Игорь Караулов Игорь Караулов Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

7 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

21 комментарий
24 июня 2009, 15:30 • Культура

Рак совести

Критики выбрали фаворита Московского кинофестиваля

Рак совести
@ kinopoisk.ru

Tекст: Денис Шлянцев

Когда показом фильма Павла Лунгина «Царь» 31-й Московский международный кинофестиваль открылся официально, президент кинофорума Никита Михалков отметил, что «у фестиваля нет своего лица». Остряки Рунета отреагировали незамедлительно: «Возможно, у фестиваля и нет своего лица, зато у лица есть свой фестиваль». Обе стороны неправы, лицо имеется – это духовность и религиозность, в полной мере присутствующие и в основном конкурсе, и в программе «Перспективы».

Кажется, покажи кинокритикам еще один фильм, где многозначительно летают птички, при помощи иконок борются с медведями, исцеляют ячмень на глазу целительным наложением рук, истово молятся и юродствуют, – покаются они и уйдут в монастырь, от кинотеатров «Художественный», «Октябрь» и прочих соблазнов мирских подальше.

Во время съемок «Мелодии» члены группы боялись даже приближаться к подобным «актерам», чтобы ничем не заразиться

Некоторые кинокритики, впрочем, люди закаленные. К примеру, рейтинг Федерации киноклубов России на сегодня выглядит так: грузинский нелинейный детектив «Посредник» с Юэном Бремнером («На игле», «Джулиан осленок») в главной роли – 4,8 балла; швейцарская комедийная драма «С Новым годом» – 5,4 балла; болгарский криминальный триллер «Раки» – 5,6 балла; израильская рефлексия «Муки в огне» – 5,8 балла.

Религиозная трагикомедия «Чудо» о том, как Хрущев спас окаменевшую деву от козней Николая-угодника, – 6,7 баллов; «Форрест Гамп», поставленный в декорациях Кандалакши холодной весной 1953-го, «Петя по дороге в Царствие небесное» – 6,8 балла; наконец, фаворит критиков – «Мелодия для шарманки», последний фильм Киры Муратовой, проникнутый социальным и гуманистическим пафосом, – 7,9 балла.

Любимцем – и критики, и зрителей – небезосновательно стала «Мелодия для шарманки», хотя назвать легкой картину о беспризорниках и человеческом равнодушии язык не поворачивается. Между тем именно Муратовой, несмотря на возраст, чудесным образом удается оставаться дерзкой, энергичной и радикальной – не чета современным молодым режиссерам.

Одновременно с этим в «Мелодии» прямым текстом говорятся вещи, настолько обыденные, что становится даже как-то странно слышать их с экрана. Нельзя черстветь душой, наше общество подвержено «раку совести» (эту фразу Александра Вампилова припомнил на пресс-конференции Олег Табаков), равнодушие страшно и, как говорится в известном интернет-меме*, мерзко-мерзко-мерзко!

Все эти мысли произносятся типичными для поздней Муратовой маргинальными типажами: бомжами, беспризорниками, нуворишами. Некоторые из них – вполне аутентичные, как рассказали на пресс-конференции, во время съемок члены группы боялись даже приближаться к подобным «актерам», чтобы ничем не заразиться.

Остальные – знакомые по предыдущим картинам лица: Наталья Бузько, Жан Даниэль, Рената Литвинова, Олег Табаков. Единственный, кстати, кто, кажется, позабыл о том, что в «Трех историях» его героя одна маленькая девочка травила крысиным ядом, и проявил хоть какую-то заботу о главных героях – сиротах, ищущих своих отцов.

Оставаясь верной своему киноязыку, приемам, Муратова сняла самую свою, пожалуй, внятную в социальном плане картину. Более того, именно ее пафос – закоренелого атеиста, но не равнодушного к людям – бьет сильнее, чем богоискательство Лунгина или Прошкина.

Между тем в затылок Муратовой дышит Николай Досталь с картиной «Петя по дороге в Царствие небесное» о том, как обычный деревенский юродивый (синдром Корсакова) воображает себя старшим инспектором ГАИ, исправно выходит на «работу», проверяет права и инспектирует техническую пригодность автотранспорта. Окружающие его жалеют и подыгрывают ему в этой безобидной шалости. Впрочем, уже из названия, отсылающего к «блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное», понятно, что добром эта история не закончится.

Буквально на одну десятую балла в рейтинге отстает еще один представитель модного тренда – русское духовное кино, картина Александра Прошкина «Чудо», основанная на реальной истории о том, как в Самаре в 1956 году девушка Зоя взяла в руки икону Николая-чудотворца и простояла с ней в оцепенении несколько месяцев.

Это не самое главное «чудо» фильма – однажды аккурат после XX Съезда КПСС в городе Гречанске, где происходит действие, совершил вынужденную посадку самолет с Хрущевым на борту. Естественно, Никита Сергеевич в свойственной ему манере и не без помощи «кузькиной матери» разрубил этот религиозный Гордиев узел.

Из основной конкурсной программы с «Чудом» еще может потягаться американский неонуар «Пропавший без вести», стильный, иронически обыгрывающий каноны жанра, но весьма далекий от религиозного пафоса. Большие надежды возлагаются на автора «Нирваны» и сюрреалистичной картины «Зубы» Габриэля Сальватореса, который представлен в конкурсе лентой «Как велит Бог».

Потенциально сильным соперником вышеперечисленным фильмам представляется и картина Карена Шахназарова «Палата № 6», вольная экранизация одноименной повести А. П. Чехова, снятая в реальной клинике для душевнобольных в наши дни.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

..............