14 декабря, суббота  |  Последнее обновление — 02:09  |  vz.ru
Разделы

Историческая победа Джонсона оказалась в стиле «Недайбог»

Глеб Кузнецов, политолог, глава экспертного совета ЭИСИ
Победу консерваторам в Великобритании принесли не супертехнологии, не манифесты, не обещания, не яркость лидера, не всенародная поддержка – а умелое использование специфики избирательной системы и объединение элит против ключевого участника забега. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Если я в Киеве сомневаюсь, то что говорить о людях за линией фронта?

Александр Скубченко, глава Жилищного союза Украины
Весь мир уже видел, как разобрались в Одессе. Весь мир видит, что власти в стране больше не у Зеленского, а у радикальной улицы. Это и Меркель с Макроном видят. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Ничего мы с немцами не делили

Захар Прилепин, писатель
Даже в России уже выросло целое поколение детей, уверенное в том, что Гитлер и Сталин, два усача, обидели такую хорошую, такую мирную Европу и всем испортили жизнь. Подробности...
Обсуждение: 98 комментариев

    Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов»

    12 декабря на единственном российском авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел пожар. Возгорание началось во время очередных ремонтных работ на корабле. Число пострадавших достигло 12 человек
    Подробности...

    Умер бывший мэр Москвы Юрий Лужков

    В мюнхенской клинике Гроссхадерн во время плановой операции на сердце скончался бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Ему было 83 года. По данным СМИ, столичный градоначальник не смог выйти из глубокого наркоза – у него оторвался тромб
    Подробности...

    Выбрана «Мисс Вселенная-2019»

    В американской Атланте прошел 68-й по счету конкурс «Мисс Вселенная». Жюри выбирало самую красивую девушку планеты из представительниц 90 стран мира. Победительницей стала 26-летняя южноафриканка с необычной внешностью Зозибини Тунзи, являющаяся бакалавром технологических наук
    Подробности...

        НОВОСТЬ ЧАСА:В Кремле ответили на сообщения о разговоре на повышенных тонах в Париже
         |  vz.ru

        Читайте также

        Фальш Фауст

        В Москве показали «Фауста» в постановке Эймунтаса Някрошюса литовского театра «Meno fortas»
        Режиссер-постановщик Эймунтас Някрошюс    22 ноября 2006, 17:26
        Фото: ИТАР-ТАСС
        Текст: Алена Данилова

        Эта осень богата значительными театральными гастролями. Еще не утихли страсти по Джорджо Стрелеру, чьи спектакли играли в Малом театре, а Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского» уже представил зрителям «Фауста» в постановке Эймунтаса Някрошюса литовского театра «Meno fortas», за которым последует нашумевший петербургский «Король Лир» Льва Додина.

        Московские театралы души не чают в Эймунтасе Някрошюсе. Его театр «Meno fortas» стал чем-то вроде флагмана народного интеллектуального искусства.

        Народного, конечно, не в полном смысле, – случайная публика на Някрошюса не ходит. Но всякий уважающий себя претендент на звание зрителя, отягощенного интеллектом, его спектакля не пропустит ни за что.

        Надо сказать, что для такого рода аудитории искусство этого режиссера подходит идеально. С одной стороны, в нем на первый взгляд никогда ничего не понятно. А это несомненный признак глубины мысли и авангардного зерна.

        С другой стороны, если хорошенько подумать, всегда можно найти для происходящего на сцене толкование, а то и несколько, что тоже хорошо, – значит, ты не последний человек в этом обществе и высокое тебе не чуждо.

        Чего-таки не делают «из чего хотите»…

        Сцена из спектакля «Фауст»
        Сцена из спектакля «Фауст»

        Някрошюс – типичный представитель monstre sacré среди режиссеров. Для нашей скифско-азиатской местности он воплощение европейского театра. Однако, что приятно, воплощение все-таки родное, поскольку взращенное в московском ГИТИСе.

        Как истинный патриарх, он абы чем не марается. Все больше ставит Шекспира, бывает, Пушкина и Чехова. Два года назад привозил в Москву не более и не менее как «Песнь песней». Теперь дошла очередь до Гете.

        Ознакомленность публики с драматургическим материалом исключает возможность недопонимания между ней и режиссером по принципиальным вопросам и открывает последнему простор для фантазии, а она у Някрошюса, надо отдать ему должное, бескрайняя.

        В основе его режиссерского метода лежит сценическая метафора. Однако после «Фауста» так и тянет переименовать ее в материализацию чувственных идей. И, как в небезызвестном шедевре Захарова-Горина, уточнить, что результат будет получен согласно намеченным контурам, но не более того.

        Чувственные идеи у Някрошюса вызывает каждый дюйм стихотворного текста, и он немедленно их воплощает в сценическом действии. И, само собой, как настоящего художника, его мало заботит доходчивость и осмысленность полученных образов.

        Среди символов встречаются совсем уже очевидные и прямолинейные. Так, Фауст время от времени навязчиво изображает слепого, ходит, вытянув руки перед собой и натыкаясь на предметы. И зритель, конечно, догадывается, что речь идет о духовной слепоте героя.

        Или Маргарита, получив ларец с драгоценностями, обнаруживает там осколки зеркала и тут же принимается их с аппетитом жевать, морщась от боли. Зритель, в восторге от своей сообразительности, понимает, что дар не к добру.

        Однако, разумеется, не все так просто. Ставка в спектакле сделана на образы, рациональному толкованию не поддающиеся, хотя, может быть, на эмоциональном уровне и вызывающие чуть меньшее недоумение.

        Так, Гретхен оказалась пастушкой отары прялок, приводимых в движение какими-то сущностями, а зловредный Мефистофель взял да и перерезал полстада. Дух, вызванный Фаустом, предстал в виде симпатичного бравого знаменосца в алом мундире и почему-то поверг его в неописуемый ужас.

        Мефистофель попытался устроить Фаусту забег наперегонки со своими духами, но бестолковый доктор раза три подряд устроил фальстарт.

        Универсальный подход

        Конечно, описание этих сцен, вырванных из контекста, не придает им осмысленности, но вся беда в том, что сам контекст целиком складывается из подобных эпизодов. Иногда они буквально поражают режиссерской изобретательностью, однако собраться в единое целое и донести до публики хоть какую-то мысль им не удается.

        Поэтому в спектакле трудно разглядеть что-то, кроме нагромождения ловких выдумок. И, руку на сердце положа, труднее всего в нем разглядеть собственно «Фауста».

        Если отрешиться от текста Гете – а сделать это очень просто, ведь спектакль идет на литовском языке с субтитрами, – возникает ощущение, что образно-метафорический ряд данного произведения можно легко приспособить и для какого-нибудь другого.

        Символы Някрошюса как-то подозрительно универсальны. То же самое касается актеров, исполняющих главные роли. Фауст и Маргарита Владаса Багдонаса и Елжбиеты Латенайте мало изменились с тех пор, как они были Отелло и Дездемоной, и, надо сказать, последние им удались значительно лучше.



        ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
         
         
         
        © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
        E-mail: information@vz.ru
        .masterhost
        В начало страницы  •
        Поставить закладку  •
        На главную страницу  •
        ..............