27 мая, суббота  |  Последнее обновление — 01:19  |  vz.ru

Андрей Бабицкий

 
С 1989 года корреспондент Радио Свобода в Москве. Освещал все значимые вехи новейшей российской истории - путч 1991 года и развал СССР, расстрел российского парламента в 1993 году, после которого ушел с радио, поскольку считал действия ельцинского режима преступными. Вновь вернулся после начала чеченской войны и проработал корреспондентом в Чечне с 1995 по 2000 годы. Во время второй чеченской был арестован, помещен в СИЗО "Чернокозово". В этом же году после суда, признавшего его виновным, уехал в штаб-квартиру Радио Свобода в Праге, где проработал 15 лет. В 2015 году был уволен из-за заявлений в поддержку действий России в Крыму и освещения преступлений украинских вооруженных сил в Донбассе.

Мнения

Многие в Донбассе не могли поверить, что на столь кровавые преступления против собственных сограждан могли пойти украинские летчики. Ходили слухи о натовских наемниках. Однако реальность оказалась куда прозаичнее.
Обсуждение: 11 комментариев

Очень точный термин нашли в Washington Times для деятельности Обамы и его по-прежнему многочисленной и активной команды. При этом автор текста, почетный главный редактор WT Уэсли Пруден, явно считает Обаму опасным идиотом.

Критики-алармисты нашли новый объект для переживаний. Они говорят: «Россия строит новое. Но кто строит это новое? Люди, которые получили образование в советский период. Они уйдут, и наступит крах». Нельзя сказать, что тревожные граждане совсем уж не правы.
Обсуждение: 88 комментариев

В школьную пору, в третьем и четвертом классе, нас с братом Автандилом ввязали в историю, при которой нас выставили предателями и изгоями. Дело было в Тбилиси. Тот день я помню очень хорошо.
Обсуждение: 33 комментария

Вот что ни говори, а отсутствие мобильности – это не самая лучшая наша черта. Сидит человек и ноет: «В леспромхозе платят гроши, школы нет, магазина нет, врача нет, заливает каждый год...». А я смотрю и думаю: почему же вы живете в месте, которое заливает каждый год?
Обсуждение: 110 комментариев

Прекращение безвозмездной военной помощи США Украине и переход на кредитование служит некоторым Рубиконом, который американцы в своих отношениях с младшим восточноевропейским партнером все-таки решились перейти.
Обсуждение: 17 комментариев


Главный вызов сейчас для Эммануэля Макрона – это закрепить победу на парламентских выборах. Как же эволюционирует политическая ситуация во Франции после формирования нового правительства и выборов в парламент, которые пройдут в два тура 11 и 18 июня?
Обсуждение: 24 комментария

Прибытие мощей святителя Николая в Москву привлекло общее внимание и вызвало самые разные реакции – от восторга до раздражения, от глубокой вовлеченности до полного непонимания. Мне стоит попытаться рассказать о том, как это событие выглядит в глазах верующих.
Обсуждение: 168 комментариев

Почему Украина идет по пути, показавшему свою не просто бессмысленность, а вредоносность? Однозначно ответить на подобный вопрос сложно. Есть две равновероятные версии, одинаково неприятные.
Обсуждение: 139 комментариев

Андрей Бабицкий: Либерализм как доктрина самоуничтожения общества

12 апреля 2017, 17:25
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Идеологи французского Просвещения решили почти любые потребности человека считать легальными и требующими правового утоления. Отсюда и растут ноги у современного европейского права. Рассмотрим эти принципы внимательно.

Теория естественного права, то есть продуцируемого не человеческой волей или произволом, а имеющего своей органичной основой объективную природу вещей и самого человека, была сформулирована еще античными мыслителями, но только в эпоху европейского Просвещения она приобрела тот вид, который привел современный либерализм к нынешним его формам.

«Индивидуализм как основа либерального взгляда на мир заканчивается тем, чем и должен был – торжеством человеческого хотения»

Можно долго перечислять философов, приложивших руку к рационализации естественного права, источником которого богословы Средних веков (например Фома Аквинский) считали Божественные установления, заветы и истину, однако мы ограничимся указанием только одного имени, поскольку оно неразрывно связано с историей французской революции.

Именно ее следует считать фундаментом, на котором было возведено здание доброго классического либерализма, выродившегося естественным образом в современную теорию политкорректности, фактически провозгласившую преферентным субъектом истории различные этнокультурные, сексуальные и религиозные меньшинства.

