Юрий Мавашев Юрий Мавашев В визите Вэнса в Армению и Азербайджан больше шума, чем смысла

Алармизм в нашем патриотическом сегменте сети по итогам визита американского вице-президента в Закавказье зашкаливает. Кажется, американская пропаганда со своими нарративами об «изменении баланса сил на Кавказе» многих комментаторов просто околдовала. Попробуем расколдовать.

0 комментариев
Тимур Шерзад Тимур Шерзад Британская военная стратегия повторяет свои ошибки

Навязанное Лондоном ВСУ противостояние под Крынками, когда украинские морпехи пытались, ни на что ни глядя, держать плацдармы на нашей стороне Днепра, теряя людей в крайне невыгодных для себя пропорциях, напоминает операцию Первой мировой войны в Галлиполи до зубовного скрежета.

0 комментариев
Архиепископ Савва Архиепископ Савва Суворовский девиз «Мы – русские, с нами Бог» снова звучит громко

Да, мы не ожидали, что нынешний этап многовековой войны так затянется. Но мы обрели и обретаем соборное самостоянье, братство и взаимопомощь. Пусть эти навыки останутся с нами и в мирное время.

34 комментария
24 июля 2019, 11:00 • В мире

Анатолий Шарий: Новая Рада не продержится до конца срока

Tекст: Алексей Нечаев

Благодаря партии Зеленского в Верховную раду попало много людей, не имевших прежде никакого отношения к политике. Они станут горьким разочарованием для избирателей уже в самое ближайшее время. Такое мнение высказал в интервью газете ВЗГЛЯД украинский медиаэксперт и блогер, создавший собственную политическую партию, Анатолий Шарий. Он рассказал, как будет дальше развиваться ситуация на Украине.

Подсчитано почти сто процентов голосов на выборах в Верховную раду, и более чем очевидно, что сюрпризов уже не будет – партия Владимира Зеленского «Слуга народа» лидирует с большим отрывом. За нее проголосовало более 43 процентов украинцев, пришедших на выборы.

Формально партия «Слуга народа» существует с 2016-го, но фактически проект заработал в конце прошлого года после решения Зеленского баллотироваться в президенты. И, как отмечают эксперты, бренд «партии Зе» стал хорошей франшизой для тех, кто решил податься в законодатели. Так, владелец завода «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев проиграл округ в родном Запорожье свадебному фотографу Сергею Штепе, баллотировавшемуся от «Слуги народа». Аналогичным образом один из влиятельных функционеров блока Порошенко Александр Третьяков уступил киевскому ресторатору Николаю Тищенко. А бывший глава ЦИК Сергей Кивалов проиграл в своем одесском округе владельцу пиццерии Алексею Леонову. Как нетрудно догадаться, эти начинающие политики баллотировались от «Слуги народа».

Не всем новым политическим силам удалось пробиться в новый парламент. Среди них – партийный проект медиаэксперта и известного блогера Анатолия Шария, известного оппонента прошлой власти. Но и Партия Шария, которую зарегистрировали лишь в июне, набрала на выборах лишь немногим меньше «Оппозиционного блока», обогнала «Гражданскую позицию» экс-министра обороны Анатолия Гриценко и «зажигавшую» на Майдане националистическую «Свободу». Газета ВЗГЛЯД поговорила с Анатолием Шарием о новых лицах в украинской политике и о том, чего от них можно будет ожидать.

ВЗГЛЯД: Анатолий Анатольевич, как вы оцениваете результаты выборов в Раду?

Анатолий Шарий: Итоги выборов я оцениваю в целом позитивно. Из негатива есть только то, что в парламент прошли две силы, которые не должны были там оказаться. Однозначно там не должен был оказаться Петр Порошенко с его «Европейской солидарностью». Хотя то, что его электоральная поддержка с надутых 25% села до 8%, не может не радовать.

И в Раде, конечно же, не должен был оказаться возглавляемый недалеким человеком «Голос», который является голым и пустым олигархическим проектом. По всей видимости, отдельные люди, которые уже не могут поддерживать Порошенко, решили поддержать Святослава Вакарчука, но это тоже странный выбор.

Еще я бы отметил то, что явка была крайне маленькой. Это историческая «неявка», потому неизвестно, насколько объективно отображено волеизъявление украинского народа.

