Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Дания вышла на антироссийскую «передовую»

Председателем Евросоюза на ближайшие полгода стала Дания. Ее поведение говорит о том, что противостояние с Россией станет приоритетом датской политики.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Зачем нам цензура

В наши дни возродить цензуру невозможно даже чисто технически. Государство не обладает монополией на информацию – и уже никогда не сможет ее восстановить. Когда со смартфона вы можете вещать хоть на весь мир – почту, телеграф, да и типографии захватывать бессмысленно. Так стоит ли пробовать?

19 комментариев
Илья Ухов Илья Ухов Кадышева в Казани работает на Русский мир

Недавний тур певицы Надежды Кадышевой, кстати, уроженки Татарстана, запомнившийся тем, как на ее малой родине поколение «зумеров» лихо отплясывало под хиты вроде «Течет ручей» или «Виновата ли я», показал, что жители республики включены в общерусское культурное поле.

6 комментариев
5 октября 2005, 22:56 • Авторские колонки

Виктор Топоров: Литература и порнография

Виктор Топоров: Литература и порнография

На ММКВЯ обложку каждой второй книги украшала фотка прелестницы вроде бы даже не из «Плейбоя», а из «Хастлера». Прозаика Баяна Ширянова, обвиненного в изготовлении и распространении порнографии, суд пока оправдал, а у другого писателя – Алексея Митрофанова – депутатская неприкосновенность.

Питерские сексологи, оперируя загадочным термином «жесткая эротика», легализуют любое порно, сходящее с конвейера на кинофабрике недавнего кандидата в губернаторы Сергея Прянишникова, кроме секса с детьми и с животными, а подлинное дитя демократии со звериным оскалом Ксения Собчак щеголяет в садо-мазо прикиде на развороте мужского журнала. «Основной инстинкт» по ящику крутят не реже, чем шутки юмора покойного Михаила Евдокимова, а знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра выпустил по-русски поэму «Камасутра» и картинки к ней нарисовал тоже сам. В московском театре поставили «Монологи вагины», а петербургское издательство ответило «Говорящим членом». Вышел второй том «Большого словаря мата», целиком посвященный волшебному слову на букву «п».

Три года назад в рамках международного кинофестиваля «Чистые грезы» (название заведомо ироническое; на этом мероприятии задают тон грязные фантазии) прошла дискуссия на тему «Политика и порнография». Что такое политика (и почему она у нас отсутствует), было ясно всем, с определением же понятия «порнография» возникли изрядные трудности. Самое удачное (да и то – относительно) предложил музыкант и актер Сергей Шнуров: «Порно это когда по-настоящему». А политика у нас понарошку, – но откуда тогда перманентное пребывание в общественной ситуации, в которой испытываешь неизбывное (и, увы, неосуществимое) желание расслабиться и попробовать поймать кайф? «Лошадь, ты откуда?» И лошадь кокетливо отвечает: «От верблюда!»

Уже в наши дни, помимо Ширянова, порнографами называли Сашу Соколова, Владимира Сорокина, Игоря Яркевича и даже почему-то Дмитрия Быкова

Вернемся, впрочем, к литературе. Здесь обвинения в порнографии встречаются часто, хотя не всегда принимают характер судебных преследований. В Америке запрещали «Тропик Рака» и набоковскую «Лолиту». В СССР находили элементы порнографии в и без того преступной прозе Андрея Синявского и Юлия Даниэля и в коллективном сборнике «Метрополь». Уже в наши дни, помимо Ширянова, порнографами называли Сашу Соколова, Владимира Сорокина, Игоря Яркевича и даже почему-то Дмитрия Быкова. Пушкина подозревали в написании «Гаврилиады», а он божился, что это не так. А в наполеоновской Франции маркиз де Сад был пожизненно помещен в психиатрическую лечебницу в Шарантоне за порнографический памфлет о супруге императора «Жозефина», авторство которого было приписано ему ошибочно.