Начало рационализации естественного права, выведению его из области богословия, положил еще в XVII веке Гуго Гроций. Но, пожалуй, наиболее полное выражение рационалистическое обоснование нашло веком спустя в трудах Жана-Жака Руссо. В своей работе «Общественный договор» он с позиций самого радикального индивидуализма сформулировал основы идеального общественного устройства.

Понятно, что многие либеральные институции, возникшие в течение нового и новейшего времени, не являются заслугой Руссо. Они стали плодом коллективной мысли, но одно несомненно – именно французский мыслитель вывел свободу из человека и его воли, лишив естественное право всякой связи с трансцендентным.

Несмотря на то что впоследствии немецкие философы Кант и Гегель попытались восстановить родство права с потусторонним разумом, именно теория Руссо легла в основание грандиозной конструкции либерального представления о мироустройстве.

Теория Руссо легла в основание грандиозной конструкции либерального представления о мироустройстве (фото: Питер Брейгель)
Теория Руссо легла в основание грандиозной конструкции либерального представления о мироустройстве (фото: Питер Брейгель)

Если источником права считается свобода и воля человека или народа как сообщества отдельных индивидов, то по сути мы имеем дело с подменой – не с естественным, а с позитивным правом, которое считает все правовые формы временными и проистекающими из меняющихся обстоятельств и требований момента.

Убежденность французских просветителей в том, что человек по своей природе позитивен и тянется к добру, а потому в перспективе он может лишь улучшать законы, подтягивая их уровень к своему естественному состоянию, собственно, и является тем семенем, из которого выросло дерево либеральной мысли.

Между тем далеко не все рационалисты, участвовавшие в расширении границ позитивистского подхода к вопросу, были уверены в комплементарном по отношению к истине характере человека.

Джон Локк, например, был уверен, что человеческое существо – это tabula rasa, чистая доска, на которой опыт выводит чистые письмена, определяющие в дальнейшем культурный и социальный рельеф общества. Томас Гоббс, напротив, считал, что человеческая воля зла и стремится к «войне всех со всеми», а потому нуждается в учреждении государства, как силы, способной ограничить ее произвол.

Тем не менее вера в имманентного симпатягу позволила либерализму отринуть всякие сомнения в том, что человеку можно доверить стать центром вселенной и сделать его источником всяческого права. Нет сомнений в том, что провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью и стало доктриной, пронизавшей своей энергией и убежденностью все общественное устройство европейского мира. 

В тот период, когда в Европе шла борьба с еще очень живым и практически всемогущим абсолютизмом, государствами и монархами, не желавшими считаться с правами собственных граждан, влияние этой доктрины было, несомненно, весьма позитивным, поскольку оно позволяло расширять границы гражданских свобод и формировать институты, встававшие на их охрану. 

Однако родовые травмы руссоистской концепции должны были рано или поздно проявить себя в искажении взгляда на государство, как на плод общественного контракта, когда в учреждении государственного устройства должен участвовать исключительно один только человек, не связанный высшим, потусторонним императивом.

Индивидуализм требовал, чтобы поле человеческих отношений было максимально свободно в обеспечении потребностей природы человека, настаивая на том, что регулятором общественной жизни может выступать естественный закон. В экономике это «невидимая рука рынка» Адама Смита или принцип Laissez-faire, сформулированный тем же французским Просвещением и декларирующий полное невмешательство государства в экономическую жизнь. В итоге этот подход привел к тому, что любые потребности человека, кроме желания совершать действия, наносящие прямой вред жизни и собственности другого существа, были объявлены легальными и требующими правового утоления.

Христианский взгляд видит двойственность человеческой природы, которая одной своей стороной устремлена в небо, другой постоянно срывается в пропасть. Чтобы удержаться, человеку, мир которого лежит во зле, а правителем его является властелин ада сатана, необходима божественная помощь, рука Господа, которая удержала бы его от падения.

Такой рукой следует считать Священные писание и предание, Церковь как общности верующих всех времен, сила святости умудренных и просветленных Божественным откровением. Либерализм же отдал власть над вселенной человеческой гордыне, человеческим естеству и самости.

