Не временным, а структурным кризисом называют текущее положение дел в немецкой экономике большинство экспертов. Массовые увольнения персонала, демонтаж производственных мощностей влекут за собой рост социальной напряженности. А это уже политика.
6 комментариевОлег Кашин: Главные ошибки Дмитрия Рогозина
Олег Кашин: Главные ошибки Дмитрия Рогозина
Арест в Нижнем Новгороде предпринимателя Андрея Климентьева – может быть, самая странная новость последнего времени. Климентьев сам обрек себя на судьбу гадкого утенка бандитского капитализма девяностых
Пока остальные гангстеры тех романтических времен забывали «феню», учили детей за границей, сами учились «социальной ответственности» и прочим признакам русского бизнеса путинской эпохи, Климентьев словно застрял в девяностых – подчинив всего себя навязчивой идее избрания в какой-нибудь орган власти. Пока остальные бывшие гангстеры становились депутатами, мэрами и членами престижных партий, Климентьев раз за разом под разными предлогами лишался регистрации на выборах всех уровней, время от времени оказывался за решеткой – в общем, страдал, как страдает всякий человек, который ошибся эпохой.
Очередная попытка Климентьева прийти во власть, не снимая красного пиджака и массивной золотой цепи (неважно, что он их уже не носит – со стороны выглядит, что эта униформа все еще на нем), была обречена точно так же, как все предыдущие.
К началу 2005 года бренд «Родина» ассоциировался у всех с Рогозиным, и только с ним. А потом начались ошибки. Много ошибок – одна за другой.
То, что он стал вторым номером в списке партии «Родина» на выборах нижегородского законодательного собрания, свидетельствовало только о том, что некогда популярнейшая и влиятельнейшая партия, получившая сенсационно успешные результаты на выборах в Госдуму, сегодня заняла такое же положение, как лет пять назад национал-большевики Эдуарда Лимонова, тоже поддерживавшие Климентьева на каких-то давних выборах. Кто кому испортил жизнь сегодня – Климентьев «Родине» или «Родина» Климентьеву, – не менее неоднозначный вопрос, чем вопрос о первичности яйца или курицы. Оба испортили жизнь друг другу.
Но если поведение Климентьева давно никого не удивляет, поведение «Родины» заставляет только грустно вздохнуть.
Сенсационный успех «Родины» на выборах 2003 года вдохновил очень многих в России. Этот успех посчитали своим и те, кто, мечтая о социальной справедливости, разочаровался в зюгановской КПРФ, и те, кто все девяностые страдал от того, что слово «русский» стараниями «либеральной жандармерии» было вытеснено из актуального политического словаря, в лучшем случае словарика политических жаргонизмов, если не ругательств. Был избирательный блок, говоривший от имени миллионов людей, ранее лишенных возможности говорить. Многие из них традиционно голосовали за Путина, но за «Единую Россию» голосовать не могли и не хотели, потому что Путин – это одно, а идущая к нему в нагрузку квази-КПСС – совсем другое. Похожий успех пережил в девяносто девятом Союз правых сил, пришедший в парламент под хлестким девизом «Путина в президенты, Кириенко – в Думу». Уроки СПС, чьи игры в оппозицию превратили перспективную партию непонятно во что с непонятным Никитой Белых во главе, могли бы подсказать «Родине», как правильно себя вести. Но не подсказали.
Арест в Нижнем Новгороде предпринимателя Андрея Климентьева – может быть, самая странная новость последнего времени |
То есть вначале Дмитрий Рогозин совершенно правильно потратил всю свою энергию на внутрипартийную борьбу, на превращение аморфного предвыборного блока в сильную партию с собой во главе, без всяких внутренних оппозиций и фракций. Кажется, победил. К началу 2005 года бренд «Родина» ассоциировался у всех с ним, и только с ним.
А потом начались ошибки. Много ошибок – одна за другой.
Поездка Рогозина на киевский «майдан» и позирование в оранжевом шарфике перед недоумевающими украинцами. Опереточная голодовка в стенах Госдумы под прицелами выключающихся на обед и ужин веб-камер и под хохот думских шутников рассуждающих о диетологической природе рогозинского демарша. Антисемитские открытые письма с депутатами «Родины» среди подписантов – письма, давшие «борцам с экстремизмом», может быть, самый значительный политический козырь, сопоставимый с нынешней «резней в синагоге». Взаимное заигрывание с Ходорковским вокруг «Левого поворота». Глумливое «мы бы не промахнулись» в ответ на обстрел кортежа Анатолия Чубайса, последующая почти открытая поддержка Владимира Квачкова на выборах. Скандальная кампания на выборах в Мосгордуму под девизом «Москва для москвичей» и с роликом «Очистим Москву от мусора». Как завершающий аккорд череды ошибок – альянс с Климентьевым в Нижнем. Когда-то бизнес был представлен в «Родине» Александром Лебедевым и Виктором Геращенко, теперь их место занимает Климентьев. Другим бизнесменам и политикам идти в «Родину» уже просто неприлично.
Все это происходит на фоне активно распространяющихся слухов о «закрытии проекта» и о том, что к 2008 году «Родины» и Дмитрия Рогозина как федерального политика просто не будет.
Их скорее всего действительно не будет. Но от тех, кто грозит Рогозину «закрытием проекта», это зависит, пожалуй, в последнюю очередь. Дмитрий Рогозин сам, старательно и кропотливо, вырыл себе политическую могилу, в которой уже стоит одной ногой. Потом можно будет обвинять кого угодно, давая интервью газете «Завтра», – уже будет неинтересно. Человек сам кузнец своего счастья, и несчастья тоже.
Единственное, что остается непонятным в этой грустной истории, – что будет с избирателями «Родины», оставшимися без «Родины». То, что левая их часть вернется к опостылевшей КПРФ, как это случилось на московских выборах, – почти очевидно. Кому достанутся правые сторонники «Родины» – пока загадка. Вероятно, это будет самая большая загадка выборов-2007.