Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

22 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
15 октября 2012, 19:12 • Культура

Адвокат красоты

В России вышла биография Оскара Уайльда

Адвокат красоты
@ издательство Независимая Газета

Tекст: Кирилл Решетников

В России вновь входит в моду потрясение устоев. Война с косностью открывает хорошие медийные перспективы, молодые люди с творческими наклонностями готовятся войти в историю через скамью подсудимых. В такие времена приятно освежить в памяти биографию невольного основоположника этой традиции – Оскара Уайльда.

В 1900 году в Европе с интервалом в три месяца произошли два знаменательных печальных события: мир покинули два литератора, которым, пусть и не без значительных производственных издержек, удалось построить мост из XIX века в XX (за каковое достижение они и заплатили относительно ранней смертью). Одного из них звали Фридрих Ницше, другого – Оскар Уайльд. Один был сыном скромного лютеранского священника, выдающимся филологом-классиком и философом-анахоретом, другой происходил из семьи дублинских интеллектуалов – врача-отоофтальмолога и поэтессы-националистки, устанавливал новые законы моды и разговаривал афоризмами. Один возвестил о кризисе религиозного сознания и пришествии нового человека, другой – об абсолютном примате внутренней свободы.

Скандальный писатель был не только революционером, но и своего рода фундаменталистом

Уайльд – фигура хрестоматийная, и о жизни его, кажется, известно все, причем изложение соответствующих событий доступно в самых разных версиях и форматах – от академических статей и популярных общеобразовательных компендиумов до фильма Брайана Гилберта «Уайльд» со Стивеном Фраем в главной роли. Однако именно в этой растиражированности образа и заключается некоторая проблема: каноническая фигура обрастает стереотипными чертами, приобретает статичность музейного экспоната или же, наоборот, становится популярным мифом и начинает восприниматься упрощенно. В результате многомерный исторический персонаж так или иначе утрачивает содержательную связь с нашей эпохой, по неписаным законам которой на ознакомление с чем-либо отвлеченным не принято тратить более пяти минут. Парадоксальную лакуну, возникающую в силу этих причин, как раз и призвана заполнить книга покойного ныне американского историка литературы Ричарда Эллмана, в оригинале вышедшая еще в 1987-м, но переведенная на русский лишь недавно. Именно она, кстати, легла в основу вышеупомянутой ленты Брайана Гилберта.

Эллман предлагает нашему вниманию то, чего естественно было от него ожидать. Он сводит многочисленные разрозненные сведения в единую картину, время от времени удивляет читателя неожиданными яркими деталями и ненавязчиво объясняет, какие именно обстоятельства побудили его невымышленных героев к тем или иным поступкам. А главное, активно и умело пользуется безотказным оружием биографов-беллетристов: малоизвестными цитатами, выдержками из писем и документов, раритетной выборкой однажды прозвучавших или написанных фраз,  которые счастливым образом сохранились в самых разных источниках.

Кульминационный период уайльдовской биографии, благодаря которому к литературным заслугам блистательного ирландца добавилась еще и своеобразная социально-историческая роль, Эллман анализирует столь же дотошно, сколь и деликатно. Но даже текст уравновешенного Эллмана не может скрыть от нас малоприятных качеств, свойственных печально известному Альфреду Дугласу – возлюбленному Уайльда, отношения с которым и привели писателя в тюрьму, обусловив безрадостный финал счастливой, в общем-то, жизни.

Другое дело, что непосредственно перед судебным поражением, на взбудораживших всю Англию открытых слушаниях, Уайльд успел достичь невообразимых для того времени высот в устной, интерактивной критике моральных догм, примерив на себя тогу общественного трибуна. «Я – истец в этом процессе», – говорил Уайльд, и смысл этих слов заключался не только в том, что первоначальным инициатором процесса действительно был он, но и в том, что он использовал предоставленную ему специфическую площадку для полемической атаки на викторианские устои.

Все это, что ни говори, весьма поучительно. Для того чтобы занять эксклюзивное место в исторических хрониках, даже самому талантливому человеку приходится выходить за пределы чистого творчества и нарушать те или иные социальные табу. Однако между Уайльдом и нынешними «современными художниками», чья слава является результатом действия схожих механизмов, есть как минимум два существенных различия.

Во-первых, Уайльд первоначально не собирался превращать свои «антиобщественные» деяния в публичный акт и уж тем более не относился к ним как к творчеству – творчеством он занимался отдельно, последовательно придерживаясь вполне традиционных канонов мастерства. А во-вторых, в своих неприемлемых для респектабельных современников устремлениях скандальный писатель был не только революционером, но и своего рода фундаменталистом. Ведь он, как-никак, апеллировал к античному культу красоты, а также к хорошо известной модели воспитания, которая была принята в Древней Греции, так что его экстравагантные «правила жизни» имели под собой некоторую историческую почву – по крайней мере, так считал он сам.

В этом смысле «современные художники», не апеллирующие ни к чему, кроме скороспелых левацких учений, Уайльду явно проигрывают.