Сергей Миркин Сергей Миркин Европа наступает на те же грабли, что и в 1930-е

Европейские политики не будут участвовать в создании единой архитектуры европейской безопасности, хотя именно этого ждут их избиратели и именно это объективно нужно сейчас большой Европе, включающей Россию.

10 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Против кого создают «мусульманское НАТО»

На Востоке происходит очевидное перераспределение сил. По его итогам определится общая конфигурация и соотношение потенциалов региональных и внерегиональных игроков в Восточном Средиземноморье, Персидском заливе и Южной Азии.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

18 комментариев
18 мая 2023, 15:02 • В мире

Выбор между Турцией и Украиной оказался сложным для Евросоюза

Эксперты объяснили, почему ЕС неспособен «переварить» Турцию и Украину

Выбор между Турцией и Украиной оказался сложным для Евросоюза
@ ZUMA Press/Global Look Press

Tекст: Рафаэль Фахрутдинов

Экспансия Евросоюза столкнулась с новой проблемой. Как пишет западная пресса, ЕС придется выбирать между Украиной и Турцией в случае расширения объединения. Однако в экспертной среде усомнились в способности ЕС «переварить» хотя бы одну крупную страну. В чем заключаются ключевые проблемы Евросоюза в его нынешнем виде и на кого нацелены подобные публикации в западных СМИ?

Евросоюз не сможет единовременно принять и Украину, и Турцию, пишет издание Politico со ссылкой на высокопоставленного европейского чиновника. «В какой-то момент нам придется дать понять, что Украина и Западные Балканы – это последнее расширение. Немыслимо, чтобы ЕС смог принять и Турцию, и Украину. Рынок этого не выдержит», – указал он.

Как пишет автор статьи Муджтаба Рахман, глава европейского офиса Eurasia Group, в ЕС «выдохнут с облегчением», если во втором туре президентских выборов в Турции победит действующий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, а не оппозиционный кандидат Кемаль Кылычдароглу, который настроен на интеграцию с ЕС.

Киев пользуется значительно более широкой политической поддержкой, чем Анкара, при разговорах о вступлении в ЕС. Руководство Евросоюза, скорее всего, официально начнет переговоры с Киевом о вступлении Украины в ходе своего декабрьского саммита, говорится в заметке. Вступление Украины в ЕС сейчас рассматривается как некая геополитическая необходимость, отмечает Рахман.

Ранее президент Украины Владимир Зеленский в ходе европейского турне посетил Италию, Германию, Францию и Британию, где обсуждал военную помощь Киеву и поддержку вступления страны в Евросоюз и НАТО. Газета ВЗГЛЯД выясняла, почему ключевые для него решения лидерами западных стран так и не были приняты.

Но, как отмечают эксперты, если представить, что ЕС готов принять в свои ряды хотя бы одну крупную страну вопреки экономической логике, это будет лишним подтверждением того, что старая модель экспансии Евросоюза себя исчерпала и держится лишь на штыках и политико-идеологических догмах. Если же эти факторы отбросить, то экономика ЕС не сможет «переварить» ни Украину, ни Турцию. Более того, дискуссия по данной тематике напомнила бородатый анекдот, актуальный еще в нулевые годы:

 Когда Украина вступит в ЕС?

 Сразу после Турции.

 А когда Турция вступит в ЕС?

 Никогда.

«В общем, с Украиной поступят так же, как с Турцией – ее будут «мариновать» с десяток лет, но не более того. Брать на европейское довольствие Украину незачем. Соглашение об ассоциации с ЕС и так подписано Киевом, что породило неэквивалентный обмен: зерно и масло идут в Европу, а обратно – готовые продукты. Я думаю, никакую из двух стран в ЕС никогда не примут», – пояснил политолог Иван Лизан.

«ЕС может принимать в свой состав только небольшие страны, которые можно склонить к нужным Брюсселю экономическим и политическим уступкам, а потом «переварить» и колонизировать их. Кроме того, ЕС уже некуда расширяться ни географически, ни экономически. Можно сказать, что потенциал союза на этом исчерпан», – добавил собеседник.

«Если же говорить про Турцию безотносительно членства в ЕС, то Брюсселю выгоднее победа Кылычдароглу, потому что он планирует пересмотр отношений с Москвой. В ЕС заинтересованы в том, чтобы пресечь транзит грузов из Европы в Россию через Турцию и закрыть большую часть компаний, зарабатывающих на этом», – отметил эксперт.

«Вступление Турции в ЕС – это история про линию горизонта, которая недостижима.

Более того, это не надо ни Брюсселю, ни Анкаре. Как бы ЕС ни позиционировал себя постхристианским образованием, принятие в его состав большой мусульманской страны серьезно изменит союз. Для реального принятия в Евросоюз Турция должна стать «Южной Германией» или даже «Южными Нидерландами». Но этого не произойдет», – пояснил доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

«Кандидат в президенты Кылычдароглу в рамках своей предвыборной кампании может сколько угодно говорить о вступлении в ЕС, но это нереально. И он сам это понимает. Конечно, Европа хотела бы сделать из Турции витрину мусульманской страны с богатым имперским прошлым, но живущей по европейским правилам. Однако невозможность такого сценария не исключает большего экономического и торгового сближения Анкары и Евросоюза», – заметил он.

«Что касается Украины – откуда у ЕС сейчас найдутся деньги на ее принятие? Об этом можно говорить лишь после того, как будет «переварено» уже намеченное расширение на Балканы – на оставшиеся страны бывшей Югославии и Албанию. Кстати, в Евросоюз могут принять и Молдавию как часть исторических Балкан. Но никто не будет брать на себя ответственность за воюющую, нищую и большую по европейским меркам Украину», – подчеркнул собеседник.

«Полагаю, Politico своей публикацией обращается к живущим в центральных и южных областях Украины. Это своего рода подбадривание и мотивация воевать дальше. Также материал ориентирован на тех, кто предпочитает Россию Украине, и на колеблющихся, которых по линии Харьков – Днепропетровск – Одесса довольно много. И, повторюсь, это игра на руку Кылычдароглу. Избирателям как бы говорят: избрав оппозиционного политика, они сделают страну частью ЕС», – детализировал политолог.

«Турцию в ЕС никто не ждет, поскольку вступление откроет ворота для многомиллионной легальной и нелегальной миграции. Заявка Анкары лежит в Брюсселе не первое десятилетие. Украину тем более не собираются принимать в союз. Полагаю, что публикация призвана оказать косвенную поддержку Кылычдароглу и дать новую надежду Украине. Politico, судя по всему, обращается и к западному обывателю, удерживая тем самым в его сознании одновременно украинскую и турецкую повестки», – резюмирует Александр Асафов, политолог, член Общественной палаты Москвы.