Взгляд

НОВОСТЬ ЧАСА

Байден назвал Путина достойным соперником

15 июня, вторник  |  Последнее обновление — 00:27  |  vz.ru
Разделы

Байден для Европы оказался хуже Трампа

Тимофей Бордачёв
Тимофей Бордачёв, Программный директор клуба "Валдай"
Вершиной успеха Европы в отношениях с США стало создание в 1975 году по инициативе Франции «Большой шестерки». Но тогда внешняя политика США действительно лежала в руинах – поражение во Вьетнаме, нефтяной кризис и наступление СССР по всем фронтам. Сейчас же, несмотря на все внутренние потрясения, американское могущество является намного более убедительным, особенно при Байдене. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Почему чудо-оружие не может выиграть войну

Тимур Шерзад
Тимур Шерзад, журналист
13 июня 1944 года немцы впервые применили крылатую ракету «Фау-1», нанеся удар по Лондону. Англичане поначалу были ошарашены, но в итоге очередное чудо-оружие, на которое возлагались серьезнейшие надежды, так и не повлияло на ход войны. Подробности...
Обсуждение: 77 комментариев

В чем был смысл декларации о суверенитете России

Андрей Колесник
Андрей Колесник, ветеран спецназа ВМФ, депутат Госдумы VI созыва, депутат Калининградской облдумы
О конфликтах и войнах, случившихся по итогам распада СССР, жалеют сегодня не только на Украине. Не только в Грузии, Армении и Азербайджане. Жители стран Прибалтики хотят вернуть утраченные экономические связи с Россией. Даже поляки сегодня любят и понимают русских. Подробности...
Обсуждение: 251 комментарий

Празднование Дня России 12 июня

12 июня отмечается государственный праздник – День России. По всей стране проходят праздничные мероприятия, среди которых выставки, концерты и конкурсы. Многие акции оказались массовыми и запоминающимися
Подробности...

Морская слизь из Турции угрожает Черному морю

Берег Мраморного моря в районе Стамбула покрылся густой морской слизью. Турецкие ученые бьют тревогу, уровень кислорода в воде серьезно снизился. Разрастание слизи угрожает различным морским организмам, в том числе устрицам, мидиям и морским звездам
Подробности...

В Красноярском крае в начале лета появились глубокие сугробы

В природном парке «Ергаки» на юге Красноярского края установилась холодная температура и выпало большое количество снега. Отдыхающие в парке туристы фотографируют глубокие сугробы, стоя по пояс в снегу
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...
18:40

В Бурятии завершают установку виртуального концертного зала в рамках нацпроекта «Культура»

В городе Закаменск в Бурятии подходит к концу монтаж и установка виртуального концертного зала, приобретенного на средства федерального проекта «Цифровая культура» нацпроекта «Культура».
Подробности...
17:11
собственная новость

Для школ Ленобласти закупят музыкальные инструменты на 60 млн рублей

Детские школы искусств Ленинградской области получат новые музыкальные инструменты, оборудование и литературу, кроме того, будет произведена реконструкция Лодейнопольского детского центра эстетического развития.
Подробности...

    НОВОСТЬ ЧАСА: Байден назвал Путина достойным соперником

    Главная тема


    Украина придумала новый повод для давления на Россию

    «наберетесь терпения»


    Путин осадил журналиста NBC за некорректное поведение

    британское СМИ


    Захарова назвала журналистов Би-би-си принципиальными лицемерами

    «отмечали день рождения»


    Нигерийцы зарезали и зажарили коз на пляже в Днепре

    Видео

    националистический слоган


    Украина досрочно потерпела политическое поражение на Евро-2020

    советское наследие


    Армянский коньяк сдался Евросоюзу

    спор Британии с ЕС


    Байден вмешался в «сосисочную войну»

    авиакатастрофа в донбассе


    Суд по малайзийскому Boeing подрывает антироссийскую пропаганду

    особый класс


    Дмитрий Дробницкий: Глобальный либерализм создает мнимые сущности

    привычка оптимизма


    Алексей Алешковский: Без свободы человек может обходиться свободно

    ломать нечего


    Максим Соколов: Почему «раскололся» Протасевич

    Случайный выстрел


    Как перевернулось дело инспектора из-под Новосибирска, застрелившего нарушителя

    на ваш взгляд


    Кто станет победителем чемпионата Европы по футболу Евро-2020?

