Взгляд
6 октября, четверг  |  Последнее обновление — 00:59  |  vz.ru
Разделы

Американцев пугает придуманное при Хрущеве оружие

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
Идея вызвать искусственное цунами 100-мегатонным ядерным взрывом у берега США принадлежит советскому академику Михаилу Лаврентьеву. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Как Россия заставляла другие страны признавать свои новые границы

Михаил Диунов
Михаил Диунов, кандидат исторических наук, публицист
В мировой политике нет стабильных элементов. И надо быть готовыми к тому, что за обоснование своих прав или границ придется бороться. Что Россия и делала на протяжении столетий. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Завоюют ли глобалисты Сербию

Сергей Худиев
Сергей Худиев, публицист, богослов
Кто будет воспитывать сербских детей – ЛГБТ-активисты или Церковь – пока не ясно, и решается это в споре между сербской общественностью и международными организациями. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Россиянка Анна Кикина отправилась к МКС на корабле Crew Dragon

В среду россиянка Анна Кикина в составе интернационального экипажа отправилась к Международной космической станции (МКС) на американском корабле Crew Dragon. Пуск произошел с космодрома на мысе Канаверал. Это второй полет в рамках соглашения Роскосмоса и НАСА
Подробности...

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Кадыров заявил о наступлении ВС России в ДНР и в Херсонской области

    Главная тема


    США проиграли нефтяную схватку с арабами и Россией

    «Киев не консультировался»


    В США обвинили Украину в убийстве Дугиной

    указ президента


    Отсрочку от мобилизации предоставили студентам частных вузов, вечерникам и аспирантам

    народная артистка СССР


    Кононенко: Россияне не забудут Пугачеву из-за отсутствия ее песен на радио

    Видео

    ядерная энергетика


    Как Евросоюз может спастись от энергетической катастрофы

    проблема Приднестровья


    НАТО готовится вооружать Молдавию

    перепродажа СПГ


    Китай научился зарабатывать на энергетических бедах Европы

    «Гетман Мазепа»


    Чего ждать от нового украинского корвета в Черном море

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    будущее мира


    Сергей Худиев: Завоюют ли глобалисты Сербию

    придется бороться


    Михаил Диунов: Как Россия заставляла другие страны признавать свои новые границы

    искусственное цунами


    Владимир Прохватилов: Американцев пугает придуманное при Хрущеве оружие

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    От Христа к Адаму

    От Христа к Адаму
    Мадонна на троне
       25 мая 2007, 20:55
    Текст: Константин Рылев

    Годичное празднование своего юбилея (по-русски с размахом!) Третьяковская галерея завершила мегапроектом «Европа – Россия – Европа», суммировавшим ее усилия в плане международного сотрудничества. В экспозиции представлено 100 произведений из 48 крупнейших музеев 27 стран Европейского союза. Этому способствовал и самарский саммит лидеров ЕС и России.

    Проект курировала главная хранительница одной из основных сокровищниц страны Екатерина Селезнева. Она поделилась с газетой ВЗГЛЯД идеей супервыставки.

    Сквозь века

    В двух ипостасях русские наиболее сильны: социально-исторической и духовно-мистической

    – Третьяковская галерея давно хотела сделать масштабный проект, дабы попытаться определить место русского искусства в Европе. Мы не могли не воспользоваться возможностью, которую нам для этого предоставил Евросоюз.

    Концепция выставки проста: разбить все работы на три условные части. Первая – «Становление», когда и как складывалось искусство Средневековья и классицизма в Европе и в России. Объединительная основа для религиозной живописи – христианство.

    Вторая – «Изменения», в результате которых получились различные направления. Сюда входит и модернизм с его столпами, такими как Малевич, Кандинский. Они стали гражданами Европы задолго до того, как она задумалась об объединении.

