Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
27 октября 2016, 10:34 • Клуб читателей

Зачем изучать Священную Историю?

Виктор Пляшкевич: Зачем изучать Священную Историю?

Зачем изучать Священную Историю?
@ из личного архива

Когда заходит речь о Священной Истории, многие люди не сразу понимают, о чем речь, а узнав, что это, вообще-то, подразумевает чтение Библии, впадают в состояние раздражения и начинают выкрикивать разные глупости.

До революции в школах и гимназиях детям преподавали Закон Божий, большую часть которого занимала Священная История.

Одна дама на мой вопрос: «Кто такой Самсон?» – ответила, что это фонтан в Петергофе

Когда в разговоре заходит речь о Священной Истории, многие люди не сразу понимают, о чем речь, а узнав, что это, вообще-то, подразумевает чтение Библии, впадают в состояние раздражения и начинают выкрикивать разные глупости.

Один из них побагровел и сказал мне, что он и так кандидат наук.

Я многим людям задавал вопрос: знает ли человек Священную Историю, и по тому, как быстро приятное выражение лица менялось на злое, знал наперед их ответ.

Мне отвечали – пошел я в православный храм, меня там обругали и оскорбили, или – не лезьте в личную жизнь, или – да пошел ты со своей Историей, или – я и без Бога зарабатываю на хлеб.

Ну зачем же так, ведь Священная История Ветхого и Нового Завета – это не только чтение Библии как религиозного текста.

Священная История – это изложение событий прошлого, содержание которых определило всю западную цивилизацию за две тысячи лет, которые нужно и любопытно знать каждому человеку, приверженному нашей цивилизации. А мы именно таковы.

Как-то давно академик А. Д. Александров (великий математик-геометр) сказал мне в беседе, что без знания Священной Истории невозможен серьезно образованный человек.

А в фильме «Русский ковчег» Сокурова герой фильма – француз из прошлого – в Эрмитаже дважды говорит каким-то студентам: «Как вы можете понимать человека, если не знаете Священную Историю?»

Одна дама на мой вопрос: «Кто такой Самсон?» – ответила, что это фонтан в Петергофе, а Соломон – это старый мудрый царь.

У нас в России огромный недостаток знания Священной Истории, девять человек из десяти не знают ее. Это роковое невежество для страны, которая хочет возрасти в новую перспективу.

Как станет Россия Империей Влияния, если в народе нет базовых знаний? В лучшем случае знают случайные эпизоды, например как Давид убил Голиафа (или наоборот). И на том спасибо.

Но почему? Чтение ее столь же интересно, как чтение любой хорошей исторической книги, и вовсе не подразумевает обратить вас в веру. Например, сделать иудеем, или мусульманином, даже христианином. Если ребенок (вообще гражданин) не хочет верить в Бога, пусть он изучает Священную Историю для своего образования, что ли, как книгу, в которой Бог – один из персонажей. 

Библия – это тот столп, на котором стоит иудаизм, мусульманский мир и, конечно, западная цивилизация. Ну не на историю же Средних веков опирается она, кряхтя.

Как русскую литературу в школе нужно изучать начиная с основ древнерусского языка, так историю как предмет нужно начинать с ознакомления со Священной Историей Ветхого и Нового Завета.

Они – та главная смысловая ось, относительно которой естественно строится преподавание истории.

Например, как понять движущие силы Средних веков? И что толку в изучении истории религии, культуры ислама, православной культуры, если ребенок (вообще гражданин) не знает Священной Истории, что он поймет? Что надо бить лбом об пол в красивом храме?

Притом против изучения равно не будут ни родители-мусульмане, ни иудеи, ни христиане, все дети в одном классе будут на таких уроках объединены общим им всем предметом и общим интересом. Пусть устроят дружеский конкурс «кто лучше знает».

Вот похожий пример, на сайте ISLAM REVIEW сообщается: «В египетском селении Минья учитель по имени Аяд воспитал несколько поколений учеников в терпимости и толерантности, обучая одновременно двум Писаниям – Корану и Библии. В классах педагога учится примерно 120 учеников, из них 70–80 – из мусульманских семей, 30–40 – из христианских.

«В школе мы всегда живем во взаимной любви,  говорит учитель. – Я получаю всего около доллара, но мне приятней получать доллар за учение с любовью, чем сто долларов за воспитание ненависти. Я рад, что меня понимают и поддерживают и школьные учителя, и родители. Тем более что нынешних родителей я сам же и учил когда-то точно так же, и они выросли хорошими людьми».

Мы говорим об общем для большинства людей светском, но не о церковном образовании. А сейчас, где сейчас может человек ознакомиться со Священной Историей?