    Евгений Евтушенко: «Поэт существо исповедальное»

    Евгений Евтушенко    11 июля 2007, 20:17
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Андрей Морозов

    На следующей неделе поэт Евгений Евтушенко по сложившейся традиции отметит свой день рождения выступлением в Политехническом музее. О своем «предварительном» юбилее и о том, что он думает о молодых поэтах, об уроках Бродского, он рассказал нашему обозревателю Андрею Морозову.

    – Евгений Александрович, с чем вы идете к – даже страшно представить! – 75-летию?
    – Это вам страшно, а не мне. Мне весело. И к нему я иду тоже весело, потому только что, после того как я принял весенние экзамены по русской поэзии и русскому кино у моих американских студентов, я выдержал такой зигзагообразного тур с чтением стихов по земному шару – в США, в Гватемале, в Сальвадоре, Венесуэле, где выступал и на русском, и на испанском, а затем в новосибирском Академгородке, в Петрозаводске, Сортавале, в Сургуте, Ханты-Мансийске. Сейчас по уши в работе над антологией «Десять веков русской поэзии», которая должна выйти в моем официальном юбилейном году – 2008-м.

    Я надеюсь, что это будет новый прорыв поэзии к массовой аудитории…

    – Я видел вашу афишу на Политехническом музее с редкой надписью «Предъюбилейный день рождения 18 июля 2007 года в 7 вечера…». Это как понимать – предъюбилейный?
    – А так, как написано… У меня была путаница – я, по одним справочникам, родился в 1932 году, по другим – в 1933-м. Чтобы все упростить, начну праздновать свое появление на свет Божий уже в этом году, и не только 18 июля, но и 12 декабря 2007 года, и не где-нибудь, а в «Олимпийском», где 18 500 мест...

    – Не боитесь, что могут оказаться свободные места?
    – Там я уже однажды выступал, это было 25 лет назад, и зал был набит до отказа. Надеюсь, что москвичи покажут, что и сегодняшнее поколение любит поэзию. Все признаки этого налицо – трижды был переполнен Кремлевский дворец съездов, и 70% зрителей было до 25 лет.

    К декабрю готовится премьера феерического поэтически-музыкального шоу с элементами рок-оперы композитора Глеба Мая на мои стихи и с моим участием, а также с участием Дмитрия Харатьяна и других актеров и певцов. Также будет принимать участие и молодежный театр Михаила Задорнова из Риги, сделавший головокружительное музыкальное попурри из моих самых лучших песен. Будет несколько поэтических премьер внутри этого шоу – в частности, впервые на массовую аудитория и при ее участии будет исполнено произведение «Баллада о пятом битле», основанное на реальной истории о том, как битлы во время их первого тура по Европе перед каждым выступлением «разогревались» моими стихами, – об этом рассказал Пол Маккартни в своих воспоминаниях. Словом, скучно не будет...

    Я надеюсь, что это будет новый прорыв поэзии к массовой аудитории…

    – Евгений Александрович, вы, наверное, следите за тем, что происходит в русской литературе. Что удивило вас в последнее время? Например, Сорокин, чьи произведения вызывают споры?
    – Как-то я не могу подобрать ключи к нему. Пытался несколько раз, но безуспешно. А может, у меня ключи ошибочные? Книжки на волшебное слово «Сезам» сами не открываются, а только когда правильный ключ к ним подбираешь.

    Если говорить не только о литературе, меня потряс фильм молодого режиссера Кравчука «Итальянец» – о торговле детьми из детдомов. Но он мне понравился не только темой, но и блистательной актерской игрой и режиссурой. Я его смотрел в США, в городе Талса, в обыкновенном кинотеатре и был свидетелем того, как над ним плакали самые настоящие ковбои Дикого Запада.

    Из новых книг мне была интересна «Похороните меня под плинтусом» Санаева. Поразили своей оригинальностью и силой стихи Михаила Анищенко, живущего в деревне Шелехметь Самарской области, напечатанные «Новой газетой». Как и прежде, с наслаждением перечитываю каждую новую книгу Ромена Гари, Маркеса.

