Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевВасилий Колташов: Три главные ошибки Дональда Трампа
Став президентом, Дональд Трамп почему-то решил, что борьба за власть в США окончена. Он решил действовать в рамках формально возможного, и это была только первая его стратегическая ошибка. За ней последовали и другие.
Во время своей инаугурационной речи Трамп сказал: наступает новая эпоха, наступает прямо сейчас.
С его слов выходило, что вот-вот американцы начнут замечать перемены к лучшему в своей жизни. Те самые перемены, ради которых они голосовали за этого бунтаря-республиканца. И действительно, новый президент сделал попытку добиться от Конгресса поддержки для своих инициатив.
Американские депутаты ответили новому президенту однозначно. Они сказали: «Нет».
Даже в Республиканской партии на попытки членов команды Трампа уговорить конгрессменов поддержать его проекты звучал однозначный ответ: «В наши планы это не входит».
Никакие аргументы, никакой торг не давали представителям Белого дома возможности добиться уступок.
Президент США столкнулся с консолидированным неприятием себя и своей политики всем классом американских политиков, не только связанных с Демократической партией.
С этого момента Трамп покатился вниз.
Большие дела Трампу не по силам (фото: Kevin Lamarque/Reuters)
|
Никакое светлое завтра не настало для американцев автоматически в силу избрания Трампа президентом. Долги по кредитным карточкам и жилищным кредитам не начали рассасываться, поскольку ни роста реальных доходов, ни новых рабочих мест само собой избрание Трампа президентом дать не могло.
И не дало. Даже перспектива улучшений оказалась неочевидной.
Некоторые избиратели Трампа задумались: не лучше ли было отдать свои голоса коррумпированной и лживой, но, возможно, что-то способной дать Хиллари Клинтон?
Симпатии к Трампу за полгода его нахождения в Белом доме резко уменьшились. Виноват в этом он сам. И снижение рейтинга – реальность, а не продукт недобросовестного подсчета со стороны враждебных президенту структур, как полагают некоторые.
Могло ли быть иначе? Да, но только если бы Трамп не пытался обойти преграды, а призвал бы своих сторонников к штурму политических форпостов. Это позволило бы избежать других ошибок.
Трампа погнали во внешнюю политику, как гонят дикий рогатый скот на охоте.
Он занялся внешними делами, надеясь найти компромисс с Конгрессом и порадовать боевитых избирателей, а его заставили ввести новые санкции против России. Он подписал их после, казалось бы, удачной, предвещавшей разрядку встречи с Владимиром Путиным.
От этого унижение Трампа стало еще более значительным. Он попытался сгладить эффект, заявив: это законодательная власть принудила его, это Конгресс виновен в охлаждении отношений с Москвой. Но виновен и Трамп.
Чуждая рядовым американцам внешняя политика, расходящаяся с предвыборными обещаниями самого Трампа, – это его вторая стратегическая ошибка. Он мог объявить: Белый дом находится в осаде, но политика его не будет такой, как этого требуют враги президента. Это понравилось бы американцам.
Одновременная мобилизация их помогла бы Трампу в ходе 2017 года подготовить новых кандидатов-республиканцев и вообще очистить региональные комитеты партии от противников. Трамп не решился взяться за эту большую работу, пусть даже она выглядела логичной и необходимой после его победы на выборах.
И это была третья грандиозная ошибка, убившая надежду людей и лишившая Трампа возможности войти в историю как фигура, равная Франклину Рузвельту или Аврааму Линкольну. Трамп, возможно, рассчитывает выждать момент, но это вряд ли разумно.
Он точно рассчитывал по-деловому договориться с республиканцами в Конгрессе, но забыл, что в политике договоры не всегда возможны. Если кто-то объявил вас своим смертельным врагом, то его нужно победить.
Торг тут уже неуместен. Это ситуация крайнего обострения противоречий.
Бизнес Трампа пониманию подобных вещей не научил. Может быть, он просто решил пересидеть свой срок как большой лоббист компаний по добыче нефти и газа? Быть может, испугался остроты конфликта в обществе, приведшего его к власти?
Все эти политические ошибки превратили президента в слабую фигуру, поддающуюся давлению и ищущую лазейки для своих маленьких дел. Большие дела Трампу не по силам.
Даже на мировой арене он во многом делает то, что делала бы Клинтон. Конечно, она, возможно, не вывела бы США из Транстихоокеанского партнерства, но пригрозила бы КНДР и Венесуэле и точно ввела бы новые санкции против России.
Совершив множество больших и малых ошибок, Трамп как политик оказался в непростом положении. Возможно, ему не раз казалось за истекшие полгода, что он умело маневрирует. Критики умолкали, но лишь на короткое время. Столкновения с противником внутри страны удавалось избежать, но только временно.
Столкновение либеральных левых и местных властей с защитниками памятника генералу-конфедерату Роберту Ли в штате Виргиния снова ударило по Трампу. Его примирительная позиция была истолкована массмедиа как расизм и выражение симпатии к «белым мужчинам» (собирательное понятие для людей любого пола, якобы имеющих привилегии в обществе).
Трампа все сложнее рассматривать как самостоятельную фигуру, уж слишком много он отступает.
И все же есть одно направление, где новый глава государства может добиться успеха.
Он изо всех сил старается развязать торговую войну с Китаем, изгнав под любым предлогом (сейчас это поддержка им КНДР, демпинг и нарушение прав интеллектуальной собственности) его товары с американского рынка.
Если Трампу удастся втянуть в антикитайскую игру своих противников во власти, он их тем самым переиграет. Война, пусть и торговая, как говорится, всех уравняет.Это перечеркнет многие ошибки Трампа. Его жертвы, в том числе утверждение санкций против России, окажутся оправданными. Правда, внутри страны это президенту рук не развяжет.
Он по-прежнему не будет иметь опоры для своей экономической политики. Нанесенные же Москве и Брюсселю обиды будут работать не на пользу США. Они могут пойти на пользу КНР и во вред интересам американских корпораций.
Все это лишь возможный относительно благоприятный для Трампа исход.
Пока же ошибки тяготеют над ним, торговая же война с КНР может вовсе не принять желанный для Трампа всеобщий характер. А частные меры положение в американской экономике не изменят и не предоставят президенту столь необходимую любому политику свободу.