Конечно, пособий много, трудность же, однако, в том, что чтение текстов Ветхого и Нового Заветов сложно, самостоятельно усвоить из них Священную Историю ребенку или просто человеку с привычкой к чтению обычных книг и деловой переписки невозможно. Повторю – невозможно!

Нужен преподаватель, вообще нужен кто-то, кто вел бы. Это сложная проблема, но могут ведь помочь те, кто знаком с текстом.

Так после революции неграмотных учили грамоте многие сколько-нибудь образованные люди. Сейчас грамотное преподавание Священной Истории ведется лишь на курсах в отдельных кафедральных соборах в крупных городах или в церквах в воскресных школах, где «едва бредут».

Оно отдано в руки как-то связанных с религией людей и распространяется на немногих людей.

Православная церковь не занимается истинным миссионерством внутри страны и катехизаторством, у нее свои задачи. В глубинке же совсем плохо. На сайте «Православие» А. Рогозянский пишет: «Не существует не только удачных примеров, но даже и постановки вопроса о миссии в среде простых мужиков-работяг из народа».

Многие люди бессвязно знают лишь отдельные эпизоды, такие как Потоп и Ноев ковчег, или о Каине, но Священная История – это единая последовательность событий, определивших наш мир, культуру, науку, философию.

Для большинства людей сначала достаточно просто познакомиться с единой цепью событий Священной Истории: Адам – Каин – Ной – Авраам – Иаков – Иосиф – Моисей – Исход из Египта – Земля обетованная – Иерусалим – Пророк  Самуил  – (Пророки) – Давид –  Соломон – Плен и возвращение – Пророк Илия – Римское владычество – Рождество Иисуса Христа – Распятие и Воскресение Иисуса Христа.

Познакомившись со Священной Историей, те, чья душа откликнется на этот странный волнующий текст, пойдут своим путем, у неверующих же людей в душе возникнет тот величественный фон, на котором далее будут разыгрываться все события их жизни, обрамленные датами рождения и смерти.

Возможно, когда-нибудь потом кто-то из них в момент страдания вспомнит прекрасного Иосифа или милую Руфь. И как минимум картинные галереи райцентров и великих столиц наполнятся не зеваками, но теми, которых приходится, закрываясь, вежливо выгонять.

Полезно, полезно чтение текстов такого масштаба.

Цари, народы, Вавилон, Иерусалимский Храм, нашествия, радости и беды, все подвижно, как океан.

Вчитайтесь спокойно в события, происходившие три–четыре тысячелетия назад. Это были живые люди и живая жизнь.

Тут для примера я предлагаю небольшой текст из неканонического варианта Книги Есфирь, 3:12, о правлении царя Артаксеркса. Его правление характеризуется Плутархом и Диодором как мудрое и умеренное. Вот письмо царя Артаксеркса к своему народу.

Прочтите внимательно, что говорил (или мог бы сказать) мудрый деспот:

«Великий царь Артаксеркс… подчиненным им наместникам. Царствуя над многими народами и властвуя над всею вселенною, я хотел… сделать жизнь подданных постоянно безмятежною и, соблюдая царство свое мирным и удобопроходимым до пределов его, восстановить желаемый для всех людей мир…  дабы благоустроялось безукоризненно совершаемое нами соуправление… не препятствовали нам в последующее время проводить жизнь мирно и безмятежно до конца».

Итак, восточный царь, из тех, которых считают восточными деспотами, уже 2500 лет назад в скромных и исполненных достоинства словах, как хороший менеджер, излагал основы устройства своего царства.

Силу его он полагал не в возвышении одной только его нации (народа), но в единстве многих народов, которые он специально собрал воедино под свое мудрое и сильное попечение.

Так, жители захваченного Иерусалима не были истреблены, но почти весь народ, евреи, особенно наиболее искусные, умные, образованные и здоровые, были перевезены в его страну и ассимилированы с другими народами на равных правах с ними. А еврейка Есфирь стала его женой.

Идеалом царства Артаксеркса было его устроение так, чтобы царство было мирным, спокойным для жителей, чтобы оно стало единым, удобным для жизни и могло быть удобопроходимым, т. е. пересекаемым во всех направлениях без ограничений, без таможен, легко и свободно. При этом главным достоинством своего правления царь видел мир для всех народов его царства.

Кто в наше время отказался бы жить под правлением Артаксеркса?

Рассуждать о жизни всегда полезно, а старые тексты дают пищу уму. Поэтому согласитесь, что полезно читать старые тексты. И думать.

..............