Ирина Алкснис Ирина Алкснис Почему Россия сильнее Запада

При всем разнообразии вариантов принципиальных альтернатив у Запада всего две: либо признать свое поражение, либо ввязаться в прямой открытый военный конфликт с Москвой – в надежде, что совместными усилиями все-таки удастся свалить русского медведя. Но даже это иллюзия.

9 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Противостоять Западу – значит создавать новую культуру

Задача – создать культурный слой, в котором мы сможем вырастить произведения, рассказывающие про СВО. Культурный слой для противостояния с Западом. И в этом плане нужны абсолютно разные нарративы: и нежные певцы красоты цветка, и христианская поэзия, и детская литература, и артхаусное кино. Но все это должно расти на патриотической почве.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян «План Трампа» пробивает окно Овертона по Украине

Никто сейчас не знает четких планов Дональда Трампа по Украине – возможно даже сам Трамп. Просто потому, что конкретные очертания плана будут исходить из, выражаясь словами Владимира Путина, «динамики происходящих событий». Вот западные СМИ и гадают.

13 комментариев
26 декабря 2007, 11:20 • Культура

Полусобранье пестрых глав

Полусобранье пестрых глав
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алиса Никольская

Количество фестивалей, показывающих коллективы из самых разных уголков земного шара, увеличивается в столице с каждым годом. Каждый стремится занять свою нишу: авангард или крупные респектабельные театры, самое новое либо самое популярное. Да и разовых акций по привозу интересных театров становится все больше. Ощущение от этого изобилия, правда, пока хаотичное. Но радует факт наличия. И вырисовывающееся единство театрального процесса.

Ниже – самые важные впечатления от привезенных спектаклей в течение 2007 года.

Лучший драматический спектакль

Отелло» и «Фауст» Эймунтаса Някрошюса привозятся в Москву не первый раз. Однако конкурировать с масштабом и глубиной этих работ нереально

И «Отелло», и «Фауст» легендарного Эймунтаса Някрошюса привозятся в Москву не первый раз. Однако конкурировать с масштабом и глубиной этих работ практически нереально. Някрошюс рассказывает о глобальных вещах – жизни, смерти, любви, боге – так просто и спокойно, так захватывающе совершенно, что после его спектаклей выходишь с измененным взглядом на мир.

Лучший музыкальный спектакль

Впервые появившись на позапрошлом Чеховском фестивале, английский режиссер и хореограф Мэтью Боурн открыл для отечественного зрителя неведомый доселе тип театра. Сочетая пантомиму, балет, театр физических действий и точную актерскую игру, он делает уникальные спектакли. Знакомство с Боурном началось с «Пьесы без слов» по мотивам фильма Джозефа Лоузи «Слуга». А уходящий год подарил встречу со знаменитым «Лебединым озером», уже более 10 лет не сходящим со сцены. Используя музыку Чайковского, Боурн рассказывает историю, только чуть-чуть напоминающую первоначальный сюжет балета. Это «Лебединое озеро» тоже о любви. Печальной, яростной и, несмотря ни на что, счастливой. А таких восхитительных артистов, способных на самые сложные задачи, давно не приходилось видеть.

Худший драматический спектакль

Фестиваль «Сезон Станиславского» удивил качественным разрывом в программе. Совершенно непонятно, как рядом с такими безусловными фигурами, как Кристоф Марталер и Эймунтас Някрошюс, появилось некое сочинение под названием «Истерия» английского театра Inspector Sands and Stamping Ground Theatre. Растянутый на час с лишним банальный этюд, где мужчина и женщина пытаются культурно поужинать, но почему-то теряют самообладание, выглядит невразумительно. Актерское исполнение оставляет желать много лучшего, хотя трудновато хорошо сыграть бессмыслицу. Конечно, на каждом фестивале должны быть экспериментальные спектакли. Но о качестве не стоит забывать.

Худший музыкальный спектакль

Балет Национального театра Праги посетил Москву в рамках фестиваля DanceInversion с тремя спектаклями – «Немного экстрима», «Объятия моря» и «Сон Марии». И все три выглядели скорее легкомысленным баловством хороших танцовщиков, нежели полноценными произведениями. Такие работы хороши на какой-нибудь лаборатории в качестве проб, но не на респектабельном фестивале.

Самый красивый спектакль

Француз Филип Жанти – настоящий волшебник. В его спектаклях на равных взаимодействуют цвет и свет, куклы и актеры, музыка и тишина. Ему не нужен сюжет, он выстраивает действие словно бы интуитивно, согласно ощущениям. «Край земли», вошедший в программу Чеховского фестиваля, – зрелище печальное, загадочное и изысканное. История двоих, мужчины и женщины, стремящихся друг к другу, но не соединяющихся до конца, окутана множеством образов, картинок, масок. Красиво так, что дух захватывает.

Самое необычное пространство

Один из основных фигурантов сегодняшнего европейского театра швейцарец Кристоф Марталер создал спектакль, не вписывающийся в рамки жанра. Здесь заняты оркестр и драматическая актриса, зрители и исполнители поменялись местами, да и нужное пространство не должно быть театральным. В Европе историю под названием «Фама» играют в огромном заводском ангаре. У нас благодаря фестивалю «Сезон Станиславского» его можно было посмотреть в павильоне выставочного центра в Сокольниках. Пространство «Фамы» едва ли не главное действующее лицо. Фама – это богиня молвы, живущая между измерениями. Ее дом состоит из множества выходов и устроен так, что можно услышать любой звук извне. Такой вот дом, с рассыпающимися на панели стенами и потолком, со специально выверенной акустикой, – основа спектакля. Благодаря чему соединяются звуки, слова, музыка и отголоски реального мира.

Разочарование года

Режиссера Роберта Стуруа в Москве очень любят. Он неоднократно ставил спектакли в крупных московских театрах, а возглавляемый им Тбилисский театр им. Шота Руставели – частый гость столичных подмостков. Тем огорчительнее было смотреть спектакли, привезенные им на последний Чеховский фестиваль, – «Невзгоды Дариспана» и «Сладковато-печальный запах ванили». Уровень их, мягко говоря, не соответствовал ожиданиям.

Самое интересное знакомство

В уходящем году столичная публика впервые увидела спектакли знаменитого канадца Робера Лепажа. К ним можно очень по-разному относиться, ибо смыслово это зрелища весьма спорные. Однако нельзя отрицать, что без знакомства с Лепажем культурный контекст был бы неполным.

Самое заметное начинание

Известно, как непросто обстоит дело с театром для детей. Впервые прошедший в уходящем году международный фестиваль «Большая перемена», собравший детские спектакли как российских, так и западных коллективов, вопросов добавил. Крайне интересно было наблюдать, какой разговор с детской аудиторией выбирают разные театры, какие темы считают приемлемыми для ребенка-зрителя. По-настоящему крупное мероприятие, обращающее внимание на серьезную проблему и заодно позволяющее увидеть весьма занятные работы.

В Петербурге фестиваль «Балтийский дом» по праву считается едва ли не самым давним и уважаемым
В Петербурге фестиваль «Балтийский дом» по праву считается едва ли не самым давним и уважаемым

Самое познавательное зрелище

В рамках «Балтийского дома в Москве» датский театр Hotel pro forma показал спектакль «Теремин», в основе которого судьба ученого Льва Термена (Леона Теремина), изобретателя уникального музыкального инструмента – терменвокса. Предельно лаконичная организация пространства и актерская игра помогают вслушиваться в необыкновенную историю человека, впервые соединившего законы физики и музыки. Да и целый ансамбль исполнителей на терменвоксах производит необыкновенное впечатление.

Самый длительный и масштабный фестиваль

В общей сложности Международный Чеховский фестиваль продолжался более двух месяцев. А поскольку показ спектаклей сильно разрежен во времени, создавалось ощущение «постоянного присутствия». Однако, если учесть огромный географический разброс – от Канады и Аргентины до Великобритании – и плотный график отдельных коллективов, получается очень даже аккуратная картина.

Самый короткий и насыщенный фестиваль

Смотр российских театров танца «ЦЕХ» длится всего четыре дня. Но за это время происходит такое количество событий, что по концентрации их хватило бы на месяц. На нынешнем ЦЕХе показали свои спектакли 14 коллективов. Как совсем молодых, недавно возникших, так и мэтров. Серьезная разница и в качестве, и в выбранных историях, и в стилистике позволяет активно размышлять о том, что происходит сегодня в отечественной культуре contemporary dance.

Самая грамотная организация

Как всегда, радует фестиваль NET. Все четко, грамотно, легко и вежливо. Несмотря на то что от года к году административный состав немного меняется, профессионализм остается главным фактором. Хочется верить, что так будет и в дальнейшем.

Самая неграмотная организация

В Петербурге фестиваль «Балтийский дом» по праву считается едва ли не самым давним и уважаемым. Именно здесь в разные годы можно было увидеть работы как самых значимых режиссеров прибалтийской прописки, так и крупные европейские спектакли. И когда БД стал делать выездной московский вариант, было чему обрадоваться.

Однако организаторы столичной версии не очень-то жаждут привлекать к себе внимание. В итоге количество публики на по-настоящему интересных спектаклях удручает. А работа с прессой и вовсе ведется из рук вон плохо.

Самые ожидаемые гастроли на следующий год

В апреле будущего года Театр наций совместно с фестивалем NET обещают вновь привезти полюбившийся столичной интеллектуальной публике Новый Рижский театр, руководимый Алвисом Херманисом. Предполагается показ четырех спектаклей: двухчастных «Латвийских историй», уже показывавшейся в Москве «Сони» по рассказу Татьяны Толстой и премьерной работы «Звук тишины». Площадка – Центр им. Мейерхольда.

..............