Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевФото с Парада Победы оказалось запрещено законом
Массовое возмущение вызвало судебное решение, касающееся публикации в соцсетях одной из самых знаковых с исторической точки зрения фотографий: фашистских знамен во время Парада Победы на Красной площади. Публикатора оштрафовали, и самое парадоксальное, что сделано это в полном соответствии с законом. Как же такое могло случиться?
Жителя Архангельска Михаила Листова осудили за размещение на странице в сети «ВКонтакте» фотографии Парада Победы 1945 года. Судья Исакогорского районного суда города Архангельска вынесла Листову штраф в размере тысячи рублей. Однако мужчина не признает вину и продолжит бороться за свои права:
«Сегодня подали жалобу, ждем пересмотра дела в областном суде через неделю. О делах, которые отменяли по этим статьям, я не слышал. Но, конечно, надо создать прецедент, чтобы подобных историй не повторялось», – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД Михаил Листов.
Тот факт, что страница во «ВКонтакте», где была размещена фотография, принадлежит ему, Листов признал. Но он говорит, что цель этой публикации – напоминание об исторических событиях, а не демонстрация запрещенной атрибутики. Поэтому он не подписал протокол об административном правонарушении и свою вину не признал.
Нелепые пробелы в законодательстве
Юрист и правозащитник Матвей Цзен полагает, что принявшая данное решение судья Елена Костылева формально права – и связано это с формулировками, использованными в свое время Конституционным судом.
«Позиция КС озвучена в постановлении по делу о проверке конституционности 282-й статьи: «Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики, схожей с нацистской до степени смешения, безотносительно его генезиса (т. е. происхождения), может принести страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны». По мнению Конституционного суда, свастика не может быть размещена нигде, даже если она находится под сапогом русского солдата, если она разбита его прикладом – контекст не имеет значения, важен только сам факт размещения свастики. Логично было бы внести изменения в закон, чтобы подобные случаи четко ограничить.
Проблема этого случая в том, что формально судья права, закон на ее стороне».
По словам юриста, закон предусматривает еще одну неточную формулировку: «Выходит, люди, чьи родственники не погибли во время Великой Отечественной войны, а остались живы (но покалечены, например), якобы не могут испытывать страданий. А еще непонятна степень родства, при которой родственник погибшего ветерана будет испытывать моральные страдания: прямая линия, двоюродные и троюродные родственники. Конституционный суд на этот счет хранит молчание».
Решением коллизии, полагает юрист, было бы принятие поправок, разрешающих использование свастики в мемориальных, научных, культурных и других подобных целях, не связанных с пропагандой нацизма.
Бурное обсуждение
История Михаила Листова вызвала бурное обсуждение в социальных сетях. В частности, сенатор Антон Беляков назвал ситуацию позором и разместил ту же самую фотографию в своем посте в «Фейсбуке»:
«Я полагаю, что подобной судебной практике необходимо положить конец. Поэтому я совершенно осознанно принял решение опубликовать снимок, за который был оштрафован архангельский блогер. Я делаю это, потому что хочу, чтобы люди, увидев эту фотографию, снова смогли вспомнить об этом дне и хотя бы на мгновение ощутить бесконечную радость победы нашего народа в жуткой и кровопролитной бойне, развязанной фашистами. И я готов сделать это снова, потому что этот и аналогичные снимки уже были сотни раз опубликованы во всех советских, российских и многих зарубежных учебниках истории. И никто не сможет убедить меня в том, что делать этого не нужно, потому что это наша гордость, наша память, наша слава и наша Победа».
Кроме того, несколько федеральных СМИ опубликовали фотографию Парада Победы без купюр, а вышеуказанный пост на момент публикации этого материала разместили у себя более 220 пользователей «Фейсбука». Постигнет ли всех тех, кто разместил у себя в социальных сетях эту фотографию с нацистской символикой, участь Михаила Листова?
«Палочная» система
«Российскую правоохранительную систему не интересуют преступления и правонарушения как таковые, важна статистика и плановые показатели, которые должны постоянно расти, – объясняет происходящее Матвей Цзен. – Есть Центр противодействия экстремизму (ЦПЭ), они должны выявлять соответствующие правонарушения, у них есть определенный план, допустим, 10 административных правонарушений в месяц. Как только план будет выполнен, сотрудник ЦПЭ впадет в спячку. И никакие толпы марширующих фашистов его не заинтересуют, если на это не укажет начальство».
Цзен подчеркнул, что так называемая палочная система – ключевая для понятия работы правоохранительных органов. Именно она объясняет, почему за одну невинную фотографию могут возбудить дело, а в другом случае явные проявления экстремизма игнорируются – «потому что в одном случае этих «палок» (уголовных дел для статистики) не хватает, а в другом случае они есть».
Зампредседателя Союза Ветеранов России Владимир Романенко поддержал мнение юриста и сенатора, назвав подобное судебное решение идиотизмом. «Странно, что те фотографии, что уже были опубликованы в учебниках истории, вызывают такую реакцию. Тут уже должны быть вопросы к органам юстиции», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Добавим, что в понедельник в Казани татарского активиста обвинили в демонстрации нацистской символики, а в минувшую пятницу в Волгограде осужденный получил штраф за татуировки со свастикой. Каждый месяц по всей России фиксируются десятки подобных случаев. Тут же можно вспомнить массовое изъятие игрушек в «Детском мире», исторических книг и «замыленные» свастики героев военных фильмов. Совершенствование законопроекта поможет избежать таких печальных историй, когда россиян будут судить за то, что они разместили фотографии, годами кочующие по многим историческим книгам и учебникам.