Максим Соколов Максим Соколов «Скажите спасибо, что живыми отпускаем»

До конца 1940 года Латвию покинули 48,6 тыс. немцев. Осталось около 13,5 тысяч. Но все это было детской шуткой по сравнению со следующим этапом ректификации. Оккупированную Латвию делали judenfrei.

5 комментариев
Александр Дементьев Александр Дементьев Одиночество США могут понять только русские

Империофобия – это болезнь недообразованных интеллектуалов, исполненных надменности и желчи, унижающих целые народы по факту их принадлежности к строительству империи.

15 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов «Голубой огонек» больше не греет

Парадоксальным образом момент, в который время делает зримый символический шаг вперед – Новый год, на экранах телевизоров превратился в праздник остановленного времени. Стоит ли удивляться, что всё меньше людей в новогодние праздники тянется к телевизионному пульту?

46 комментариев
9 июня 2020, 16:30

США имитируют интерес к российскому ядерному оружию

США имитируют интерес к российскому ядерному оружию
@ mil.ru

Tекст: Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета

Соединенные Штаты сделали крайне неожиданный жест в контексте текущих отношений с Россией – согласились на переговоры о судьбе договора СНВ-3. Еще не так давно Вашингтон ставил явно невыполнимые условия для такого диалога. Действительно ли США изменили свою точку зрения по поводу стратегического ядерного оружия – и что ждать от этих переговоров?

Замминистра иностранных дел России Сергей Рябков и специальный представитель президента США Маршал Биллингсли договорились возобновить в июне переговоры по Договору о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). По данным издания Bloomberg, встреча пройдет в Вене 22 июня. Напомним, что срок действия нынешнего соглашения – СНВ-3, выставившего потолок для каждой подписавшейся страны в 1550 боеголовок и 700 носителей – истекает в феврале 2021 года. И стороны могут либо продлить это соглашение еще на пять лет, либо вообще заключить новое.

Неожиданный ход

Новость о возобновлении переговоров и встрече Рябкова с Биллингсли стала для многих приятным сюрпризом. Напомним, это тот самый Биллингсли, который еще месяц назад просил Россию объяснить Америке, «почему русские так отчаянно хотят продлить договор – и хотим, чтобы нам объяснили, зачем нам это делать».

Который уверял, что Штатам не нужен «контроль за вооружениями ради контроля за вооружениями». А значит, не нужно соглашение СНВ, ведь оно не решает «проблемы, связанные с Китаем», а также проблемы, связанные с «дестабилизирующей деятельностью России в областях, которые это соглашение не регулирует и на которые никак не влияет». Который выставил России ряд условий для продления соглашения: принуждение китайцев к нему присоединиться и включение в договор новейших российских ядерных систем наподобие «Посейдона» (а точнее, включение пункта об их уничтожении). Условий, которые на сегодняшний день не выполнены, и трудно представить, что Москва в принципе будет обсуждать возможность их выполнения.

А что касается КНР, то да, Пекину отправлено формальное приглашение поучаствовать в переговорах – но это приглашение Китай, скорее всего, проигнорирует. Об этом уже заявили в Москве, и что сам Биллингсли прекрасно знает. «Примет ли Китай это приглашение, станет ли он искренне вести переговоры?» – задает господин спецпредставитель риторические вопросы в своем Twitter.

Вспомнили о репутации

Любопытно, но в комментариях к этому посту один из пользователей задает Биллингсли аналогичный вопрос: «А станут ли США искренне вести переговоры?». И вот это как раз правильный вопрос – можно сказать, даже ключевой. Ведь причиной согласия США на возобновление переговорного процесса является отнюдь не желание заключить ядерную сделку с Москвой, а скорее грамотно ее похоронить.

Возможно, до администрации Трампа наконец-то дошло, что отказ американского представителя по контролю за вооружениями обсуждать контроль за вооружениями ставит Штаты в крайне нелицеприятное положение. Хотя бы потому, что мир (в том числе европейские союзники США) возлагает именно на Вашингтон вину за демонтаж системы контроля за вооружениями.

Причем демонтаж в тот момент, когда Москва выпускает новую ядерную доктрину – исключительно оборонительного характера, но в то же время прописывающую в качестве угроз, от которых надо обороняться, размещение американских сил в Европе. С тонким намеком европейским партнерам воздержаться от участия в агрессивных планах американской администрации, которая ради политических авантюр вообще не задумывается о поддержании стратегической стабильности.

Вот Белый дом и показывает, что он задумывается. Ответственно задумывается. Именно поэтому Дональд Трамп и заявил о стремлении заключить «ядерный пакт» с Россией, именно поэтому Штаты согласились на возобновление переговорного процесса. И именно поэтому данный переговорный процесс, по мнению ряда экспертов, вполне может закончиться ничем – если, конечно, Россия не предпримет шаги в нужном направлении.

Нужном для США, разумеется. «Сама готовность возобновить эти переговоры уже является уступкой со стороны администрации Трампа», – пишет Bloomberg. С намеком на то, что Москва должна принять, поблагодарить и поощрить.

Отзеркалим

Но вот нужно ли это Москве? В переговорах по СНВ Россия ставит перед собой две задачи.

Первая – и наиболее очевидная – продлить действующий или заключить новый ДСНВ во имя поддержания мировой стабильности и глобального самосохранения. Снижение количества ракет до разумных пределов не подрывает стратегический паритет (то есть в случае нападения одного государства на другое возможность жертвы нанести по агрессору ответный ядерный удар с неприемлемыми для агрессора последствиями, делающим для этого агрессора бессмысленным и самоубийственным само нападение). С другой стороны, это снижение ведет к укреплению глобальной ядерной безопасности. Чем меньше ракет, тем лучше за ними контроль, тем ниже риски ядерного распространения и (не дай Бог, конечно) последствия возможных ядерных эксцессов.

Вторая задача – это вести конструктивные переговоры ради самих переговоров. Ядерная тема была всегда одной из самых успешных в российско-американском диалоге, и эксперты надеялись, что ее можно будет использовать как своего рода локомотив в развитии отношений. Как инструмент создания атмосферы доверия, базис для достижения компромисса в других областях.

Можно предположить, что ни одна из этих задач через переговоры об СНВ на американских условиях решена не будет.

Администрация Трампа не ищет ядерный компромисс – ей нужно российское разоружение, отказ Москвы от новейших асимметричных систем ядерного сдерживания («Посейдонов», «Кинжалов» и «Буревестников»). То есть отказ от поддержания паритета.

Использовать эти переговоры как базис для развития отношений тоже невозможно – в условиях нынешней внутриполитической турбулентности в США Трамп не готов сейчас к какому-то конструктивному диалогу с Россией по Украине, Сирии и другим вопросам. В лучшем случае он вернется к этому диалогу после ноября (если, конечно, останется в Белом доме на второй срок).

Именно поэтому, скорее всего, на предстоящей 22 июня встрече Москва просто отзеркалит американский подход – то есть проведет переговоры для галочки. Сергей Рябков встретится с Биллингсли, они мило побеседуют. Затем американцы выразят сожаление в том, что русские не привели на встречу за ручку китайцев, повозмущаются выставлением им неприемлемых условий и несоблюдением русскими взятых на себя обязательств. Ну и пояснят, что Москва так и не смогла объяснить, зачем Америке продлять действующее соглашение.

И если сценарий действительно будет такой, то нас ждет весьма опасное будущее. После истечения в феврале срока действия СНВ-3 гонка ядерных вооружений станет частью американо-китайской холодной войны. Со всеми вытекающими – и, не дай Бог – вылетающими для мировой стабильности.

..............