Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевВасилий Колташов: Президента США загоняют на внешнеполитическое поле
Трамп изолирован, и кольцо вокруг сжимается. Его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку.
Возможно, сейчас для нового американского президента настал самый сложный момент за все время его полномочий. ФРС США приняла решение повысить ключевую ставку с 0,5–0,75% до 0,75–1%. А это означает, что расходы правительства по обслуживанию долга возрастут.
Никакая борьба с исламистами не удовлетворит его избирателей
Вся экономия Дональда Трампа, все его меры по концентрации денег ради запуска хоть каких-то программ могут закончиться ничем: с трудом и изворотливостью выкроенные деньги придется отдать ФРС. Самого же президента это вроде бы должно заставить обратиться к внешней политике и на большой карте проиграть сражение демократам и старым республиканцам. Они же найдут, к чему придраться.
Трамп всеми силами уклонялся от внешнеполитических шагов, которые могли бы помочь выставить его предателем интересов Америки. Опасной темой была Россия и санкции, которые он прежде называл несправедливыми и обещал отменить. Трамп был настолько осторожен, что без промедления отправил в отставку своего советника Майкла Флинна, едва только в полы его пиджака вцепились враги Трампа в Конгрессе.
Признаем, шаг это был для политика, твердо держащегося своей линии, неприятный и вынужденный. А вот отказ от рукопожатия с Ангелой Меркель не был для Трампа опасен, как и теплый телефонный разговор с главой Тайваня. Противоречия США с ФРГ и Китаем усилились еще при Бараке Обаме. Просто новый президент повел здесь политическую игру иначе, чем его предшественник, а еще забыл и про Украину, и про Россию.
Главным для Трампа было протащить через Конгресс свои проекты. Но 25 марта президенту пришлось отозвать законопроект о замене льготного медицинского страхования Obamaсare (чрезвычайно дорогостоящего, путаного и написанного с целью дать максимум прибыли бизнесу в здравоохранении, включая страховые компании).
Трамп пытался упорядочить систему, запретить страховщикам давать отказ клиентам в предоставлении услуг и – последнее очень важно – высвободить деньги. Операция прошла неудачно. Трамп обещал вернуться с улучшенным проектом, но суть от этого не меняется. Если уж республиканцы провалили свой собственный, столь важный для них законопроект, то можно только представить, что ждет инициативы Трампа. Блокада будет полной.
Президента США словно бы загоняют на внешнеполитическое поле. Пресса сообщает, что его популярность снижается и упадет совсем, когда американский народ увидит: новый глава государства ничего не может сделать, не держит обещания и вообще бесполезен. Тогда, как ожидают противники Трампа, можно будет начать процедуру импичмента по поводу, который новый президент непременно даст.
Для Трампа, по их мнению, остается один путь: поддерживать рейтинг за счет шумихи во внешних делах, играть в большого политика на глобальной карте. Считается, что если он поведет кампанию против исламских террористов на Ближнем Востоке, это понравится избирателям. Но это также даст противникам повод обвинить Трампа в том, что что-то сделано не так или не там.
Трамп не может не сознавать, что изолирован и кольцо вокруг сжимается. Он также видит, что его игра по успокоению конгрессменов с помощью диалога с большими компаниями, дающими тем деньги, ни к чему не привела. Хуже всего, что проблемы в Конгрессе совпали с решением ФРС повысить ставку. А ведь эту политику регулятор обещает продолжить, что должно нормализовать ставку в самой неудобной для Трампа форме.
Президент и его команда не против возврата ставки к характерному для здоровой экономики уровню (от 2 до 5%). Это объективно стоящая перед США задача. Ее решение вернет банки в режим борьбы за прибыль, не делая кредит губительно дорогим для реального сектора экономики. Проблема лишь в том, что нормализацию цены кредита необходимо уравновесить другими решениями.
А таких уравновешивающих решений Трампу не оставляют. Он прекрасно знает, что никакая борьба с исламистами не удовлетворит его избирателей. Им нужны социально-экономические мероприятия, сдвигающие ситуацию в экономике США в их пользу. Он также понимает, что средний капитал ждет от него прибыли и роста экономики и здесь уже произведенного повышения таможенных пошлин недостаточно.
Нужно дать ход новой, широкой протекционистской экономической политике, подкрепленной крупными проектами, а на это нет ни денег, ни санкции Конгресса. В таком положении Трамп не станет уходить во внешнюю политику, играя здесь без всякого толка и в итоге попадая в ловушку.
Трамп, вероятнее всего, атакует своих противников, окопавшихся в Республиканской партии, законодательной и судебной ветвях власти, а также в «вотчине демократов» ФРС.
В 2018 году Трамп сможет поменять главу ФРС. Он также вправе поменять весь Совет управляющих ФРС, состоящих из семи человек. Если ФРС окажется в руках Трампа, это будет страшное оружие. Трамп вряд ли вернется к обамовской политике «нулевой ставки» и выкупа токсичных активов, чтобы наградить финансовый бизнес за безответственность и наглость.Скорее его внимание обратится на 20 трлн долларов правительственного долга. Большая часть его контролируется ФРС и может быть списана без последствий для американской и мировой экономики. Это сразу вдвое уменьшит бюджетные расходы на обслуживание долга. Мировой спрос на доллары ФРС может удовлетворить в интересах оздоровления бюджета США – выкупая и списывая облигации правительства.
Произойдет ли при этом ослабление доллара? Да, вполне ожидаемо. Но его сгладит общее ослабление других валют и политика повышения ставки ФРС. Реализуется мечта трампистов: доллар останется мировой валютой, не его курс станет меньшей проблемой для реального сектора и экспорта, а правительство увидит живые деньги. Они будут пущены на реализацию антикризисных проектов Трампа.
На беду для Трампа сенат США – вот кто утверждает семерку управляющих ФРС. А это означает только то, что необходимо добиться не просто республиканского, но именно трамповского большинства в обеих палатах, чтобы начать принимать нужные законы и подобраться к ФРС. Умиротворить противников во власти Трамп не сумел. Значит, ему придется их разгромить или он будет повержен.
Сделать это без опоры на широкие слои общества президент не сможет: для завоевания большей части из 100 мест в сенате и 435 мест в палате представителей Конгресса нужно мобилизовать сторонников во всех штатах и выиграть еще одни выборы, уже в 2018 году. Пока же хваленая американская система сдержек и противовесов полностью блокирует Трампа.
Задача сокрушения противников в Конгрессе и ФРС очень сложна. Она требует от главы Белого дома предельной осторожности во внешней политике и безграничной решимости во внутренних делах. И первое, что он должен сделать, – обратиться к своим сторонникам и мобилизовать их уже не на голосование, а на партийную борьбу.
При этом он может призвать и голосовавших за него демократов переходить в ряды обновляемой Республиканской партии. Только так побитый ныне Трамп отплатит врагам в Конгрессе и ФРС и сможет добраться до денег. И успех Трампа в этом деле – реалистичный сценарий.