Поначалу добро в понимании просветителей было вполне христианским по своей природе, хотя и отсоединенным от своих религиозных корней. Искажения и фантазмы в направлении окончательной победы индивидуализма накапливались веками.

Отсюда и растут ноги у современного европейского права, перешедшего от формирования государственных структур, которые наиболее полно учитывали бы общественные потребности, к проблемам обеспечения прав разнообразных меньшинств. В некоторых случаях это вполне действенная и позитивная практика, когда речь идет о сохранении особенностей и традиций национальных культур.

Но в целом борьба за признание однополых браков, нежелание видеть в радикальном исламе врага цивилизации, предоставление преимущественных прав национальным группам, не готовым к их рациональному использованию, перекос в понимании соотношения миссий мужского и женского в пользу их бессмысленного и бездумного уравнивания ведут к окончательному вымыванию из основ западного устройства начал христианской культуры.

Это, в свою очередь, приводит к разрушению тех ценностей, существование которых не зависит от человеческой воли, а прописано в Божественном уставе, предлагающем свой регламент жизни Божественного творения – семьи, сострадания, взаимопомощи, желания и умения ценить чужое как свое.

Индивидуализм как основа либерального взгляда на мир заканчивается тем, чем и должен был – торжеством человеческого хотения, направленного уже на предметы, призванные легитимизировать самые темные стороны его природы.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Денис Селезнев: В этот день война пришла в Донецк

Многие в Донбассе не могли поверить, что на столь кровавые преступления против собственных сограждан могли пойти украинские летчики. Ходили слухи о натовских наемниках. Однако реальность оказалась куда прозаичнее. Подробности...

Кирилл Бенедиктов: Запомним Обаму таким

Очень точный термин нашли в Washington Times для деятельности Обамы и его по-прежнему многочисленной и активной команды. При этом автор текста, почетный главный редактор WT Уэсли Пруден, явно считает Обаму опасным идиотом. Подробности...

Ирина Алкснис: Как мы проедаем советское наследство

Критики-алармисты нашли новый объект для переживаний. Они говорят: «Россия строит новое. Но кто строит это новое? Люди, которые получили образование в советский период. Они уйдут, и наступит крах». Нельзя сказать, что тревожные граждане совсем уж не правы. Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Майя Котляр: Ты мне веришь, мама?

В школьную пору, в третьем и четвертом классе, нас с братом Автандилом ввязали в историю, при которой нас выставили предателями и изгоями. Дело было в Тбилиси. Тот день я помню очень хорошо. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Сергей Лукьяненко: Уж очень мы усидчивые

Вот что ни говори, а отсутствие мобильности – это не самая лучшая наша черта. Сидит человек и ноет: «В леспромхозе платят гроши, школы нет, магазина нет, врача нет, заливает каждый год...». А я смотрю и думаю: почему же вы живете в месте, которое заливает каждый год? Подробности...
Обсуждение: 107 комментариев

Вадим Самодуров: США придется забыть о своем сателлите

Прекращение безвозмездной военной помощи США Украине и переход на кредитование служит некоторым Рубиконом, который американцы в своих отношениях с младшим восточноевропейским партнером все-таки решились перейти. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Павел Данилин: Юбилейные праймериз

Буквально на наших глазах партийно-политическая система страны менялась – от существования многочисленных протопартийных объединений и вплоть до появления серьезных политических сил, способных предлагать свою собственную повестку и проводить собственную политику. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Андрей Бабицкий: Розыгрыш: история одной правозащитной выходки

Ксения Собчак дерзко бросает в лицо президенту Порошенко обвинения: дескать, запрещая социальные сети, он объявляет войну собственному народу. Возникает вопрос: а где вы были раньше, Ксения Анатольевна? Подробности...
Обсуждение: 150 комментариев

Арно Дюбьен: Чем удивит новый президент Франции

Главный вызов сейчас для Эммануэля Макрона – это закрепить победу на парламентских выборах. Как же эволюционирует политическая ситуация во Франции после формирования нового правительства и выборов в парламент, которые пройдут в два тура 11 и 18 июня? Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Сергей Худиев: Это результат согласия между католиками и православными

Прибытие мощей святителя Николая в Москву привлекло общее внимание и вызвало самые разные реакции – от восторга до раздражения, от глубокой вовлеченности до полного непонимания. Мне стоит попытаться рассказать о том, как это событие выглядит в глазах верующих. Подробности...
Обсуждение: 168 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............