Взгляд
7 декабря, среда  |  Последнее обновление — 08:40  |  vz.ru
Разделы

Украина плотно сидит на игле информационной наркоты

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Не стоит надеяться, что украинцы вдруг очнутся и вылечатся сами. Немцы, нация гораздо более рациональная и рассудительная, нежели романтичные и кипешные украинцы, до самого мая 1945 года веровали в вундерваффе и решительный перелом. Подробности...
Обсуждение: 18 комментариев

Коллизия с «Дождем» в Латвии – признак полноценной холодной войны

Федор Лукьянов
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»
Квант плюрализма отчасти и придает происходящему пресловутую «гибридность». Однако теперь он становится рудиментом ушедшей эпохи. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Украинской церкви очень тяжело, но в истории бывало и хуже

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Как памятник Екатерине напоминает, что Одессу основали вовсе не Бандера с Шухевичем, так и Церковь самим своим существованием напоминает о том, что реальная история выглядела совсем не так, как ее рисуют украинские националисты. Подробности...

Владимир Путин проехал по отремонтированному Крымскому мосту

Владимир Путин посетил Крымский мост, где идут восстановительные работы после теракта, произошедшего в октябре. Глава государства выслушал доклад вице-премьера Марата Хуснуллина и выразил надежду, что поврежденный железнодорожный путь на мосту окончательно восстановят к середине летнего сезона
Подробности...

Собянин побывал в зоне проведения специальной военной операции

Мэр Москвы Сергей Собянин побывал на линии обороны в зоне специальной военной операции (СВО). Градоначальник лично проверил, как бойцам помогают обустроить рубежи: противотанковые рвы, траншеи, доты и блиндажи. По его словам, у мобилизованных из Москвы военных «настроение боевое»
Подробности...

При крушении самолета Beechcraft 55 Baron в Армении погибли российские пилоты

При крушении самолета В55 в Армении, летевшего в Астрахань, погибли два российских пилота. Самолет разбился вблизи деревни Джрабер Котайкской области, в 26 км к северу от Еревана. После падения машина развалилась на части и загорелась. Прибывшие на место трагедии пожарные потушили возгорание спустя 20 минут
Подробности...
11:59

Первый передвижной клуб культуры появился в Подмосковье

Первый многофункциональный передвижной культурный центр появился в Домодедово в Московской области Подмосковье, в нем есть все необходимое для концертов и кинопоказов: сцена, полный набор световой и звуковой мультимедийной аппаратуры.
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: В проект оборонного бюджета США внесли исключение России из G20

    Главная тема


    Американцы перестают поддерживать Украину

    контрмеры Москвы


    Россия рассматривает введение фиксированной цены на нефть

    «защищал русскую культуру»


    Папа римский назвал свои слова о бурятах и чеченцах «фигурой речи»

    христианская церемония


    Эксперт: Факт венчания Пугачевой и Галкина лишает их прав на гражданство Израиля

    Видео

    вердикт Запада


    Телеканал «Дождь» погубила эмиграция

    угроза атаки


    Тыловые аэродромы России требуют усиления защиты

    «чужие проблемы»


    Как меняют мнение казахстанцев о спецоперации

    угольный «майдан»


    Кому нужна монгольская революция

    гарант безопасности


    Украина загнала Европу в финансовую зависимость от США

    найти предлог


    Владимир Можегов: Повод для вторжения на Украину Польше даст Тайвань

    принять решение


    Ирина Алкснис: Главный ресурс России в СВО – время

    русофобия и нацизм


    Игорь Караулов: Цель Запада – перепрошивка наших мозгов

    на ваш взгляд


    Является ли для вас авторитетным мнение Аллы Пугачевой?

    От Христа к Адаму

    От Христа к Адаму
    Мадонна на троне
       25 мая 2007, 20:55
    Текст: Константин Рылев

    Годичное празднование своего юбилея (по-русски с размахом!) Третьяковская галерея завершила мегапроектом «Европа – Россия – Европа», суммировавшим ее усилия в плане международного сотрудничества. В экспозиции представлено 100 произведений из 48 крупнейших музеев 27 стран Европейского союза. Этому способствовал и самарский саммит лидеров ЕС и России.

    Проект курировала главная хранительница одной из основных сокровищниц страны Екатерина Селезнева. Она поделилась с газетой ВЗГЛЯД идеей супервыставки.