    И третья – «Настоящее и будущее». Нам кажется, что российский зритель мало понимает современное искусство и не хочет в нем разбираться. Актуальное искусство у нас не в почете, не настроен «приемник». Но то, что собрано в последнем разделе, – классика современного искусства. Все вместе это дает широкую панораму изобразительного искусства за последние несколько столетий...

    Отправляюсь в небольшое путешествие по времени – от XIV века до XXI. Русско-европейская история в художественных свидетельствах.

    С порога встречает «Троица» (1425–1427) Андрея Рублева. Лица Святых Копьеносцев с огромными карими очами благостны и почти женственны. Это как точка отчета. Для них время остановилось.

    «Владимирская Богоматерь» Рублева (1428) поражает тем, что крошечное личико Христа и лицо Богоматери – зеркально отражаются друг в друге. Рублев исповедует все еще византийские каноны, однако творчество его – точка отсчета русского Возрождения и индивидуализации.

    Рядом как раз византийская работа более позднего периода – «Богоматерь на престоле между Св. Георгием, Св. Николаем и донаторами» (конец XVI века, Кипр). То бишь заказчиками. Тогда это в Европе стало модно. Боттичелли, к примеру, банкира Козимо Медичи (генеральный спонсор художника) с родственниками даже в волхвы определил.

    Переходим к светской живописи. Даже политической. Лукас Кранах Старший представлен портретом курфюрста Саксонии Иоганна Постоянного (1526). Самодовольная властная физиономия, крупный нос, щеки и крошечные сверлящие глазки. Перстень на указующем персте. Кажется, это не постоянная аллегория власти, а вечная. Уморительно смотрится сдвинутый набекрень венок из роз. По-моему, Лукас совсем не льстил покровителю.

    Таблоиды просвещения

    Екатерина Селезнева
    Екатерина Селезнева

    Европа напрямую переходит к воспеванию чувственности, как на полотне Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565). Крылышки Амура выглядят несколько искусственно, а соблазнительные формы его матери – вполне натурально.

    Французский художник Севастьян Бурдон изобразил Рене Декарта (XVII век). На дьявольски хитрой физиономии великого всезнайки глаза так широко расставлены, что создается впечатление, будто объект его внимания (в данном случае зритель) оценивается с разных сторон.

    Декартова система координат буквально проступает в чертах создателя: сочетание горизонтали разлетающихся надбровных дуг и вертикали мясистого хищного носа. Почти зеленый цвет кожи (от ученых занятий) и упрямый двойной подбородок. Таков и должен быть гений Просвещения, требовавший во всем бесспорных доказательств! А рядом – как продолжение темы формальной логики – полотно «Сомнение святого Фомы» Маттиа Претти 1675 года. Этот самый Фома сует палец в рану на груди воскресшего Христа, дабы лично убедиться, что Учитель скорее жив.

    «Гамлет и его мать» (1778) – из Дании, как положено. У принца бугристая спина штангиста, внушительных размеров шпага, на сапогах – шпоры. Появись он при дворе после убийства отца, не задавался бы вопросом «Бить или не бить?». Гамлет указывает матери на стоящего в углу призрака отца. Тот в полном рыцарском облачении, точно Дарт Вейдер. Оказывается, такими шекспировских героев видят на исторической родине.

    Знаменитый английский маринист Уильям Тернер представлен «сухопутным» пейзажем «Золотая ветвь» (1834). Долина, полная неги, сияния и девушек. Озерцо словно огромный солнечный блик. От Лондона, откуда прислана вещь, только туман.

    Греческое полотно «Приезд лорда Байрона в Мессалонги» (1861) – в духе встреч в аэропорту современных поп-звезд: толпа, репортеры. Революционный аристократ-поэт прибыл освобождать греков от турецкого ига* в безупречном костюме и белоснежных перчатках. Встречающая сторона разодета не менее шикарно. Исторические хроники сродни современным, из таблоидов.

