Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
20 октября 2022, 16:45 • В мире

НАТО получит военный космодром прямо в центре Европы

НАТО получит военный космодром прямо в центре Европы
@ Matt Hartman/AP/ТАСС

Tекст: Михаил Котов

Весьма знаковое военно-космическое соглашение подписано одной из ведущих частных космических компаний с Люксембургом. В этой стране планируется создать так называемый мобильный космодром, а использоваться он будет для срочного запуска военных спутников в интересах НАТО. Сам способ запуска спутников выбран не менее экзотический.

«Боинг-747» компании Virgin Orbit, имеющий собственное имя Cosmic Girl («Космическая девушка»), прибыл в Великобританию в преддверии первого в истории орбитального запуска в интересах Соединенного Королевства. Virgin Orbit планирует в ноябре стартовать с космического центра Нью-Ки в Корнуолле, чтобы запустить миссию Start Me Up.

Кроме того, Virgin Orbit подписала с Министерством обороны Люксембурга меморандум о намерениях начать проработку организации в герцогстве «мобильного космодрома», который будет «оптимизирован для использования странами НАТО и другими европейскими союзниками». Почему Европа так сильно интересуется воздушным стартом, насколько он удобнее обычных космодромов и зачем это нужно НАТО?

Воздушный старт – это способ запуска ракет или ракетопланов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Чаще всего это делается при помощи самолета-носителя, но в теории для этого можно использовать и воздушный шар, и другую ракету.

Способ этот не нов. Уже в 1958 году, еще до начала эры пилотируемой космонавтики, Соединенные Штаты Америки создали запускаемые с самолетов-носителей экспериментальные ракетопланы. Например, для запуска ракетоплана X-15 с пилотом внутри использовался самолет-носитель B-52, к фюзеляжу которого был прикреплен ракетоплан.

Впоследствии разными странами было разработано много проектов орбитального запуска при помощи воздушного страта. Для этого предлагалось использовать и Ан-225 «Мрия», и Ту-160, и многие другие.

Главной проблемой воздушного старта долгое время оставалась небольшая масса, выводимая на орбиту. Дело в том, что для выведения хотя бы пары тонн на низкую околоземную орбиту требуется ракета со стартовой массой около 100–200 тонн, что выходит за рамки возможностей поднимаемой нагрузки для существующих самолетов (Ан-124 поднимает 120 тонн максимум).

Долгое время единственной работающей системой воздушного старта оставалась американская «Пегас», способная вывести на орбиту до 443 килограммов полезной нагрузки при стартовой массе 18–23 тонны. В качестве самолета-носителя использовались сначала B-52, а впоследствии Stargazer (модифицированный Lockheed L-1011 TriStar). Всего было проведено более 40 пусков, но особой популярности система не снискала.

Однако с 2021 года на рынок вышел новый игрок – компания Virgin Orbit, созданная миллиардером Ричардом Брэнсоном, владельцем корпорации Virgin. Virgin Orbit использует самолет-носитель Cosmic Girl (это доработанный Boeing 747-400) и ракету LauncherOne, способную вывести до 500 килограммов на низкую околоземную орбиту и до 300 – на солнечно-синхронную. Всего с мая 2020 года было сделано пять запусков, из которых первый оказался неудачным, а оставшиеся прошли вполне успешно.

Но почему именно воздушный старт? Чем этот способ лучше, чем традиционный космодром?

На первый взгляд, основная причина – возможность сделать запуск более эффективным экономически, ведь для вывода полезной нагрузки на орбиту важны два параметра: в первую очередь скорость и во вторую – набранная высота. Казалось бы, самолет дает ракете выигрыш и в скорости, и в высоте. Но увы, на самом деле современный самолет-носитель не так сильно может помочь запуску. Экономический выигрыш от воздушного старта не превышает 10–11% от наземного запуска.

Как это ни странно, но наибольшие плюсы воздушного старта лежат в логистике. Не требуется создание специального космодрома, можно использовать существующую инфраструктуру. Не надо выделять поля падения для ступени ракеты, запуск можно производить над океаном. Отдельный плюс – возможность производить запуск из наиболее эффективной точки: с экватора – для большинства орбит, а ближе к северу – для запусков на полярные орбиты. Ну и главное – не надо заморачиваться перевозкой ракеты: самолет-носитель сам прилетит на нужное место и заберет ракету с полезной нагрузкой.

По итогу при существующих технологиях и возможностях самолетов-носителей воздушный старт – это удобный, но далеко не идеальный способ быстро и без лишних расходов запустить небольшой космический аппарат весом 200–500 килограммов. С учетом тенденций последних десятилетий, сильно снизивших вес спутников, – воздушный старт, по сути, это точечные срочные запуски. И более всего они интересны военным.

Таким образом, главной задачей нового «космодрома» с системой воздушного старта станет выведение на орбиту небольших спутников связи, спутников для дистанционного зондирования Земли, для разведки. По размерам под головной обтекатель могут влезть и радиолокационные спутники. То есть это возможность дешево, быстро и с хорошим временем реакции совершить срочный запуск военного спутника на орбиту.

Не нужно ждать очереди на запуск, не надо связываться с перевозкой космического аппарата и возможной утечкой информации. Прямо с завода, где специалисты подготовили ракету, с ближайшего военного аэродрома ее забирает Virgin Orbit и в кратчайшие сроки запускает. Это очень удобно.

Нужно сказать, что Ричард Брэнсон все это понимал и изначально позиционировал свою LauncherOne как удобную ракету для военных запусков. Конечно, при этом говорились все положенные речи о том, как воздушный старт будет использовать бизнес, но действия компании говорили сами за себя. Например, сертификация запусков с Гуама, где мало людей и практически отсутствует бизнес, но находится американская база Военно-воздушных сил Андерсен.

Затем прошли переговоры с Великобританией о начале запусков в пользу Соединенного Королевства и вот теперь организация в Люксембурге «мобильного космодрома», который будет «оптимизирован для использования странами НАТО и другими европейскими союзниками». Тут все логично.

Основная цель – военные европейские запуски, особенно с учетом буксующего и слишком далеко находящегося Гвианского космического центра (Куру). Здесь же будет возможность срочных «точечных» запусков в интересах европейских военных.

Почему выбран именно Люксембург? Это тоже не является секретом. Удобные налоговые схемы, специально оптимизированные для космических компаний. В этой стране базируется не менее 70 компаний, деятельность которых связана с космической отраслью. Эта индустрия еще пять лет назад давала 2% от ВВП микрогосударства, сейчас сильно больше.

Кроме того, НАТО может не волноваться, что Люксембург приберет «мобильный космодром» к рукам, он для этого слишком маленький. В результате и Британия, и европейские страны, входящие в НАТО, получат удобный инструмент по запуску небольших космических аппаратов.

А движение New Space, которое говорило о создании новой коммерческой космической индустрии, основанной на стартапах, в очередной раз потерпело поражение. В итоге современный космос так или иначе опирается на государственные и военные заказы. Возможность долгосрочных и больших контрактов позволяет выживать, в то время как мечта о коммерческом космическом развитии остается лишь мечтой.

..............