Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

11 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
9 ноября 2010, 16:35 • Общество

Защита слова

Медведеву передали проект закона о защите журналистов

Защита слова
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Алексей Барановский, Роман Крецул

Во вторник состоялось экстренное заседание Общественной палаты, посвященное покушению на журналиста Олега Кашина. Был озвучен ряд предложений по повышению безопасности граждан в целом и работников СМИ в частности: от посещения специальных курсов до нацпрограммы по борьбе с преступностью.

Совет при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при поддержке Общественной палаты (ОП) РФ разработал и передал президенту Дмитрию Медведеву законопроект, касающийся журналистов и журналистской деятельности, заявил во вторник на заседании ОП, посвященном покушению на журналиста Олега Кашина*, председатель Совета Михаил Федотов.

Дело в общекриминальном фоне, который, к сожалению, сложился на сегодня в стране. Каждый день происходят чудовищные преступления

Проект предусматривает внесение поправок в ст. 63 УК РФ об «обстоятельствах, отягчающих наказание». В п. 1 в п.п. «ж» говорится: отягчающим обстоятельством является «совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга».

Однако, по мнению членов ОП, формулировка «общественный долг» должна быть расшифрована и понятна как обществу, так и блюстителям порядка и судьям. Общественники предлагают дополнить статью следующей формулировкой: «Отягчающее обстоятельство – это преступление, связанное со служебной деятельностью, а равно правозащитной, журналистской, связанной с выполнением общественного долга».

Такой же пункт планируется добавить и в остальные «тяжкие» статьи, например «Убийство», «Угроза убийством», «Причинение тяжких телесных повреждений» и т. д.

Кроме того, предполагается ввести изменения в ст. 277 УК РФ («Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»). Статья интерпретируется как «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность». Будет расшифровано понятие «общественный деятель» – теперь в статье будет прописано: «Общественный деятель, занимающийся правозащитной деятельностью, журналистикой, связанной с выполнением общественного долга».

Изменения могут коснуться и ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». «В настоящий момент статья не работает», – заявил Федотов. Пока, по статистике, по этой статье выносится лишь одно решение в год.

Для полноты работы статьи планируется ввести к уже двум имеющимся частям третью: «Воспрепятствование деятельности журналистов, насилие или угроза над ними». Предполагается, что по новой статье будет предусмотрено наказание в виде лишения свободы до шести лет.

По мнению депутата и журналиста Александра Хинштейна, выступившего в ходе заседания, предложенный Медведеву законопроект по повышению защищенности журналистов будет принят. Вместе с тем Хинштейн отметил необходимость отшлифовать некоторые формулировки документа. В частности, полагает он, предлагаемые изменения должны коррелировать со статьями 317 и 318 УК («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов или государственных деятелей»). «Посягательство на жизнь журналистов по тяжести ответственности за посягательство должно быть приравнено к этим категориям», – заявил депутат.

Также он выразил уверенность в том, что общественным структурам необходимо обратиться в Верховный суд, чтобы тот созвал специальный пленум для разъяснения юридического смысла термина «общественная деятельность». «Какую деятельность можно считать связанной с исполнением общественного долга, кого считать общественными деятелями, чтобы это было четко сформулировано и не было никаких недопониманий», – уточнил Хинштейн.

Кроме того, депутат внес предложение через две недели созвать еще одно заседание Общественной палаты совместно с представителями Генпрокуратуры и Следственного комитета, чтобы правоохранительные органы отчитались не только о деле Кашина, но и о ходе расследования нападений и убийств других журналистов. Он уверен, что не нужно выделять именно это дело, поскольку «в последнее время накопилась масса подобных инцидентов, общественность требует отчета».

В ходе обсуждения ситуации, сложившейся в связи со всплеском агрессии, в том числе в отношении журналистов, член совета ОП Ольга Костина заявила, что внесением отдельных поправок в УК ситуацию с безопасностью журналистов и других граждан решить невозможно.

«Дело в общекриминальном фоне, который, к сожалению, сложился на сегодня в стране. Каждый день происходят чудовищные преступления», – заявила Ольга Костина на заседании Общественной палаты. В качестве примера она привела резню на Кубани, избиение учительницы в Санкт-Петербурге, ранение журналистки RT. Что касается последней истории, она отметила, что «проблема не в травматическом оружии как таковом, запрещать его смысла нет. Проблема во вседозволенности. Надо решать не частные дела вроде нападения на Кашина, а в целом менять общественное сознание».

Журналистов надо отправлять на специальные курсы, чтобы они сами могли постоять за себя в экстремальной ситуации

Для этого Ольга Костина предложила следующие меры. Во-первых, создать при президенте или правительстве Совет по реформе правосудия – «чтобы не заниматься внесением отдельных поправок в Уголовный кодекс, реформа – и судебная, и МВД – должна идти в целом, в рамках единой стратегии».

Во-вторых, член совета ОП предложила принять национальный план по борьбе с криминалом и придать ему статус нацпроекта.

Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев, выступивший на заседании, озвучил и другие предложения. По его словам, «журналистов надо отправлять на специальные курсы, чтобы они сами могли постоять за себя в экстремальной ситуации». Васильев отметил, что уже существуют программы по обучению работы в горячих точках. «Этот опыт нужно распространить, особенно для журналистов, которые пишут на общественно важные темы», – подчеркнул глава комитета Госдумы по безопасности. Он привел в пример подобную программу «Бастион», но подчеркнул, что подобные курсы должны работать на государственном уровне.

Кроме того, Васильев предложил распространить на журналистов практику пресечения покушений, которая используется в других сферах. «Мы анализируем какую-то сферу деятельности, скажем, алкогольный рынок, и знаем, что с вероятностью 50, 60, 70% на какого-то деятеля будет совершено покушение, нападение, преступное деяние. Распространить это на сферу журналистики вполне возможно, просто надо целенаправленно развивать эту программу», – рассказал Васильев.

Ранее председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов заявил в интервью газете ВЗГЛЯД о необходимости поднимать правовой и социальный статус журналиста, который в настоящее время крайне низок. «Журналист выполняет такие же обязанности, может быть, даже более важные, чем полицейский или милиционер. Это глаза и уши общества», – сказал он.

Вместе с тем он отметил, что «журналисты тоже во многом виноваты». «Многие редакторы якобы спасали свою газету, свою телерадиокомпанию, делая какие-то заказные материалы. Но при этом они рисковали самым главным – своей репутацией. PR, пропаганда и журналистика – это разные виды деятельности. А у нас произошла мешанина, когда люди из благородных побуждений, чтобы «спасти» родное СМИ, идут на сговор. Если люди могут купить мнение журналиста или мнение целой газеты, то общество теряет к ним свое уважение», – сказал он.

Во вторник, развивая эту мысль, главный редактор газеты «Московский комсомолец», член ОП РФ Павел Гусев заявил на заседании палаты, что проблема российской журналистики в ее конъюнктуризации. «Для того чтобы вернуть влияние СМИ, чтобы их уважали и уважали работников СМИ, чтобы не было заказных материалов и однобокой подачи материала, нужно, чтобы между газетами и местной властью была безличная финансовая поддержка», – заявил Гусев.

По его словам, газета не должна спонсироваться местными губернаторами, главами регионов. Тогда профессия станет менее конъюнктурной и независимой от властей. «Возрастет доверие населения к СМИ. Прежде всего, это касается регионов», – резюмировал он.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............