Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Чего ждать режиму Зеленского в 2025 году

Лишенная шанса договориться по-хорошему, Москва освободит больше территорий – причем как из числа тех, которые сейчас входят в состав РФ, так и из числа пока еще украинских, где есть русские города.

16 комментариев
Владимир Можегов Владимир Можегов Ницше как пророк нашего времени

15 октября 180 лет со дня рождения человека, провозгласившего «смерть Бога». Были ли фигуры ему под стать? Кто мог дать о нем суждение не пошлое, которое он и сам бы о себе принял? Да, были. И если бы мы могли его спросить, их, вероятно, он и назвал бы в первую очередь. Кто же это? Во-первых, Достоевский, во-вторых – Христос.

6 комментариев
Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв В чем смысл русского культурного влияния на Центральную Азию

Традиционное присутствие русской культуры в странах Центральной Азии – явление убывающее. Сказывается в том числе постепенное проникновение современной турецкой и иранской культуры, а также движение наших соседей к собственным многовековым «скрепам».

11 комментариев
2 февраля 2006, 13:16 • Культура

Дядюшки фабричные

Дядюшки фабричные
@ www.imdb.com

Tекст: Александр Фолин

Уже второй год подряд лидером российского кинопроката становится отечественный фильм – кинопроизводство страны набирает обороты. Но львиную долю рынка по-прежнему занимает продукция Голливуда, а потому, пока «Золотой орел» сражается с «Золотым овном» за право называться главной кинопремией России, нас, как и раньше, куда более заботит вопрос, кто получит статуэтку дядюшки Оскара.

Как известно, «Оскар» – премия Американской киноакадемии и вручается по итогам голосования ее членов, людей, отдавших «фабрике грез» многие годы.

Блокбастеры в пролете

Фильм Питера Джексона «Кинг-Конг» попал лишь в техническую номинацию (www.imdb.com)
Фильм Питера Джексона «Кинг-Конг» попал лишь в техническую номинацию (www.imdb.com)

По идее они должны оценивать номинантов как беспристрастные профессионалы и руководствоваться исключительно соображениями художественной ценности представленных фильмов. Однако с каждым годом зреет уверенность в том, что «Оскар» стал если не коррумпированным, то, во всяком случае, зависимым от внутрицеховых и даже политических игр.

Недавнее объявление номинантов на «Оскар» за 2005 год не просто укрепило эту уверенность – никогда еще эти списки не вызывали такого недоумения. Все основные и престижные номинации оккупировали малобюджетные и независимые постановки, за исключением трех позиций «Мюнхена» Стивена Спилберга. И это было бы хорошо, если бы было реальным положением вещей.

Очень хочется с восторгом заявить, что американские киноакадемики наконец прозрели и научились отделять зерна от плевел. Что прошло то время, когда попкорновые блокбастеры правили балом. Вот только опыт подсказывает, что рано упиваться эйфорией и что это «жжжж неспроста».

Взять хотя бы Питера Джексона, воплотившего в жизнь свою детскую мечту снять ремейк «Кинг-Конга» 1933 года. Его практически безупречная работа, демонстрирующая высочайший профессионализм всей съемочной группы и достойная поспорить за награду как минимум в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучший актер», попала лишь в технические номинации. Хотя и это еще не худший вариант: «Город грехов» Роберта Родригеса – фильм, фактически породивший новый жанр в кино, – не удостоился вообще ни одной номинации.

Они у нас

Кадр из фильма «Мемуары гейши» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Мемуары гейши» (www.imdb.com)

Впрочем, безапелляционное заявление, что финалисты оскаровской гонки хуже тех, кто в шорт-лист не попал, в нашем положении было бы огульным. «Оскар» стал тем вожделенным фетишем, что заставляет продюсеров подгадывать прокат фильмов как можно ближе к февралю. Как следствие, до России, традиционно плетущейся в хвосте премьерных графиков из-за процветающего пиратства, подавляющее большинство номинантов попросту еще не доехало.

Триумфатора «Золотого глобуса», а теперь и «Оскара» «Горбатую гору» Энга Ли, собравшую наибольшее количество номинаций (6 основных и 2 технических), передвинули в России с февраля на апрель. «Спокойной ночи и удачи» Джорджа Клуни (4 основных и 2 технических номинации) попадет в ограниченный прокат в апреле. «Капоте» Беннетта Миллера (5 основных номинаций) вообще не заявлен в релизных планах и доберется ли до российских экранов – вопрос, который, видимо, решится положительно только в случае, если хотя бы две номинации превратятся в золотые статуэтки.

Раньше всех – в середине февраля – мы увидим «Мюнхен» Стивена Спилберга (3 основных и 2 технических номинации). Через неделю стартует «Переступить черту» Джеймса Мэнголда (2 основных и 3 технических номинации).

Из лидеров гонки за основными номинациями до нас добрался только один фильм – «Столкновение» Пола Хаггиса (4 основных и 2 технических номинации). Что же касается остальных, то тут ситуация чуть получше. Только что вышли «Мемуары гейши» Роба Маршалла (6 технических номинаций), еще идут кое-где «Гордость и предубеждение» Джо Райта (1 основная и 3 технических номинации), «Кинг-Конг» Питера Джексона (4 технических номинации) и «Хроники Нарнии» Эндрю Адамсона (4 технических номинации).

Возможны ли прогнозы?

Кадр из фильма «Хроники Нарнии» (www.imdb.com)
Кадр из фильма «Хроники Нарнии» (www.imdb.com)

Так или иначе, делать какие-то прогнозы – все равно что играть в лотерею. Рискованно ставить на то, что ставший лучшим режиссером по версиям Венецианского фестиваля и «Золотого глобуса» Энг Ли станет им и по версии Американской киноакадемии. Даже классическое «два ядра в одну лунку не попадают» не гарантирует того, что не получит «Оскар» Шарлиз Терон, удостоенная этой чести всего два года назад. И уж тем более ничего не значат давно полученные статуэтки Уильяма Херта и Фрэнсис Мак-Дорманд.

Фактически единственное, о чем можно говорить смело, это то, что в самой главной номинации – «Лучший фильм» – победит «Горбатая гора». Если уж лента о двух ковбоях-геях вообще попала в эту категорию, да еще и обошла всех по общему числу номинаций, скорее всего, ей и суждено будет подвести черту под 2005 годом. Политкорректность была и остается веригами на ногах киноакадемиков, которые заставляют их принимать, мягко говоря, рассудочные решения. А тут еще и фильм достойный – никто не осудит.

Вне зависимости от того, оправдается ли 5 марта хотя бы часть наших ожиданий, «Оскар» останется для нас главной кинопремией планеты, парадом черных смокингов и умопомрачительных платьев от ведущих модельеров мира. Ведь если подумать, в ежегодных разочарованиях тоже есть своя прелесть – приятно костерить «ничего не понимающих в кино» выборщиков. А статуэтки…

Да какая, в сущности, разница, кто их получит? На любовь к кино награды не влияют.

..............