Алексей Чеснаков Алексей Чеснаков До мирных переговоров по Украине осталось два шага

Сейчас начинается этап торга. Украина всеми силами пытается заманить Россию на второй «саммит мира». Отсюда разговоры о возможных территориальных уступках, о готовности вести диалог. Не исключены новые демонстративные шаги, которые будут позиционироваться как «готовность к компромиссу», но таковыми на практике они являться не будут.

5 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Зачем российские спортсмены едут на Олимпиаду

Насквозь прогнивший МОК максимально мерзопакостен, как и отношение комитета к российским и белорусским спортсменам. Особенно мерзок поиск «крамолы» в их социальных сетях – и отказ от участия в Играх на этом основании. Другое дело – позиция самой России по поводу участия в этой Олимпиаде. И здесь непонятно вообще ничего.

17 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Путь Запада перестает быть путем прогресса

Обновления базовых ценностей грозят западному миру куда более серьезными сбоями, чем тот, который был вызван обновлением программы CrowdStrike. И нам стоит порадоваться, что мы успели отказаться от этих обновлений. Это даже не вопрос национальной гордости и стремления к самобытности. Это вопрос самосохранения.

3 комментария
18 октября 2017, 18:35 • В мире

Парламентская форма правления сулит Молдавии бесконечный кризис

Парламентская форма правления сулит Молдавии бесконечный кризис
@ Михаил Метцель/ТАСС

Tекст: Антон Крылов

Симпатизирующего России президента Додона прозападное правительство Молдавии устало терпеть. С его подачи Конституционный суд разрешил отстранить президента, если тот ведет себя строптиво, отказываясь, например, проштамповать решения кабинета министров. Молдавия в последние годы не выбирается из кризисов власти. А что если ей сменить слабую парламентскую форму правления на сильную президентскую?

В Молдавии противостояние главы государства Игоря Додона и правительства перешло на новый уровень. Накануне Конституционный суд республики объявил вердикт: отказ президента утвердить того или иного министра означает «отказ президента исполнять свои конституционные обязанности», что приравнивается к «временной невозможности реализовать мандат». В данном случае, полагают судьи, возможно назначение и. о. главы государства председателя парламента или премьер-министра.

Таким образом, смысл разделения властей и существования самого поста президента в стране после решения суда становится не вполне понятным. Неудивительно, что Игорь Додон отреагировал на него крайне резко: «Иначе как узурпацией власти это не назовешь», – заявил президент.

Советник президента Максим Лебединский был еще жестче: «Сегодняшнее решение Конституционного суда подлежит уголовному преследованию. Конституция – не тряпка, о которую могут вытирать ноги, в том числе и граждане другого государства. Это комплексные действия по узурпации власти. Мы не признаем это решение Конституционного суда. Министр, назначенный таким образом, не может быть признан», – сказал он.

Напомним, что правительство Молдавии обратилось в Конституционный суд 19 сентября, после того, как Игорь Додон во второй раз отказался утверждать министром обороны 32-летнего вице-председателя Народно-европейской партии Еуджена Стурзу. Вместо него президент предложил 60-летнего Виктора Гайчука, занимавшего этот пост в 2000–2004 годах.

Подписывать указ о назначении Стурзы Додон не намерен: «Не сдамся и не подпишу ни один декрет, с которым не согласен. Пусть его подписывают спикер Канду или премьер Филип и берут на себя ответственность. Я не подпишу декрет о назначении господина Еуджена Стурзы. Скорее всего, его подпишет Андриан Канду. Не признаю Евгения Стурзу министром и не включу в состав Высшего совета безопасности», – пообещал он.

«Серый кардинал» Молдавии может легализоваться

При этом опрошенные «Немецкой волной» молдавские эксперты дружно полагают: несмотря на очередное обострение конфликта, смещение Додону не угрожает.

