Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевГражданскому флоту России ставят боевые задачи
На фоне тотальной гибридной войны против Запада Россия меняет свою Морскую доктрину. Корректировку документа анонсировал вице-премьер Юрий Борисов. По его словам, в военное время станет проще задействовать гражданские суда и экипажи для нужд ВМФ. В первую очередь понадобятся контейнеровозы, танкеры и ледоколы. Насколько полезен гражданский флот для боевого потенциала России в Мировом океане?
Выступая в пятницу в Петербурге на заседании Морской коллегии в Адмиралтействе, вице-премьер Юрий Борисов заявил о необходимости корректировки Морской доктрины России. По его словам, правка документа потребовалась на фоне специальной операции на Украине и ведущейся против России тотальной гибридной войны коллективного Запада. Целью корректировки станет «наращивание возможностей по обеспечению и защите национальных интересов в Мировом океане», что жизненно необходимо для нашей страны.
По словам вице-премьера, принципиально новые положения доктрины коснутся мобилизационной готовности. «Что особенно актуально сейчас, все эти меры обеспечат ввод в состав ВМФ гражданских судов и экипажей, функционирование объектов морской инфраструктуры в военное время», – объяснил он.
Новая редакция доктрины, обещает Борисов, в полной мере ответит на современные вызовы и угрозы. При этом она будет направлена не на конфронтацию, а на «повышение национальной безопасности» и на снижение зависимости морской деятельности России от внешнего влияния и конъюнктуры.
Бывший командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Валуев отмечает, что действующая Морская доктрина тоже позволяет мобилизовывать гражданские суда на помощь ВМФ в условиях военного времени. «Этот документ предполагает тесное взаимодействие военного флота с гражданскими судами, в том числе рыболовецкими», – напомнил Валуев.
Изменения доктрины будут направлены на усиление этого взаимодействия, не исключил адмирал, начиная с тактической разведки, которую также могут осуществлять гражданские суда, в том числе рыболовецкие. «Корректировка Морской доктрины направлена на то, чтобы поставить более четкие задачи перед гражданскими ведомствами», – предположил Валуев.
«В первую очередь будет востребован атомный ледокольный флот, которому нет равных в мире, что стало особенно важно с началом освоения Северного морского пути.
Что касается малых гражданских кораблей, то они могут использоваться в качестве минных тральщиков, особенно если их корпуса сделаны из пластика или дерева»,
– считает адмирал.
«Новые гражданские суда, которые сейчас строятся в России (кстати, по решению того же зампреда правительства Юрия Борисова), имеют двойное назначение. В период мобилизации они превращаются во вспомогательные и военные суда», – сказал Валуев газете ВЗГЛЯД.
Корректировка доктрины потребовалась, поскольку исчезли последние сомнения в том, что конфликт с Западом будет длительным, предполагает капитан III ранга запаса Максим Климов. Однако в России «большие сложности с оборудованием», которое можно установить на гражданские суда для их участия в боевых действиях, сетует капитан. Кстати, в советское время, по его словам, этим вопросам уделяли гораздо больше внимания.
В военное время гражданский флот должен превращаться в «плавучий тыл», напоминает Климов. Некоторые военные задачи в Сирии уже сейчас «решаются гражданскими судами», потому что после начала украинской операции Турция закрыла Босфор для нашего ВМФ, и в итоге российские боевые корабли оказались заперты в Черном море.
Что касается гражданского флота, добавил Климов, то «сегодня один из самых острых вопросов – отсутствие контейнерного флота. Нашим корабелам надо срочно решить эту задачу, которая технически вполне выполнима». При этом, пояснил капитан, в Мировом океане сегодня ходит множество кораблей с российскими экипажами, которые, однако, юридически нашей стране не принадлежат – они ходят под флагами других стран, поэтому не попадут под мобилизацию.
В любом случае, уверены эксперты, привлечение гражданских кораблей к выполнению военных задач повысит боевой потенциал России. «Для решения разных задач Минобороны в ходе мобилизации задействует разные модели судов, – рассказывает доктор военных наук, капитан I ранга запаса Константин Сивков. – В первую очередь будут мобилизованы контейнеровозы, которые с помощью специальных переделочных комплектов могут стать плавучей площадкой для взлета и посадки боевых вертолетов. Именно так сделали англичане во время Фолклендской войны с аргентинцами», – напомнил Сивков.
Кроме того, гражданские суда можно использовать для перевозки и высадки десанта, оборудовав их предварительно средствами ПВО. «Но в первую очередь будут мобилизованы танкеры и грузовые суда – для решения задач по перевозке грузов и средств вооруженных сил.
Для перевозки личного состава военные могут использовать и пассажирские суда, добавляет эксперт. «Можно мобилизовать и более мелкие суда – такие как портовые буксиры, которые будут использованы по прямому назначению, либо в качестве тральщиков – для очистки прибрежной акватории от морских мин. Траулеры тоже могут использоваться как легкие противолодочные корабли или просто для поддержания благоприятного «оперативного режима» в районах базирования нашего флота, то есть, по сути, для разведки», – добавил Сивков.
Научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник напомнил, что гражданский и торговый флот издавна рассматривается морскими державами как резерв для ВМФ. К примеру, для военных перевозок. «Во время войн и в предвоенный период многие страны проводили мобилизацию торгового флота для выполнения военных задач. Последняя наиболее крупная мобилизация такого рода проводилась, например, в Великобритании во время Фолклендской войны 1982 года», – сказал «Профилю» Крамник. Как напоминает эксперт, о том же заявлял в 70-е годы и главком ВМФ СССР адмирал Сергей Горшков.
По мнению Крамника, в первую очередь в России можно мобилизовать ледоколы, «поскольку на атомный ледокольный флот и вообще транспортный флот на Севере ляжет очень большая нагрузка по снабжению заполярных военных баз».
- Запад пытается загнать в угол ВМФ России
- Грандиозные учения ВМФ России привлекли внимание всего мира
- Как дрался насмерть русский броненосец «Полтава»
Как известно, нынешняя Морская доктрина действует с июля 2017 года, когда ее утвердил президент Владимир Путин. В документе, рассчитанном до 2030 года, основной акцент сделан на наращивании военно-морской группировки и технологической модернизации флота – «в связи с усилением борьбы среди мировых держав» за ресурсы Мирового океана и морские транспортные пути. Главная задача доктрины – не допустить «существенного превосходства военно-морских сил других государств» над ВМФ. Кроме того, отдельно ставилась задача создания авианесущего комплекса.
Судя по всему, эти пункты доктрины успешно выполняются. В ходе заседания в петербургском Адмиралтействе Борисов анонсировал, что ВМФ скоро примет в свой состав десятки новых кораблей. «Современная Россия не может существовать без сильного флота. В нынешнем году планируется поступление еще 20 боевых кораблей и пяти катеров, а также 21 судна обеспечения», – сообщил вице-премьер. Борисов добавил, что в рамках гособоронзаказа в прошлом году было заложено 10 кораблей и шесть судов обеспечения. В состав ВМФ были приняты шесть боевых кораблей, девять боевых катеров и 13 судов обеспечения.
Согласно данным портала PоrtNews, в 2020 году флот кораблей, которые ходят под флагом России, составлял 296 единиц. При этом в составе сухогрузного флота имеется 18 контейнеровозов. В составе морского флота под иностранными флагами, который, однако, контролируется российскими судовладельцами, находилось восемь контейнеровозов.