    Сквозь века

    В двух ипостасях русские наиболее сильны: социально-исторической и духовно-мистической

    – Третьяковская галерея давно хотела сделать масштабный проект, дабы попытаться определить место русского искусства в Европе. Мы не могли не воспользоваться возможностью, которую нам для этого предоставил Евросоюз.

    Концепция выставки проста: разбить все работы на три условные части. Первая – «Становление», когда и как складывалось искусство Средневековья и классицизма в Европе и в России. Объединительная основа для религиозной живописи – христианство.

    Вторая – «Изменения», в результате которых получились различные направления. Сюда входит и модернизм с его столпами, такими как Малевич, Кандинский. Они стали гражданами Европы задолго до того, как она задумалась об объединении.

    И третья – «Настоящее и будущее». Нам кажется, что российский зритель мало понимает современное искусство и не хочет в нем разбираться. Актуальное искусство у нас не в почете, не настроен «приемник». Но то, что собрано в последнем разделе, – классика современного искусства. Все вместе это дает широкую панораму изобразительного искусства за последние несколько столетий...

    Отправляюсь в небольшое путешествие по времени – от XIV века до XXI. Русско-европейская история в художественных свидетельствах.

    С порога встречает «Троица» (1425–1427) Андрея Рублева. Лица Святых Копьеносцев с огромными карими очами благостны и почти женственны. Это как точка отчета. Для них время остановилось.

    «Владимирская Богоматерь» Рублева (1428) поражает тем, что крошечное личико Христа и лицо Богоматери – зеркально отражаются друг в друге. Рублев исповедует все еще византийские каноны, однако творчество его – точка отсчета русского Возрождения и индивидуализации.

    Рядом как раз византийская работа более позднего периода – «Богоматерь на престоле между Св. Георгием, Св. Николаем и донаторами» (конец XVI века, Кипр). То бишь заказчиками. Тогда это в Европе стало модно. Боттичелли, к примеру, банкира Козимо Медичи (генеральный спонсор художника) с родственниками даже в волхвы определил.

    Переходим к светской живописи. Даже политической. Лукас Кранах Старший представлен портретом курфюрста Саксонии Иоганна Постоянного (1526). Самодовольная властная физиономия, крупный нос, щеки и крошечные сверлящие глазки. Перстень на указующем персте. Кажется, это не постоянная аллегория власти, а вечная. Уморительно смотрится сдвинутый набекрень венок из роз. По-моему, Лукас совсем не льстил покровителю.

    Таблоиды просвещения

    Екатерина Селезнева
    Екатерина Селезнева

    Европа напрямую переходит к воспеванию чувственности, как на полотне Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565). Крылышки Амура выглядят несколько искусственно, а соблазнительные формы его матери – вполне натурально.

    Французский художник Севастьян Бурдон изобразил Рене Декарта (XVII век). На дьявольски хитрой физиономии великого всезнайки глаза так широко расставлены, что создается впечатление, будто объект его внимания (в данном случае зритель) оценивается с разных сторон.

    Декартова система координат буквально проступает в чертах создателя: сочетание горизонтали разлетающихся надбровных дуг и вертикали мясистого хищного носа. Почти зеленый цвет кожи (от ученых занятий) и упрямый двойной подбородок. Таков и должен быть гений Просвещения, требовавший во всем бесспорных доказательств! А рядом – как продолжение темы формальной логики – полотно «Сомнение святого Фомы» Маттиа Претти 1675 года. Этот самый Фома сует палец в рану на груди воскресшего Христа, дабы лично убедиться, что Учитель скорее жив.

    «Гамлет и его мать» (1778) – из Дании, как положено. У принца бугристая спина штангиста, внушительных размеров шпага, на сапогах – шпоры. Появись он при дворе после убийства отца, не задавался бы вопросом «Бить или не бить?». Гамлет указывает матери на стоящего в углу призрака отца. Тот в полном рыцарском облачении, точно Дарт Вейдер. Оказывается, такими шекспировских героев видят на исторической родине.

    Знаменитый английский маринист Уильям Тернер представлен «сухопутным» пейзажем «Золотая ветвь» (1834). Долина, полная неги, сияния и девушек. Озерцо словно огромный солнечный блик. От Лондона, откуда прислана вещь, только туман.

