Взгляд
4 октября, вторник  |  Последнее обновление — 16:20  |  vz.ru
Разделы

Задача театра – быть со страной

Кирилл Крок
Кирилл Крок, директор театра им. Евгения Вахтангова
Ни я, ни артисты Театра Вахтангова никогда не подписывали коллективные письма против проведения спецоперации. Никто из артистов, а это труппа, 120 человек, никуда не уехал. Подробности...

Началось великое ограбление Европы

Глеб Простаков
Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Процессы деиндустриализации несут в себе даже большую угрозу, чем вероятный дефицит газа текущей зимой. Европейский бизнес, в отличие от европейских политиков, не мыслит категориями «день простоять да ночь продержаться» и уже сейчас принимает болезненные, но неизбежные решения. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Ядерное оружие применить ограниченно невозможно

Дмитрий Грунюшкин
Дмитрий Грунюшкин, писатель
Да, ядерная катастрофа будет выглядеть не так, как нам ее рисуют. Но после нее за звание супердержав смогут бороться разве что Новая Зеландия с Мадагаскаром. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Оба газопровода «Северный поток» выведены из строя

На газопроводах «Северный поток» и «Северный поток – 2» обнаружены три утечки газа. Европейские чиновники считают диверсию одной из наиболее вероятных причин повреждения. В Швеции сообщили о двух мощных взрывах в районах ЧП
Подробности...

В школе № 88 Ижевска неонацист застрелил 13 человек

Утром в понедельник злоумышленник устроил стрельбу в школе № 88 в Ижевске, после чего покончил с собой. По данным СК, мужчина был одет в черную майку с нацистской символикой и балаклаву. По последним данным, погибли 13 человек, среди которых семь детей
Подробности...

На бывшей Украине проходят референдумы о вступлении в состав России

В пятницу в Донецкой и Луганской народных республиках, а также на освобожденных территориях Херсонской и Запорожской областей начались референдумы о вступлении в состав России. Участники голосования уверены, что мир может принести только Россия. Голосование продлится по 27 сентября
Подробности...
21:02
собственная новость

Центр реставрации книг решили создать в Кирове

Перспективы создания на базе библиотеки имени А. И. Герцена регионального центра реставрации книг обсудила министр культуры России Ольга Любимова с главой Кировской области Александром Соколовым.
Подробности...
20:39
собственная новость

В Тверской области запланировали торжества в честь 350-летия Петра I

Мероприятия в честь 350-летия со дня рождения Петра I в 2022 году вошли в перечень культурного развития Верхневолжья, сообщили в правительстве Тверской области, где рассмотрели реализацию национального проекта «Культура».
Подробности...
19:30
собственная новость

Названы сроки создания модельных библиотек в Ставрополье

Модельные библиотеки откроют в Благодарненском, Георгиевском и Левокумском округах Ставрополья в 2022 году по нацпроекту «Культура», сообщила министр культуры края Татьяна Лихачева.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Ракетным ударом по заводу «Мотор Сич» в Запорожье уничтожено 15 тонн боеприпасов и два украинских Ми-24

    Главная тема


    Россия переходит к освободительной борьбе против украинской оккупации

    спецоперация на Украине


    Военный аналитик Онуфриенко назвал способ отбросить ВСУ в Херсонской области

    «наивный подход»


    Американист Дробницкий: Маск по вопросу конфликта на Украине стал рупором контрэлиты США

    Народная артистка СССР


    Пугачева ответила ненавидящим ее «рабам» и «холопам»

    Видео

    обнуление поставок


    США дают Европе опасные советы о зимовке без российского газа

    «новый этап конфликта»


    Мировые СМИ: Путин призвал к свержению западного миропорядка

    два направления


    Как сорвать военные замыслы ВСУ и НАТО

    Лиз Трасс


    Новый премьер Британии идет ко дну вместе с британским фунтом

    настоящая история


    Как Россия сберегла свой ядерный щит

    открытый конфликт


    Дмитрий Винник: Мы – поколение, готовое к борьбе за Россию

    спокойно забыть


    Игорь Мальцев: Задача Европы – обвинить в подрыве газопроводов Россию

    историческая справедливость


    Сергей Миркин: Россия получила миллионы патриотов на много поколений вперед

    на ваш взгляд


    Когда вы ожидаете завершения специальной военной операции на Украине?

    Фальш Фауст

    Режиссер-постановщик Эймунтас Някрошюс
       22 ноября 2006, 17:26
    Фото: ИТАР-ТАСС
    Текст: Алена Данилова

    Эта осень богата значительными театральными гастролями. Еще не утихли страсти по Джорджо Стрелеру, чьи спектакли играли в Малом театре, а Международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского» уже представил зрителям «Фауста» в постановке Эймунтаса Някрошюса литовского театра «Meno fortas», за которым последует нашумевший петербургский «Король Лир» Льва Додина.

    Московские театралы души не чают в Эймунтасе Някрошюсе. Его театр «Meno fortas» стал чем-то вроде флагмана народного интеллектуального искусства.

    Народного, конечно, не в полном смысле, – случайная публика на Някрошюса не ходит. Но всякий уважающий себя претендент на звание зрителя, отягощенного интеллектом, его спектакля не пропустит ни за что.

    Надо сказать, что для такого рода аудитории искусство этого режиссера подходит идеально. С одной стороны, в нем на первый взгляд никогда ничего не понятно. А это несомненный признак глубины мысли и авангардного зерна.

    С другой стороны, если хорошенько подумать, всегда можно найти для происходящего на сцене толкование, а то и несколько, что тоже хорошо, – значит, ты не последний человек в этом обществе и высокое тебе не чуждо.

    Чего-таки не делают «из чего хотите»…

    Сцена из спектакля «Фауст»
    Сцена из спектакля «Фауст»

    Някрошюс – типичный представитель monstre sacré среди режиссеров. Для нашей скифско-азиатской местности он воплощение европейского театра. Однако, что приятно, воплощение все-таки родное, поскольку взращенное в московском ГИТИСе.

    Как истинный патриарх, он абы чем не марается. Все больше ставит Шекспира, бывает, Пушкина и Чехова. Два года назад привозил в Москву не более и не менее как «Песнь песней». Теперь дошла очередь до Гете.

    Ознакомленность публики с драматургическим материалом исключает возможность недопонимания между ней и режиссером по принципиальным вопросам и открывает последнему простор для фантазии, а она у Някрошюса, надо отдать ему должное, бескрайняя.

    В основе его режиссерского метода лежит сценическая метафора. Однако после «Фауста» так и тянет переименовать ее в материализацию чувственных идей. И, как в небезызвестном шедевре Захарова-Горина, уточнить, что результат будет получен согласно намеченным контурам, но не более того.

    Чувственные идеи у Някрошюса вызывает каждый дюйм стихотворного текста, и он немедленно их воплощает в сценическом действии. И, само собой, как настоящего художника, его мало заботит доходчивость и осмысленность полученных образов.

    Среди символов встречаются совсем уже очевидные и прямолинейные. Так, Фауст время от времени навязчиво изображает слепого, ходит, вытянув руки перед собой и натыкаясь на предметы. И зритель, конечно, догадывается, что речь идет о духовной слепоте героя.

    Или Маргарита, получив ларец с драгоценностями, обнаруживает там осколки зеркала и тут же принимается их с аппетитом жевать, морщась от боли. Зритель, в восторге от своей сообразительности, понимает, что дар не к добру.

    Однако, разумеется, не все так просто. Ставка в спектакле сделана на образы, рациональному толкованию не поддающиеся, хотя, может быть, на эмоциональном уровне и вызывающие чуть меньшее недоумение.

    Так, Гретхен оказалась пастушкой отары прялок, приводимых в движение какими-то сущностями, а зловредный Мефистофель взял да и перерезал полстада. Дух, вызванный Фаустом, предстал в виде симпатичного бравого знаменосца в алом мундире и почему-то поверг его в неописуемый ужас.

    Мефистофель попытался устроить Фаусту забег наперегонки со своими духами, но бестолковый доктор раза три подряд устроил фальстарт.

    Универсальный подход

    Конечно, описание этих сцен, вырванных из контекста, не придает им осмысленности, но вся беда в том, что сам контекст целиком складывается из подобных эпизодов. Иногда они буквально поражают режиссерской изобретательностью, однако собраться в единое целое и донести до публики хоть какую-то мысль им не удается.

    Поэтому в спектакле трудно разглядеть что-то, кроме нагромождения ловких выдумок. И, руку на сердце положа, труднее всего в нем разглядеть собственно «Фауста».

    Если отрешиться от текста Гете – а сделать это очень просто, ведь спектакль идет на литовском языке с субтитрами, – возникает ощущение, что образно-метафорический ряд данного произведения можно легко приспособить и для какого-нибудь другого.

    Символы Някрошюса как-то подозрительно универсальны. То же самое касается актеров, исполняющих главные роли. Фауст и Маргарита Владаса Багдонаса и Елжбиеты Латенайте мало изменились с тех пор, как они были Отелло и Дездемоной, и, надо сказать, последние им удались значительно лучше.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •