Александр Чаусов Александр Чаусов Ждет ли нас космическая война

Мирный космос на международном уровне регулируется соглашением от 1967 года. Но это совершенно не значит, что наши «западные партнеры» не демонстрируют желание этот договор аннулировать или хотя бы обойти.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «ГДР» как зеркало развала СССР

Насколько Горбачев был наивен в реальности? Или настолько, как показано в сериале? Сериал «ГДР» – это многослойное произведение, манифест нового поколения: «как мы видим из 2024 года исторический распад социалистической послевоенной системы, грядущий распад СССР».

6 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Палестино-израильский конфликт может добить Египет

Катастрофа, которая придет с беженцами из Газы в Египет, мало кого волнует на Западе и в Израиле. Более того, Израиль официально заявляет о насильственном переселении 2,3 млн палестинцев в Синай. Для Египта это неприемлемо.

13 комментариев
27 июля 2006, 17:55 • Культура

Время даблоидов

Время даблоидов
@ Валерий Силаев

Tекст: Игорь Шевелев

В модном клубе «Апшу» прошла презентация книги «Даблоиды» известного художника, писателя, врача и гражданина Леонида Тишкова. Странные существа из коллекции автора, переведенные в книжный формат издательством «Гаятри», подавались вкупе с даблоидными напитками, музыкой, кино, рисунками и таким же действом. Мания заразительна, и к концу вечера недаблоидных людей в «Апшу» не осталось. Благо таких нет и в природе.

В свое время философ Лейбниц удивлялся, что человек обладает именно этой формой тела. Ее нельзя ни вывести из мироздания, ни доказать математически. Мы могли быть любыми, и все согласились бы с этим, приняв как должное. Вторым после Лейбница удивился художник Леонид Тишков. Он глянул, как Радищев, окрест, взглянул, как врач, в себя и извлек наружу странное существо – даблоида. Это такая красная живая нога со ступней и пятью пальцами, продолжающаяся вверх тонким отростком, на конце которого то ли хвост, то ли голова. Главное – увидеть Даблуса, отца даблоидов, а дальше от него не избавиться, поскольку он всюду. Он – дао, инь и ян, он помогает в сказке деду и бабе тащить репку, на нем на иконе сидит Богоматерь с младенцем, его встретил на небе в виде НЛО сам Леонид Тишков, гуляя в юности на лыжах в родной уральской глубинке.

Тщательным и полным исследованием даблоидов Леонид Тишков занялся с конца 1980-х. Где-то за десять лет он провел комплексные исследования – от роли даблоидов в отечественной идеологии и пропаганде до лечения в Орехово-Зуевской психиатрической лечебнице № 8. О даблоидах писал пьесы, снимал фильмы, например римейк фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где изображена война русского войска с даблоидами. Проследил роль даблоидов в ментальности человека, эманацию даблоидов, их проникновение в политическую жизнь страны – сравнив даблоидов демократа и коммуниста.

Тишков Леонид рисует на каждой книжке свое (фото Валерий Силаев)
Тишков Леонид рисует на каждой книжке свое (фото Валерий Силаев)

В книге, которая, по сути, энциклопедия русской жизни даблоида, все это, как и многое иное, есть. Например, способ изготовления даблоида в домашних условиях с помощью старого непарного носка. В ноге человека хранится его душа, а не в печени, как думали китайцы. У некоторых она остается навсегда в пятке. О нежности стопы, на которой изображен уникальный чертеж организма, и говорить не приходится. Сохранив в носке человеческое тепло и придав ему форму даблоида, можно набить его ватой или шерстью, украсить блестками, а потом дать имя.

Если говорить всерьез, то даблоид Леонида Тишкова – это универсальное диалектическое понятие, как говорили прежде на уроках философии, с помощью которого можно познать всю нашу Вселенную.

Об этом и говорит известный художник Леонид Тишков.

- Леонид, как бы вы объяснили, кто такие даблоиды, человеку, который никогда не читал ваших книг и не слышал о них?
- Даблоиды – это странные ногообразные существа красного цвета. Мягкие, теплые, уютные, а иногда огромные, безобразные и злые. Как и люди, потому что даблоид – двойник человека, его вторая душа, суть его сознания, образ человеческих заморочек, клише социальных установок. Как, например, национальности, партийности, принадлежности какой-то религии, желания быть вечно молодым, богатым и шибко умным. Даблоид – наш путь к осознанию, путь познания самого себя через абсурдность бытия, через гротеск и юмор. Даблоид – создание художника, который решил каким-то образом изменить себя и окружающий его мир через свое искусство. Даблоид обладает оригинальной внешностью, если раз увидишь его, никогда ни с кем не спутаешь. Выглядит он всегда одинаково, но обозначает тьму вещей, созданных человеческим сознанием. Посмотрите на фотографию типичного даблоида или на рисунок. Вот он какой красавец!