ВЗГЛЯД: Как бы вы объяснили столь высокий результат партии «Слуга народа», особенно по мажоритарным округам? Вам не кажется это странным?

А. Ш.: Нет, абсолютно не кажется странным. Сейчас народ голосует не за людей, а голосует за два слова – «Слуга народа». Это тоже в определенной мере характеризует зрелость избирателя. Ну а партия Зеленского просто использует ту инерцию, которую они получили после президентских выборов.

Известны случаи, когда свадебный фотограф или стоматолог появился в политике два дня назад, просто купил франшизу партии, повесил один билборд, до этого округом никак не занимался – и все, он народный депутат.

Мне кажется, это очень тупо выглядит. Хотя я знаю людей, которые реально работали в своих округах, выбивали для них бюджеты, которые расходовали с умом, что-то строили... Но потом появляется человек из ниоткуда, ставит кособокий борд – и выигрывает выборы.

Я думаю, те люди, которые таким образом избрали себе депутатов, очень скоро поймут, что они сделали.

ВЗГЛЯД: Как бы вы в таком случае оценили перспективы политической ситуации в стране?   

А. Ш.: Я допускаю, что будет создана «монокоалиция», состоящая из партии Зеленского. Потом будет создан кабинет министров Зеленского, и все силовики тоже будут от Зеленского. И если у него что-то не будет получаться, если он не сможет выполнять своих предвыборных обещаний – он не сможет кого-либо обвинить в этом. Теперь ответственность за все происходящее в стране лежит четко на Зеленском.  

ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете результат своей партии?

А. Ш.: Мы первая в истории проукраинская партия, которая работает без поддержки олигархов. И наши возможности во многом были ограничены. Социологические службы на протяжении всей избирательной кампании давали нам 0,9% поддержки, а некоторые СМИ открыто называли нашу партию «статистической погрешностью». Таким образом они пытались занизить наши реальные рейтинги в сознании людей.

Когда же им пришлось выдать результаты экзитполов, они назвали цифры в районе 3,2–3,4%, но нам было понятно, что этот процент должен быть выше. Например, в Одессе у нас было 15% по всем опросам, в других городах тоже были хорошие рейтинги. Но есть села, в которые мы просто не смогли и не успели попасть.

На этом фоне та же Радикальная партия Олега Ляшко и другие партии несколько лет получали государственное финансирование – а это огромные деньги – и тратили их на членов участковых и окружных избирательных комиссий. А дальше схема проста: один из членов комиссии идет к оплаченному представителю того же Ляшко с протоколами, и уже на этапе внесения результатов в компьютер – я уверен в этом – наши голоса перекочевали к другим силам.  

ВЗГЛЯД: Выходит, победу у вас украли?

А. Ш.: Да, некоторые утверждают, что у нас «спионерили» победу.

Значит нам следовало сильнее работать на местах и брать хотя бы 10%. И если бы у нас украли 5% – мы бы все равно прошли в Раду. А сейчас чего уж кулаками махать. Хотя я бы с удовольствием проверил протоколы комиссий с «мокрыми» печатями (имеются в виду подлинные оттиски печатей – прим. ВЗГЛЯД). Думаю, у нас было где-то в районе 5%, после чего нас «спустили» до 2,23%.

ВЗГЛЯД: Есть ли у вас, как у руководителя партии, планы по участию в следующих выборах в Раду или в местные советы?

А. Ш.: Посмотрим. Сейчас нам хорошо известны наши ошибки и слабые места. Мы знаем, над чем нужно поработать для улучшения результатов. К тому же

я не думаю, что Рада нового созыва продержится до конца своего срока.

Потому наверняка мы попробуем принять участие в следующих парламентских выборах.

Что касается выборов в местные советы – мы знаем, что нас поддерживает большое количество людей в крупных городах Украины и в Киеве. Это было видно по акциям с красными шариками, которые мы проводили. Да, ЦИК Украины нарисовал нам странные результаты и седьмое место по Киеву, но мы что-то не знаем реальных киевлян, которые бы действительно голосовали за партию Ляшко и за «Голос».

Потому, я думаю, в городах Донбасса, в Харькове, Днепре, Запорожье, Киеве и многих других городах мы еще поборемся за победу на выборах.