Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева «Ребятушки, милые, как к нам Россия относится?»

«Нетвойнисты» пытаются прежде всего себя самих убедить, что у них есть моральное превосходство. Ведь они за мир во всем мире. И им очень жалко людей, которые страдают от войны. Им жалко всех вокруг. Но правда в том, что им жалко только себя. И моральное превосходство они потеряли в тот самый момент, когда не заметили бабу Любу.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

3 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
9 ноября 2017, 20:01 • Авторские колонки

Андрей Бабицкий: Бисерная революция

Андрей Бабицкий: Бисерная революция

Могу уведомить всех, кому это покажется заслуживающим внимания или хотя бы любопытным, что в России уже четвертый день продолжается революция, о необходимости которой в разное время заявляли лучшие либеральные умы Отечества.

Подавшийся в бега оппозиционер Вячеслав Мальцев*, называвший в течение нескольких лет в качестве даты государственного переворота 5 ноября 2017 года, сумел осуществить мечту наших свободомыслящих соотечественников и поднять на борьбу с режимом несколько сотен своих сторонников.

Надо понимать, что революция – это не одномоментный акт. Она разворачивается во времени как ряд событий, связь между которыми не всегда очевидна. Достаточно вспомнить, как описывал генеалогию революционного движения в России классик: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен начал революционную агитацию», ну и так далее.

Поэтому отношение к мальцевской революции как к курьезу не отменяет того факта, что она по крайней мере указывает на наличие или отсутствие в обществе идей, способных менять его уклад. 

Малолетство, невысокое число, идейная разобщенность, если вообще можно говорить о какой-то идеологии, и организационная беспомощность сторонников Мальцева вроде бы говорят нам о том, что

революционные семена в сегодняшней России способны прорасти только в юных, неокрепших, а то и вовсе лишенных дееспособности мозгах. 

Но это только на первый взгляд. 

Проблема в том, что мобилизовать обосновавшийся во Франции светоч революционной мысли мог только людей, мягко говоря, экзальтированных, плохо ориентирующихся в реалиях современной российской жизни. 

Именно таковы последователи различных сектантских проповедников. Они безоглядно верят в то, что их учителя действительно обладают тайным знанием о точной дате «последнего» события – конца света, столкновения Земли с небесным телом, явления антихриста и прочее – не пытаясь даже критически подойти к вопросу об источниках этого знания.

Но тут есть один момент, который вызывает тревогу.

Как бы ни были нелепы, наивны, скудоумны откликнувшиеся на призыв выйти на улицы Москвы революционеры, все-таки их мотивация заслуживает некоторого внимания.

Мальцев – человек катастрофически неумный, не пытавшийся даже подвести под свои утверждения о неизбежности начала революции хоть какую-нибудь теоретическую базу, кроме набора не слишком внятных националистических лозунгов. Тем не менее, с какой-то невероятной легкостью он сумел облечь в плоть глупейшую фантасмогорию и перенести ее из роликов в интернете в реальность.

Несколько сотен мальчиков и девочек – это немного, это почти отрицательная величина, но они оказались готовы ввязаться в авантюру, у которой не было ни плана, ни логики, вообще ничего. Это можно назвать революцией на пустом месте, с полного нуля.

Можно ли перекинуть мостик с этой группы школьников к какой-то более продвинутой, разумной и умеющей просчитывать варианты общности?

Скажем, если потешному революционеру Мальцеву удалось собрать под знаменами «бесмысленной и беспощадной аферы» некоторое количество детей, не идет ли по его стопам умелый, талантливый манипулятор, который, подобно Герцену, «начнет агитацию» и сумеет завоевать сердца и умы уже тысяч людей?

Помните, когда-то Михаил Ходорковский говорил о необходимости революционных изменений? Михаила Борисовича, конечно, сложно назвать гением, но все же в сравнении с Мальцевым он «гигант мысли и отец русской демократии».

Могу сказать, что нет – по следам вождя кукольной революции никто не следует.

Протестная активность давно захватана руками далеко не первой свежести. Персонажи, не оставляющие попыток вызвать к жизни разрушительные революционные силы, не меняются годами, совсем не причудливо тасуясь в засаленной политической колоде.

Для того, чтобы поддерживать хотя бы подобие жизни в испускающей дух стихии, они все чаще прибегают к технологическому инструментарию, пытаясь увеличивать массовость акций протеста за счет привлечения к ним или совсем еще незрячих юнцов, или просто случайных людей.

Это значит, что идея революции мертва. Раскачать сколько-нибудь значимую часть общества на снос порядка вещей не удастся ни при каких обстоятельствах.

Люди могут быть недовольны властью в целом или в отдельных моментах, но общий строй жизни – это неизменная величина, оберегаемая в силу разных причин: культурных, исторических, психологических.

Я думаю, что главным образом так действует травма, нанесенная и Революцией 1917 года, и распадом СССР. Коллективное бессознательное хранит память об этих катастрофах, не желая их повторения ни в каком виде. 

Именно поэтому мальцевская революция является именно тем, чем она кажется: перформансом идиотиии инфантилизма, песочницей для альтернативно одаренных отпрысков, которые просто отлынивают от учебы и всякого серьезного дела. У нее нет ни корней, ни побегов.

Она началась четыре дня назад – и продолжится ровно столько, сколько еще будет чадить мерцающее сознание ее вождя, поскольку только в этой голове и в какой-нибудь еще похожей у нее остаются последние шансы на локализацию.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............