По словам кишиневского аналитика Андрея Попова, решение суда, с одной стороны, позволит лидеру Демпартии олигарху Владу Плахотнюку «занять пост премьер-министра, о котором он давно мечтает». В январе 2016 года правящая коалиция уже предлагала его на пост премьера, но тогдашний президент Николай Тимофти отклонил его кандидатуру. «Теперь препятствие в виде президента устранено», – считает эксперт. Он так перефразировал русскую поговорку:

«Додон показывает своему электорату, что он борется, не сдается, и это еще больше сплачивает вокруг него людей. Импичмент президенту не грозит. Всем удобно, когда и овцы живы, и волки целы».

Получается, что перманентный политический кризис в Молдавии может сохраниться вплоть до осени следующего года, когда пройдут очередные парламентские выборы. И если «проевропейская» коалиция опять пойдет на выборы несколькими колоннами, у них снова будет шанс получить большинство в парламенте, сформировать правительство и продолжить игнорировать избранного гражданами президента.

Парламентская модель действует во многих государствах планеты и считается более подходящей для федеративных государств с большим разнообразием регионов. Вот только США, являющиеся, безусловно, федерацией, почему-то выбрали для себя президентскую форму правления.

Более того, политическое устройство послевоенной Западной Европы формировалось во многом (а где-то полностью) под влиянием американских советников. И почему-то почти везде – в Германии, Италии, Франции, Австрии – был сделан выбор в пользу парламентских республик.

Франция, впрочем, смогла, вопреки воле «друзей из Вашингтона», в 1958 году изменить конституцию и перейти к смешанной модели. ФРГ сумела избежать политических кризисов за счет модели «канцлерской демократии», где вся полнота власти передавалась главе правительства.

А вот вся послевоенная история Италии – это перманентные кризисы, досрочные выборы, вотумы недоверия и так далее.

Раздел Польши был не агрессией, а актом милосердия

Политические системы бывших стран Варшавского договора и постсоветских республик в конце прошлого века также формировались не без участия специалистов из США. И снова почти везде был сделан выбор в пользу парламентской модели. И во многих странах (включая Молдавию) это приводит к регулярным кризисам.

Ничего удивительного в этом нет. Парламентская модель государственного устройства показала свою слабость в критических ситуациях еще триста с лишним лет назад. Речь Посполитая со шляхетской демократией стала «больным человеком Европы» задолго до того, как этот титул получила Османская империя. И ликвидация этого государства в 1795 году была не «агрессией», а актом милосердия по отношению к населению этой не способной к самоуправлению территории.

Собственно, одного этого примера было бы достаточно для того, чтобы с подозрением относиться ко всем попыткам внедрения парламентской модели. Но почему-то все «проамериканские» или «прозападные» политические силы ставят своей целью добиться парламентской республики в своих странах. А когда начинаются перманентные политические кризисы из-за отсутствия крепкой власти – винят во всем или «неправильный» народ, или воздействие России.

В реальности же все выглядит несколько по-другому. Супердержава США – президентская республика. Британия и Япония – парламентские монархии, где даже номинальная фигура монарха является объединяющим и примиряющим фактором. Германия, как мы отметили выше, сформировала свою модель, когда после избрания парламентом канцлера у него есть достаточно полномочий для проведения жесткой экономической политики, а президент является абсолютно церемониальной и ни на что не влияющей фигурой. Во всех совершивших в послевоенные годы серьезный экономический рывок странах так или иначе была сформирована сильная исполнительная власть.

А в политически раздробленных, не определившихся с выбором пути, подверженных влиянию соседей странах парламентская форма правления – залог слабости, постоянных кризисов и успеха политиков, умеющих ловить рыбку в мутной воде. Таких как олигарх Плахотнюк или его украинские коллеги-олигархи.

Разумеется, подобная ситуация выгодна США, отлично умеющим играть на этих противоречиях. Россия традиционно действует по другой модели, делая открытую ставку на сильных игроков. Но, похоже, настала пора научиться и американскому способу взаимодействия со всеми игроками, поскольку шансы на то, что восточноевропейские государства в ближайшие годы найдут в себе силы отказаться от парламентской модели, минимальны.

И когда кто-то будет говорить, что России необходимо перейти к парламентской модели – помните о судьбе Речи Посполитой и о том, что США почему-то совсем не торопятся отказываться от президентства.

..............