    Недавно перечитал «Петербург» Белого, наверное поздно перечитал, потому он принадлежит к редким книгам, которые надо перечитывать часто, но этот роман заново стал для меня открытием.

    Евгений Евтушенко
    Евгений Евтушенко

    Мне по душе, как пишет Хозяйка Медной горы нашей прозы – уралочка Ольга Славникова. Ее новый роман «2017» крепок, тысячезначен и, может быть, зашифрован для нелюбопытных. Я многим рекомендовал прочитать ее, но мне говорили, что ее язык труден. Мне кажется, что они просто плохо усваивают такой язык, – мне читать ее легко и просто. Ее язык перенасыщен, а люди привыкли, чтобы им все разжевывали. «И тот же нравственный тупик при встречах с умственною ленью», – как писал Пастернак. Вкус читателей испорчен – ему потрафляет «как бы интеллигентная проза», изящная и приятно разжиженная. Вот такое чтиво легко глотать, там рыбья кость мысли кишки не проколет.

    Самым талантливым русским писателем советского периода я считаю Андрея Платонова. Я многим рекомендую его читать, а мне говорят, что не понимают половину слов. Когда-то я написал стихи про подписантов. Когда же недавно спросил у аудитории в Петрозаводске, знают ли они, кто такие подписанты, то выяснилось, что никто не знал. Даже на моем выступлении в Политехническом никто не мог мне ответить. Подписанты – это те люди, которые подписывали письма в защиту правозащитников, хотя сами диссидентами не были. Быть подписантом – это тоже был героизм, хотя менее замечаемый прессой .Это советское словообразование, но его надо помнить как неотъемлемую часть истории.

    Многие не понимают слова «прохиндей». Как-то я спросил у профессора Анжело Марии Риппелино, переводчика Пастернака, Мандельштама, Маяковского и всей нашей плеяды шестидесятников, знает ли он значение этого слова. Профессор, говоривший на всех славянских языках, сразу провел лингвистический анализ: «Прохиндей…Злодей…Лиходей.. Тут твердое «х». Это унижает и ведет к хитрости… Значит, прохиндей – это маленький злодей».

    Платонов для многих странен своей вязью письма. У него есть ритм, длинные фразы. Мне говорят: «Мы не понимаем – то ли он шутит, то ли он грустит». А разве нельзя одновременно и шутить и плакать? Смех сквозь слезы. У Платонова романтизм смешан с социальной сатирой.

    Еще пример. Прочитайте в любой аудитории из Пушкина «Чем меньше женщину мы любим…» и попросите продолжить. В любой аудитории продолжат: «Тем больше нравимся мы ей», а ведь у Пушкина – «Тем легче…». При этом все убеждены, что знают Пушкина.

    Кстати, с помощью лингвистического анализа я догадался, кто автор «Луки Мудищева». Не Барков – его поэтика слишком вязкая и в ней много архаики. Это Алексей Толстой. Никто не владел пушкинской строфикой так блистательно, как Алексей Толстой. Сравните: «Я знаю, век уж мой измерен, но чтоб продлилась жизнь моя, я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я» и «Судьбою не был он балуем, но про него сказал бы я, судьба его снабдила …, не дав в придачу ни…» Но почему Толстой скрыл авторство? Потому что он был аристократ. Если бы «Луку» написал Александр Сергеевич, то он выболтал бы это и читал его во всех компаниях. Он не смог бы удержаться, не постеснялся бы, не тот был человек.

    – Он ходил на рынок подслушивать речь простого народа.
    – Пушкин не только поэтому ходил на рынок, он просто любил ходить на рынок. Он был очень любопытный. Поэтому у него так дивно вплетены народные выражения. Писатель без любопытства вообще не писатель.

    – А вы как наблюдаете язык?
    – Пастернак как-то сказал мне: «Вы счастливый человек по многим обстоятельствам. Вас исключали из школы, судьба закинула вас в эвакуацию, где вы могли слушать народный язык. Вы работали в геологических экспедициях, где были уголовники». И добавил, улыбнувшись: «И вы, ко всему прочему, Женя, в каком смысле интеллигент».