    Греческое полотно «Приезд лорда Байрона в Мессалонги» (1861) – в духе встреч в аэропорту современных поп-звезд: толпа, репортеры. Революционный аристократ-поэт прибыл освобождать греков от турецкого ига* в безупречном костюме и белоснежных перчатках. Встречающая сторона разодета не менее шикарно. Исторические хроники сродни современным, из таблоидов.

    Здесь же (как писательский ответ Байрону) знаменитый портрет Гоголя кисти Моллера. Я обратил внимание, что наш классик поворотом головы, загадочной полуулыбкой и лукавым выражением глаз несколько смахивает на Джоконду. Да он, собственно, и есть Мона Лиза русской литературы. И, возможно, Моллер уловил этот момент в чертах гениального писателя.

    Соцреализм родом из Франции

    Пикассо. Памятник погибшим
    Пикассо. Памятник погибшим

    Череду расфуфыренных люксембургских пейзажей обрывают русские исторические ужасы: «Утро стрелецкой казни» (1881) Сурикова. Ох, уже это Красная от крови площадь на фоне празднично-цветного собора Василия Блаженного.

    Недалеко и до революционной эры. Поэтому кажется очень близкой тема триптиха француза Леона Фредерика «Век пролетариата» (1895–1897). Слева мужики с наколками устанавливают опорный столб. Справа матери сосредоточенно кормят пролетарских младенцев грудью. А посередине улицы, кишащей нарядными рабочими, дворовые детишки в карты перекидываются. Следящий за их игрой усатый мужик в шляпе с папироской во рту – копия Алексея Максимовича Горького! Российский соцреализм –родом из Франции!

    У прибалтов и финнов – холодные пейзажи. Все у них спокойно накануне бурного XX века. Отличается настроением пейзаж гениального австрийца Густава Климта «Тихий пруд» – это явно то место, где черти водятся. Опасно притягивающий кусок воды как предчувствие войн и перевертышей грозного XX столетия.

    Позже «подключились» наши мистики: возник «Черный квадрат» Малевича (1915), нарисованный впервые в 1913-м для спектакля «Победа над солнцем». Апокалипсический символ затмения с бьющими по краям лучами задавленного солнца. Старый мир рассыпается и в Европе, и в России.

    На «Импровизации холодных форм» Василия Кандинского (1914) – кроваво-черно-синее крошево – земля и небо смешались!

    Романтический Шагал со своей Беллой уже летит «Над городом» (1918). Внизу возле забора присел некий тип справить нужду. Поэзия не упускает из виду «прозу жизни». Шагал так и улетел из беспокойной Советской России в Париж. Где уютный Анри Матисс выдавал отличные штуки вроде «Натюрморта с зеленым буфетом» (1928). В его желтых абрикосах, ноже и стакане угадываются навсегда помирившиеся Ван Гог с Гогеном.

    Сюрреализм отражен чешской «Европой», где над женской фигурой возвышается яйцо вместо головы, олицетворяя и глупость, и хрупкость. Это накануне Второй мировой. А после нее Пикассо написал «Памятник испанцам, павшим за Францию» (1947) – кубистическое нечто, где ясно угадывается у подножия мемориала пиратский череп с костями.

    Мистика Малевича растворилась в европейском неоконструктивизме. «Композиция Е 10/58» – идеальный рисунок для обоев в эпоху технического прогресса.

    Добираюсь до развала СССР. На полотне Эрика Булатова «Странник» (1990–1994) колхозник скорбно шагает вдоль поля, порождая сознанием растущие пузыри с гербом РСФСР.

    Человек как субъект-объект искусства все более «обездушивается» к финалу экспозиции. Голландка Эржебет Баарфелдт воспроизводит в видеофильме попытки «оживить» глиняную скульптуру ее кумира – «кровавой графини» Батори. Художница с трудом подняла глиняную фигуру на ноги – и та рассыпалась.

    В латвийском видеоролике «Отец и сын» (2000) голый мужчина залихватски носится на коньках. (Возможно, сын снимает на камеру?) Этот видеоарт завершает «Европу – Россию – Европу». Начали с Христа, закончили Адамом.

    Итак…
    Так где же место России в европейском контексте? В этом бесконечном процессе взаимопроникновения. Очевидно, в двух ипостасях русские наиболее сильны: социально-исторической (Репин, Суриков, Васнецов) и духовно-мистической (Рублев, Малевич, Кандинский). Первая пугает Запад (и сами пугаемся), вторая подсказывает новые пути.

    * Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

     
     
    © 2005 - 2022 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •