже добрый, просто совсем не сентиментальный. Он нашу РУСЬ когда-то до сроку проклял, и вот она вам – РУСЬ. И очень водки выпить хочется. За РУСЬ, конечно – и против выруси. Это – наш третий тост.

        «Дочь» навевает много сложных мыслей. Все ее повороты благоволят сопутствующим разговорам – о Боге, о морали, о стране, о себе. Но сейчас эти разговоры придется опустить, ибо любой из них раскрывает сценарные ухищрения и выглядит неуместным спойлером. Пусть даже сюжет во многом предсказуем, всё равно – «Дочь» надо самим увидеть. Глазками.

        Это жестокий, но светлый фильм с надеждой на горизонте, с грустью прямо в сердце. Фильм не льстивый, правдивый. Фильм про грехи, прощение и патологию рассудка. Про привязанность и дружбу. Про принципы и самоотречение. Про то, что настоящая вера – не предмет для гордости, а тяжкое испытание без гарантий награды. Про то, что ненависть (пусть даже оправданная) уродует, а любовь (пусть даже глупая) делает лучше и чище. Про Россию, в конце концов.

        На всякий случай напомню: о вкусах не спорят. Но в предновогодний топ газеты ВЗГЛЯД «Лучшие фильмы российского проката» «Дочь», очевидно, войдет.


        Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

        Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............