
Бывая на новом русском юге, когда стоишь в пробке на въезде в Донецк или смотришь на стремительно растущие корпуса домов в Мариуполе, часто думаешь: а ведь рост населения городов Новороссии вообще-то парадокс.
7 комментариевБывая на новом русском юге, когда стоишь в пробке на въезде в Донецк или смотришь на стремительно растущие корпуса домов в Мариуполе, часто думаешь: а ведь рост населения городов Новороссии вообще-то парадокс.
7 комментариевТо, что Украина пытается включить режим берсерка, стало понятно еще в момент нападения на Курскую область. Попытки Киева всеми силами сорвать российско-американские переговоры объясняются, скорее, психологическим состоянием Зеленского и части украинского общества, чем здравым смыслом.
11 комментариевНе нравится народ? Не живи с ним. Не нравится рассказ? Не пиши сценарий. Не хочется работать с российским кинорынком? Не работай. Но только не делай одолжения – вообще-то я вся в белом, но за миллион за серию, так и быть, поработаю на это государство.
16 комментариевСитуация с Плющенко напомнила о другой спортивной истории
22 декабря 2006 года умерла Елена Мухина, прославленная советская гимнастка, главная соперница легендарной Нади Команечи, потенциальный золотой медалист Олимпиады-80. Умерла всеми забытая, одинокая, немолодая женщина, проведшая 26 лет в инвалидном кресле, плакавшая по ночам от бессилия и много, мучительно много думавшая о смерти.
![]() Елена Мухина выполняет упражнение на бревне (фото: РИА «Новости») |
Мухина была гениальным спортсменом.
Она падала и вставала, вправляла себе переломы, закрывала глаза на боль и тренировалась, тренировалась, тренировалась. Все закончилось летом 1980-го, девушка только-только отметила свой двадцатый день рождения. На предолимпийских сборах, где Мухина, гнавшая себя на главные Игры в своей жизни, из-за неправильно сросшейся ноги не смогла оттолкнуться от пола так, как было нужно, и сломала позвоночник. После всех травм она, сжав зубы, выходила и завоевывала медали, первенства и награды. После этой – не смогла встать на ноги. В самом прямом смысле. Просто не смогла встать больше никогда.
Мухина отдала все долги стране, которая, разумеется, не простила бы ей добровольного ухода и требовала побед во имя чести Родины, противостояния с Западом. Отказаться от Игр 1980 года было нельзя, и Мухину унесли на носилках. Страна забыла ее довольно скоро. Пенсия по инвалидности, иногда приедет телевидение, Хуан Антонио Самаранч вручил медаль – вот и весь ответ, другого не было.
Задним числом все мы очень умные, и, наверное, у тех, кто сегодня требует от Евгения Плющенко «умереть на льду», есть ответ и для Мухиной, и в их словах много логики и много правды. Жаль вот только, что сама Мухина никогда не услышит этой правды, а пока она была жива, ответчики к ней не шли.
Жаль вот только, что Максим Ковтун, не поехавший на Игры и в одночасье ставший звездой блогосферы, не узнает, что сказали бы ему, если бы он приехал вместо Плющенко и занял бы десятое место. Порвали бы. Вспомнили бы все.
Евгению Плющенко вспоминают сейчас. Яну Рудковскую, телевидение, шоу на льду, интриги. Победил бы он – забыли бы обо всем. Но победить он мог только мухинской ценой – и цену эту платить отказался.
Святость любви к Родине и высоту подвига никто не отменяет. Честь страны – это действительно одна из базовых ценностей, которая объединяет всех нас. Но есть и еще одна, наша, великая ценность, ее сформулировал Александр Сергеевич Пушкин.
![]() Елена Мухина лечится после очередной травмы (фото: РИА «Новости») |
«И милость к падшим призывал». Пушкин писал о декабристах. Они ввязались в противостояние с императором и ошиблись, не рассчитав сил, не просчитав последствий, не думая о женщинах, которым ехать за ними в Тобольск. За эту ошибку они заплатили сполна.
Но умение не бить лежачего, не плевать в спину и не шипеть из-под стола, великодушие, милосердие и понимание – это тоже честь Родины. И эту честь тоже нужно уметь нести. Честь вековой культуры гуманизма и человечности – это тоже делает Россию той страной, которой можно и нужно гордиться.
А победы будут. И на этой Олимпиаде, и на следующей, и еще через полвека, когда восьмидесятилетний Плющенко, не прикованный к инвалидному креслу, не забытый вчерашними фанатами, живой, здоровый и радостный, будет сидеть где-нибудь в комментаторской рубке и вместе со всей страной следить за тем, как от сборной России выходит на лед новый олимпийский чемпион.
Кто вспомнит тогда 13 февраля 2014 года?
Никто.