    У писателя должны быть разные инструменты. Если, например, я пишу об Ахматовой, то я не могу писать тем же слогом, как «Нюшка». Я очень люблю писать от лица других людей. Я когда-то об этом написал: «Я писатель всех тех, кто не пишет».

    – Что скажете о сегодняшнем русском языке?
    – Он развивается в сторону англизирования. Когда-то было офранцузивание русского языка. В нашем языке до сих пор есть французские выражения, по которым, кстати, проверяется интеллигентность. Интеллигентный человек говорит «извините», а неинтеллигентный – «извиняюсь». Когда наполеоновские войска отступали из России, мародеры грабили население. Они входили в дом и говорили: «Жо ме эскью», что в переводе означает «Я себя извиняю». Так это и осталось в языке, хотя в русском языке нет возвратной формы к этому глаголу.

    Горбачев говорил: «Я ложу… Ложьте вот здесь». Я его не обвиняю, смеяться не нужно, в таких простонародных выражениях есть своя прелесть. У меня на даче в Переделкине живут мои земляки со станции Зима, я наслаждаюсь, слыша, как они говорят. Это язык моего детства.

    Когда я писал «Ягодные места», то не прибегал к лингвистическим словарям. Язык простого народа воскрес в моей памяти.

    – Вас не смущает, что стали влиятельными и авторитетными не толстые литературные журналы, а глянцевые и гламурные?
    – Мы присоединились к большому клубу в литературе. Стремление к гламурности – это первый показатель отсутствия интеллигентности. Гламур – это псевдоинтеллигентность, это антиинтеллигентность.

    – У вас есть стихотворение о поэтах с эпиграфом Герцена «Мы не врачи, мы – боль». Вы и сегодня так считаете?
    – Конечно. Многие считают, что если в писательстве есть какая-то героика, то это не литература. Чушь! Это грань писательства, и литература может быть такой. Только она не должна быть назидательной.

    В конечном счете Библия тоже литература, это книга. Ведь именно в ней впервые сказано для массового читателя «не убий». Когда-то убийство не считалось грехом, это литература пояснила, что такое грех убийства.

    Поэт существо исповедальное. Теперь пишут иначе… Это всё не лучшие уроки Бродского. У него было то же самое – во что бы то ни стало доказать, что он не «тварь дрожащая», что он не советский человек, что он не из коммунальной квартиры. Судя по поступкам, которые он совершал, доказать это ему не удалось.

    Фрида Вигдорова с риском для себя записала весь процесс над ним, благодаря ей Бродский стал известным на весь мир. Ей не простили этого поступка, выгнали отовсюду. Но Бродский нигде не упоминает о ней. Когда Рыбаков спросил у него о Вигдоровой, то он ответил: «А что тут такого? Она просто выполняла свой долг». Он не мог вынести мысли, что кому-то обязан. У него не было чувства благодарности. Даже стихи о ней у него весьма иронические. Он никогда не был близок к Пушкину. Он говорил о Тютчеве, Баратынском, но не о Пушкине, потому что у Пушкина главное – благодарность тем, без кого его бы не могло быть.

    В сегодняшней молодой поэзии вообще маловато тепла. Среди молодых поэтов сейчас – увы! – нет ни одного, которого бы выделило собственное поколение и полюбило его. В Чечне погибло столько их ровесников, а они даже не обратили на это внимания. Политика их не интересует, потому что их не интересуют люди, которыми интересуется политика. Скепсис, сарказм, стеб, порой переходящий в цинизм. Тем не менее они многому научились у шестидесятников, в частности форме.

    Без учебы у шестидесятников не могло быть и самого Бродского, он учился у нас рифмовать. Но у него язык не поворачивался сказать об этом.

    Межиров точно сказал: «Современная молодая поэзия напоминает хоровое исполнение сольной арии Бродского». Им хочется его успеха, хочется Нобелевской премии.

    – Или уехать…
    – Нет, уехать им не хочется. Им хочется всех иностранных премий помимо всех российских, которые они уже распределили по своим тусовкам. Но хоть какую-нибудь цену они за это заплатили? Им хочется этого, но без неприятностей.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •