Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
17 июля 2017, 16:35 • Общество

Россияне реагируют на свои страхи парадоксально

Россияне реагируют на свои страхи парадоксально
@ Ulrich Niehoff/Imagebroker/Global Look Press

Tекст: Антон Крылов

ВЦИОМ опубликовал очередной «рейтинг страхов» жителей России – и он однозначно свидетельствует, что эти страхи обострились почти по всем направлениям. При этом разнообразные по сути фобии имеют единый корень. А самое парадоксальное в том, что наши сограждане ощущают себя более счастливыми, чем прежде. Как объяснить этот парадокс?

Как говорится в пояснении к исследованию ВЦИОМ, социологи регулярно просят россиян оценить вероятность возникновения в их жизни той или иной неприятной ситуации. Далее каждому ответу присваиваются положительные или отрицательные коэффициенты в разбросе от «полностью уверен, что случится» до «полностью уверен, что не случится». Полученные коэффициенты суммируются: чем выше результат, тем более значимым этот страх является для опрошенных.

Поговорка «не в деньгах счастье» оказывается верной только в тех случаях, когда какие-то деньги в семье все-таки есть

Нынешнее исследование свидетельствует: граждане России за последние два года стали более тревожны и опасаются наступления весьма широкого спектра неблагоприятных ситуаций.

Больше всего наши сограждане опасаются того, что привычные товары станут слишком дорогими или вовсе исчезнут, того, что обесценятся сбережения. Коэффициент страха составляет 27 – притом что два года назад он был в три с лишним раза меньше, всего восемь.

Страх перед международной напряженностью вырос с 13 до 20, а перед проблемами со здоровьем – с минус пяти до плюс восьми.

Коэффициент страха перед преступностью вырос с минус девяти до плюс трех, беспорядков внутри страны или межнациональных столкновений – с тех же минус девяти до плюс единицы.

Страх перед снижением зарплаты или потерей работы пока остается в минусовом поле, но тоже серьезно увеличился – с минус 14 до минус трех и с минус 27 до минус 18 соответственно.

Единственный параметр, который демонстрирует снижение напряженности, – это ситуация в семье. Если два года назад он составлял минус 42, то теперь – минус 47. Конфликтов в семье или разрыва с близкими граждане России теперь боятся меньше, чем два года назад.

О чем говорят эти цифры? О том, что, несмотря на заверения чиновников разного уровня и объективные данные о возобновлении экономического роста, финансовый кризис в стране все еще не преодолен. По крайней мере он не преодолен в сознании граждан. Отсюда следуют все остальные страхи, за исключением разве что международной напряженности. Правда, международная напряженность ощущается по-другому, когда есть уверенность в том, что и завтра, и послезавтра денег на нормальную жизнь хватит

Ситуация в медицине два года назад не была особо лучше, чем сейчас: сигналы о нехватке врачей узких специальностей и негативных последствиях «оптимизации» звучали и тогда. То есть резкий рост страхов перед проблемами со здоровьем вызван не реальным ухудшением здоровья большинства опрошенных или недостатками медицинского обслуживания. Просто в ситуации, когда человек боится, что ему и его детям будет нечего есть, страх утраты здоровья заметно актуализируется. Как, впрочем, и многие другие.

Опять-таки нет никаких объективных подтверждений ухудшения ситуации с преступностью или увеличения риска межнациональных столкновений. Просто неуверенность в завтрашнем дне рождает общую тревожность.

И нет ничего удивительного, что «тихую гавань» люди в подобной ситуации ищут именно в семье – отсюда уверенность в том, что с близкими людьми получится договориться и вместе пройти через тяжелый жизненный этап.

Кстати, неделю назад тот же ВЦИОМ опубликовал результаты опроса о ценностях современной семейной жизни. Выяснилось, что значительно снизилась патриархальность – 12 лет назад мужчину главой семьи по умолчанию считали 38%, теперь – почти в два раза меньше, лишь 20%. Кроме того, если раньше всего 35% респондентов считали, что все важные вопросы должны решаться совместно – в ходе дискуссий, то теперь так думают уже 60%.

При этом граждане России довольны своими семьями: отношениями с супругом (96%, в т. ч. 80% «полностью»), тем, как в семье принимаются решения (тоже 96%), договоренностями о распоряжении семейным бюджетом (95%), распределением семейных обязанностей (94%).

Семейная жизнь в целом также устраивает подавляющее большинство (те же 94%). Впрочем, доля однозначно положительных оценок – 69%, тогда как 25% отвечают, что их все «скорее устраивает».

Главной проблемой российских семей является опять-таки финансовая – лишь 14% опрошенных ответили, что их «полностью устраивает» материальная обеспеченность их ячейки общества, а 45% ответили, что ситуация с деньгами в семье их полностью или скорее не устраивает. Что также является подтверждением непростой экономической ситуации в стране.

И главное. Как ни странно, несмотря на проблемы с деньгами и возросшую тревожность почти по всем направлениям, подавляющее большинство граждан России все равно ощущают себя счастливыми.

По данным все того же ВЦИОМ, опубликованным в конце апреля этого года, уровень счастья россиян по субъективным ощущениям достиг 85%, что является максимальным показателем за все годы измерений. Но что является самым главным «фактором счастья»? Правильно, семья: 32% опрошенных говорят, что чувствуют себя счастливыми благодаря семье, еще 19% радуются жизни, поскольку у них есть дети.

И, кстати, материальные трудности стоят на первом месте в списке причин, по которым люди чувствуют себя несчастными – 9%. При этом на втором месте, по сути, та же причина – низкий уровень зарплат и задержки с выплатами (6%).

Таким образом, анализ данных трех социологических опросов позволяет сделать вывод, что поговорка «не в деньгах счастье» оказывается верной только в тех случаях, когда какие-то деньги в семье все-таки есть. По-настоящему серьезные материальные трудности заставляют людей чувствовать себя несчастными.

В целом с тревожностью нужно что-то делать. Как подтвердит любой невролог, постоянное пребывание в состоянии стресса приводит к проблемам как отдельного человека, так и общества в целом. Как бы ни старались люди убедить себя в том, что они счастливы несмотря ни на что.

..............