    Здесь же (как писательский ответ Байрону) знаменитый портрет Гоголя кисти Моллера. Я обратил внимание, что наш классик поворотом головы, загадочной полуулыбкой и лукавым выражением глаз несколько смахивает на Джоконду. Да он, собственно, и есть Мона Лиза русской литературы. И, возможно, Моллер уловил этот момент в чертах гениального писателя.

    Соцреализм родом из Франции

    Пикассо. Памятник погибшим
    Пикассо. Памятник погибшим

    Череду расфуфыренных люксембургских пейзажей обрывают русские исторические ужасы: «Утро стрелецкой казни» (1881) Сурикова. Ох, уже это Красная от крови площадь на фоне празднично-цветного собора Василия Блаженного.

    Недалеко и до революционной эры. Поэтому кажется очень близкой тема триптиха француза Леона Фредерика «Век пролетариата» (1895–1897). Слева мужики с наколками устанавливают опорный столб. Справа матери сосредоточенно кормят пролетарских младенцев грудью. А посередине улицы, кишащей нарядными рабочими, дворовые детишки в карты перекидываются. Следящий за их игрой усатый мужик в шляпе с папироской во рту – копия Алексея Максимовича Горького! Российский соцреализм –родом из Франции!

    У прибалтов и финнов – холодные пейзажи. Все у них спокойно накануне бурного XX века. Отличается настроением пейзаж гениального австрийца Густава Климта «Тихий пруд» – это явно то место, где черти водятся. Опасно притягивающий кусок воды как предчувствие войн и перевертышей грозного XX столетия.

    Позже «подключились» наши мистики: возник «Черный квадрат» Малевича (1915), нарисованный впервые в 1913-м для спектакля «Победа над солнцем». Апокалипсический символ затмения с бьющими по краям лучами задавленного солнца. Старый мир рассыпается и в Европе, и в России.

    На «Импровизации холодных форм» Василия Кандинского (1914) – кроваво-черно-синее крошево – земля и небо смешались!

    Романтический Шагал со своей Беллой уже летит «Над городом» (1918). Внизу возле забора присел некий тип справить нужду. Поэзия не упускает из виду «прозу жизни». Шагал так и улетел из беспокойной Советской России в Париж. Где уютный Анри Матисс выдавал отличные штуки вроде «Натюрморта с зеленым буфетом» (1928). В его желтых абрикосах, ноже и стакане угадываются навсегда помирившиеся Ван Гог с Гогеном.

    Сюрреализм отражен чешской «Европой», где над женской фигурой возвышается яйцо вместо головы, олицетворяя и глупость, и хрупкость. Это накануне Второй мировой. А после нее Пикассо написал «Памятник испанцам, павшим за Францию» (1947) – кубистическое нечто, где ясно угадывается у подножия мемориала пиратский череп с костями.

    Мистика Малевича растворилась в европейском неоконструктивизме. «Композиция Е 10/58» – идеальный рисунок для обоев в эпоху технического прогресса.

    Добираюсь до развала СССР. На полотне Эрика Булатова «Странник» (1990–1994) колхозник скорбно шагает вдоль поля, порождая сознанием растущие пузыри с гербом РСФСР.

    Человек как субъект-объект искусства все более «обездушивается» к финалу экспозиции. Голландка Эржебет Баарфелдт воспроизводит в видеофильме попытки «оживить» глиняную скульптуру ее кумира – «кровавой графини» Батори. Художница с трудом подняла глиняную фигуру на ноги – и та рассыпалась.

    В латвийском видеоролике «Отец и сын» (2000) голый мужчина залихватски носится на коньках. (Возможно, сын снимает на камеру?) Этот видеоарт завершает «Европу – Россию – Европу». Начали с Христа, закончили Адамом.

    Итак…
    Так где же место России в европейском контексте? В этом бесконечном процессе взаимопроникновения. Очевидно, в двух ипостасях русские наиболее сильны: социально-исторической (Репин, Суриков, Васнецов) и духовно-мистической (Рублев, Малевич, Кандинский). Первая пугает Запад (и сами пугаемся), вторая подсказывает новые пути.

    * Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •