Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

32 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
23 мая 2017, 10:21 • Авторские колонки

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Прибытие мощей святителя Николая в Москву привлекло общее внимание и вызвало самые разные реакции – от восторга до раздражения, от глубокой вовлеченности до полного непонимания. Мне стоит попытаться рассказать о том, как это событие выглядит в глазах верующих.

Для православных (как и для католиков) почитание святых – органическая часть общей картины мироздания, и для того, чтобы понять, как православные видят прибытие мощей святителя Николая, эту картину стоит кратко напомнить.

Возможно видеть друг в друге трагически разделенных, но родных братьев

Бог, Святая Троица, очень-очень счастлив – «блажен», как говорит церковное слово. Он обладает полнотой жизни, радости, любви, общения – потому что Бог есть не космическое одиночество, а Святая Троица – Отец, Сын и Святой Дух.

Из чистой щедрости Бог желает разделить свою жизнь, любовь и радость с сотворенными им существами – ангелами, людьми, мирозданием в целом. Вселенная создана как бы единой счастливой семьей, глава которой – Бог. Но в этой семье произошел трагический разрыв – грехопадение. Часть ангелов, а потом и люди, злоупотребили своей свободой, чтобы отпасть от Бога.

С тех пор Бог действует в мире, чтобы вернуть людей к той жизни вечной и блаженной, для которой Он их создал. Центральные события истории спасения состоят в том, что Сын Божий стал человеком в лице Иисуса Христа. Как человек, Он умер за наши грехи и воскрес из мертвых. Но на этих событиях история не заканчивается; Христос создает Церковь, и Его действие продолжается в мире через Его верных.

Люди, стоящие в очереди, стремятся не просто пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни (фото:Артем Геодакян/ТАСС)

Люди, стоящие в очереди, стремятся не просто пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни (фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Каждый епископ, священник, монах или мирянин, достойно несущий свое служение, соучаствует в спасительном замысле Бога о мире. Это тем более верно в отношении святых – людей, проявивших особенную преданность Богу.

Причем деятельность святых не заканчивается с их физической смертью; уже будучи жителями Небесного града, они продолжают свое служение Богу и людям, подобно тому, как в большой семье отец поручает старшим детям заботиться о младших. Мы верим, что святые не бросили нас, перейдя на Небеса, но, напротив, приобрели новые возможности нам помогать.

Поэтому с самых ранних времен в Церкви существует почитание святых как наших небесных друзей и помощников и почитание их мощей. Мощи – это, прежде всего, телесные останки, но не только, это то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи – все, что так или иначе соприкасалось со святым во время его земной жизни.

Обычно мощи святителя Николая хранятся в итальянском городе Бари, в посвященной ему католической базилике. Нынешнее посещение – результат согласия, достигнутого в этом вопросе между православными и католиками.

И это тоже очень важно – тысячелетнее разделение между Церквями, которые поклоняются одному Богу и часто чтут одних и тех же святых, – это большая печаль для верующих и большой соблазн для внешних.

Конечно, говорить об объединении Церквей едва ли возможно – слишком много накопилось различий и в церковном устройстве, и в том, как мы понимаем те или иные стороны нашей веры. Но возможно – и это происходит – признание нашего общего наследия, Евангелия и первого тысячелетия церковной истории.

Возможно видеть друг в друге трагически разделенных, но родных братьев. Возможно вместе трудиться над сохранением нравственных ценностей, укорененных в христианской картине мироздания, вместе работать ради сохранения мира и защиты христиан там, где они подвергаются гонениям. И в этом искать помощи нашего общего святого – Николая Мирликийского.

Святитель Николай родился в III веке в греческой колонии Патара в малоазийской римской провинции Ликия. Теперь это часть Турции, но в те времена этот регион был греческим по языку и культуре.

Святитель Николай особо почитается как покровитель моряков и вообще путешествующих – в его житии есть эпизоды, когда он избавляет моряков от смерти. Также очень известен сюжет из его жития про то, как он тайно обеспечил приданое трем девицам – дочерям разорившегося богача – и тем спас их от скользкого пути. Эпизод с тайно подброшенной помощью потом отразился в западном образе Санта-Клауса, который оставляет подарки в чулке или носке.

Николай Мирликийский, греческий Епископ, стал любимым русским святым – «Николой», в честь которого названо множество храмов и вслед за храмами – улиц и населенных пунктов. И это – еще одно указание на вселенскость Церкви, которая объединяет во Христе верных всех времен и народов. Для православных он не просто почитаемая фигура из далекого прошлого, но кто-то родной и близкий, и очень многие верующие люди могут рассказать о его помощи.

Поэтому для верующих так важно прибытие в Москву мощей этого любимого и почитаемого святителя. Для множества людей, которые готовы стоять в очереди и терпеть немалое утомление, чтобы прикоснуться к его мощам, это свидетельство их веры.

С древнейших времен физическое путешествие к почитаемой святыне – это образ духовного, внутреннего путешествия. Паломники терпят труды и опасности пути не только для того, чтобы переместиться из одного места в другое – но чтобы измениться внутренне, приблизиться к Богу.

Так и люди, стоящие в этой очереди, стремятся не просто очень медленно пройти эти несколько сот метров – а взойти на другую духовную ступень в своей жизни. Именно поэтому верующих людей не пугает, а, напротив, привлекает некоторая трудность этого.

Кто-то из тех, кто хочет прийти, – церковные люди, кто-то только издалека приближается к Церкви, кто-то приносит к Святителю какую-то свою личную нужду – святой Николай с любовью ожидает всех.

..............