Игорь Переверзев Игорь Переверзев Если расколоть общество, придет третья сила – и заберет себе все

Выиграть Россию на поле боя, мягко говоря, проблематично. Но представьте, что вы работаете на некую Ост-Русскую компанию, по аналогии с британской Ост-Индской, которая пытается захватить территорию федерации и все постсоветское пространство. Как бы вы действовали?

19 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Зеленский превратился в узурпатора

Народ Украины имеет право восстать против незаконного президента, не выполнять его указы, нормы подписанных им после 20 мая законов. Восстанут ли украинцы? Сами по себе – нет. Большие майданы они могут организовывать, если есть «печеньки» от США. Но возможны майданы маленькие.

12 комментариев
Владимир Добрынин Владимир Добрынин В Британии начали понимать губительность конфронтации с Россией

Доминик Каммингс завершил интервью эффектным выводом: «Урок, который мы преподали Путину, заключается в следующем: мы показали ему, что мы – кучка гребанных шутов. Хотя Путин знал об этом и раньше».

40 комментариев
26 сентября 2006, 21:50 • Культура

Литовский дивертисмент

Литовский дивертисмент

Tекст: Дмитрий Бирюков

Что мы знаем о Литве? К сожалению, очень мало. Недостаток информации рождает в сознании обывателя если не враждебность, то по крайней мере недоверие к этой стране, этой культуре. На пресс-конференции в Доме русского зарубежья атташе по вопросам культуры посольства Литовской Республики в Российской Федерации известный актер Юозас Будрайтис привел такие факты: 70% жителей Литвы считают русских самой близкой литовцам нацией по духу, культуре, мировоззрению, в то время как у нас в стране весьма распространено ошибочное мнение о недружелюбном отношении прибалтов к России.

Исправить недосказанности, недопонимание между народами и призвано искусство. Выставки литовских художников Шарунаса Сауки и Номеды Саукене могут стать важным шагом на этом пути.

Номеда Саукене
Номеда Саукене

Выставка Номеды Саукене открылась в литовском культурном центре – в Доме Юргиса Балтрушайтиса. Если бы я был профессиональным искусствоведом, то, несомненно, подвел бы под них какую-то теорию, распределил бы их по направлениям и школам, стилям и манерам. Но нужно ли это? Такие подробности только профессионалов и интересуют, а собравшиеся на выставке гости собирали личные впечатления. Поэтому напишу немного о своих. Мне трудно было оценить картины как таковые. Я был в студии Номеды в ее деревенском доме, видел изображенные на полотнах россыпи букетов полевых цветов, которые она собирает в бесконечном количестве комбинаций. Я словно смотрел на эти букеты сквозь оконные стекла в студию с улицы.

Великолепным фоном послужили музыкальные произведения молодого литовского композитора, студента Российской академии музыки им. Гнесиных Дениса Гроцкого.

- Номеда, соответствует ли настроение тех звуков, которые мы сейчас слышим, настроению образов на ваших картинах?
- Я не разбираюсь в музыке (скромность – отличительная черта семейства Саука, что вполне естественно для талантливых людей – ред.). Можно сравнить и даже отождествить картину и стихотворение, а музыка пусть идет рядом и помогает восприятию того, что мы видим.

Самое главное, главная мысль и главное чувство, которое пронизывает все творчество Номеды Саукене, – любовь. Любовь к своим детям, любовь к тому миру, в котором живет и трудится художник. А этот мир – мир детских грез и сновидений: часто Номеда изображает и саму себя в детстве, спящую среди полевых цветов.

Среди засушенных цветов – живые ветви алоэ. Как заметил искусствовед Виталий Пацюков, они напоминают змейку, притаившуюся в райском саду. Но не змея-искусителя, таящего в себе зло, а наоборот, исцеляющее соком алоэ существо.

- Выставка открылась вовремя, – говорит руководитель проекта Раса Мазиляускайте, – именно сейчас, когда наступила осень и солнце сияет приветливо, но не так ярко, мы можем в полной мере увидеть этот мир в скромном свете, оценить всю палитру, все разнообразие чувств художника.

Шарунас Сауке - автопортрет
Шарунас Сауке - автопортрет

Шарунас и Номеда живут и трудятся в одном доме. Казалось бы, и их творческие манеры должны быть схожи. Но это не так.

«Мир Сауки – трагедия, притча, – говорит искусствовед Александр Морозов. – Он никогда не принадлежал ни к одному из магистральных направлений в литовском искусстве, но это очень литовский художник, в его картинах мы видим то бесконечное настроение плачущей дождем литовской природы».

Как и Номеда, Шарунас часто изображает и самого себя на своих полотнах. Но это уже другой мир – страшный и уродливый; мир, над которым должен задуматься смотрящий на картины, мир, на который он отрешенно смотрит сам и как художник, и как персонаж.

Выставку Сауки невозможно было проводить в литовском культурном центре, это слишком «тесное» для творчества художника помещение. По словам Ю. Будрайтиса, если бы экспозицию картин Сауки разместили там, то здание бы «взорвалось» – такая мощная энергетика у произведений литовского мастера.

Для такой энергетики подошла площадка ЦДХ. Московские поклонники, творцы и исследователи живописи давно знакомы с Саукой, поэтому выставку удалось организовать в сравнительно короткие сроки.

Как пояснил председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин: «Простой зритель вряд ли получит удовольствие от образов и идей Сауки, но главное то, что эти картины заставят его думать, размышлять».

И здесь фоном для образов визуальных стала музыка. Особый настрой, медитативное стремление погрузиться в глубины художественного мира Шарунаса Сауки создавал известный саксофонист Пятрас Вишняускас.

..............