- Когда возникли ваши даблоиды?
- Даблоиды возникли вместе с человеком разумным. Наверное, 4 тысячи лет назад. Я только явил его городу и миру. Я их не создавал – я только зарисовал, описал и систематизировал, как Миклухо-Маклай.

- Кроме даблоидов, в вашей коллекции есть еще необычные существа?
- В этой коллекции числятся и множатся стомаки, чурки (деревянные чурбачки – если кто забыл, что обозначает это слово) – эти праотцы буратин. А также живущие в хоботах – Никодим и Аркадий. Еще веселый Вязаник, вязанный из «махориков» моей уральской мамой. Недавно появился Месяц ясный, а на «Арт-Москве» можно было увидеть Яснокрылую звезду, которая упала прямо с небес на подмосковный снег и озарила своим светом бледные лица случайных прохожих.

- Вы по образованию и первой профессии врач. Даблоид как-то связан с медициной?
- Даблоид меня лечит, лечит мои мозги, чтобы не были они замусорены всякой информационной трухой. Включишь телевизор – там даблоид по всем каналам, один и тот же, газету откроешь – из нее посыпались даблоиды. Так что от чего болеем, тем и лечимся.

Мешок даблоидов Тишкова (фото Валерий Силаев)
Мешок даблоидов Тишкова (фото Валерий Силаев)

- Что дал вам даблоид как художнику?
- На своем даблоиде я въехал, можно сказать, в историю искусства – за 15 лет прошло множество выставок в музеях всего мира. В октябре этого года даблоидов покажут в Нью-Йорке, на выставке в Музее современного искусства (МоМА). Так что как художник благодарю своего даблоида, а уж как он благодарен своему создателю – нет слов высказать: весь мир объездил, людей посмотрел, себя показал. Хотя ему, по большому счету, все равно, он Здесь и Везде, он вездесущ, он один и множество, имя ему – Даблоид. Стоит себе в углу, на вопросы не отвечает, молчит, головку клонит.

- Вижу, что вы им довольны…
- Еще бы, хороший из него гражданин нашей страны получился. Мягкий, добрый, уступчивый, работящий, если завтра война, сапог наденет – и в окопы. Там в уголок сядет, спрячется и будет сидеть, пока стреляют. А в перерывах между боями – рожать себе подобных. И не одного, а сразу троих или пятерых. Как сказали, так и сделает.

- Создается впечатление, что вы подходите к этому существу еще и как этнограф и этнолог.
- Нет, Тишков-этнограф – это мой старший брат, Валерий Александрович, директор Института этнологии и антропологии РАН. А я младший, третий брат, как в сказке – ни то ни се, в общем, художник. И как художник живописую свою уральскую глубинку с ее горами, лесами дремучими, Синюшкиными колодцами и цветами колокольчиками. Там и водолазы появились, там слоны по лужайкам бродят, там много чего еще есть, да обо всем не расскажешь, жизнь-то короткая. Вот Вязаник, например, житель деревенский, все в баньке да на чердаке сидит, вяжет своих матерчатых младенцев. Вяжет и распускает, вяжет и распускает.

- Поразительно, но вы еще и фильмы о даблоидах снимаете как режиссер?
- Можно сказать проще: я – режиссер-даблоид, создатель фильмов про даблоидов. Даблоидные фильмы емкие, простые, хоть маленькие, но философские. «Война с даблоидами», например, – это как воевали понарошку, а поубивали по-настоящему. «Человек и даблоид» – история просветления, как у человека был один даблоид, последний, но и его отобрали, – и как теперь, спрашивается, ему жить? Остается только просветлиться! В этом фильме в роли Человека снимался писатель Сергей Седов, маг и чародей современной литературной сказки. Настоящая звезда даблоидного кино. Еще он исполняет танец Великого Даблуса, танец Одинокого Водолаза, танец Жителя Хобота внутри хобота в различных моих театральных постановках, посвященных моим существам. Великую музыку для восставшего Даблуса сочинил композитор Антон Силаев. В третьем томе «Водолазов» – диск с его музыкой Космических Водолазов.

- Известность ваших даблоидов распространяется, как круги по воде. Кто больше всего их любит – молодежь, философы, издатели или работники чулочно-носочной отрасли?
- Думаю, что тот, кто хоть раз увидел даблоида, полюбил его на всю жизнь. И стар и млад. И даблоид ответил им своей любовью. Именно поэтому «даблоиды живут и побеждают». Вообще знать своего даблоида, любить-холить-лелеять, осознавать его, наблюдать за ним – вот наша общая задача. Но только не быть его рабом – вот наш, человеческий, путь к свободе!

- В издательстве «Гаятри» вышли три книжки про ваших Водолазов. Теперь вот про даблоидов. Как вы думаете, сколько всего книжек может выйти?
- Сейчас идет работа над пятой книгой – «Живущие в Хоботах». А дальше время покажет. Но скажу так: даже если нефть закончится, существа будут появляться и появляться. Потому что жизнь непобедима, любовь вечна, а show must go on!

..............