В Америке, ханжески запрещавшей больших писателей, неизменным успехом пользовались, однако же, книжонки сугубо утилитарного свойства, справедливо прозванные one-hand-books. Потому что берешь такую книгу в одну руку, а другая занимается делом. Да и вообще основное (и единственное) отличие порнографической продукции от какой бы то ни было иной – ее сугубо прикладной характер. И в этом плане литературная порнография с изобретением сперва фотографии, потом – кино, а впоследствии – видеофильмов и видеоигр потерпела полное и окончательное поражение. Ее просто-напросто вытеснили с рынка, а отсутствие спроса повлекло за собой и ликвидацию предложения.

Голые прелестницы в рискованных позах на обложках серьезных (в том числе, что крайне забавно, и философских) книг означают не больше, чем подпись под портретом: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Порнографическую прозу изредка пишут и сегодня, но речь в этих немногих случаях идет либо о сознательном эпатаже, либо о писательском самоудовлетворении, мало что имеющем общего с творческим. Прекрасный детский писатель ознакомил меня однажды с рукописью, в которой детально, дотошно и тошнотворно описал свои победы на поле большого секса, скорее всего, разумеется, вымышленные. Правда, детские писатели как правило - таков закон жизни - страдают психическими и сексуальными отклонениями и ненавидят детей или же любят их в сугубо специфическом смысле.

Обложка книги «Аморальные рассказы» Альберто Моравиа
Обложка книги «Аморальные рассказы» Альберто Моравиа

Показателен только что выпущенный по-русски и сразу же попавший в бестселлеры сборник «Аморальные рассказы» Альберто Моравиа. Великий (ну ладно, не великий, но все равно очень значительный) итальянский прозаик написал эту книгу на склоне дней - и посвятил последней жене, которая была более чем на тридцать лет моложе его. По сути дела, перед нами полный аналог бунинских «Темных аллей», вот только они созданы в традиционно целомудренном контексте русской классической литературы - и выпадают из него как подчеркнуто эротические, тогда как «Аморальным рассказам» присуще то же шоковое воздействие в контексте литературы итальянской, ведущей отсчет от «Декамерона».

Меж тем в «Аморальных рассказах» нарушены едва ли не все запреты, соблюдаемые отечественной сексологией (и судебной практикой) и сегодня: и на некрофилию, и на педофилию, и на зоофилию, и на детальное описание (изображение) половых органов «в рабочем состоянии». Лесбиянки ревнуют друг дружку к пони, гениального ученого соблазняет дьявол, приняв облик его сексуального идеала - взрослой женщины с по-детски неразвитой вагиной, муж душит жену в процессе совокупления, и так далее. Причем название «Аморальные рассказы» привнесено – по аналогии с «Аморальными историями» Валентина Боровчика – российским издателем; сам Моравиа не находил в своих рассказах ничего аморального, как, впрочем, и морализаторского. В рассказах художественными средствами исследуется природа вожделения, поэтому они не моральны и не аморальны, они внеморальны.

Вслед за «Аморальными рассказами» то же издательство выпускает книгу молодого американского писателя Эрика Миллера «Права животных и порнография». Название на сей раз авторское – и с ним распространителей ждут серьезные трудности. Пуганая ворона куста боится – и торговые сети на всякий случай отказываются брать на реализацию издания, в названии которых попадаются слова «порнография» и «порнографический», тогда как содержание каждой конкретной книги никого не волнует. Меж тем, «Права животных и порнография», в отличие от «Аморальных рассказов», - книга с мощным нравственным зарядом, как гуманистическим, так и экологическим; из рассказа в рассказ здесь проходит мысль: «человек порой бывает хуже любой скотины», а название, разумеется, всего лишь полемически заострено.

Вопрос, как видите, запутан, и четкого решения не имеет. Разве что вспомнить спасительную формулу все того же киномагната Прянишникова: у нас карается лишь незаконное изготовление и распространение порнографической продукции, а я вписал соответствующие пункты в устав своей фирмы и поэтому изготовляю и распространяю порнографию по закону!