Сергей Миркин Сергей Миркин Кому выгоден удар по детской больнице в Киеве

ЗЕ-команда хотела бы раскрутить из ситуации с «Охматдет» вторую информационную Бучу. Но, слава Богу, у них нет трупов детей для этого. Это в Буче у режима Зеленского было достаточно времени, чтобы найти трупы и демонстративно разложить их вдоль дороги.

4 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Главная цель Орбана – формирование новой Европы

Зря к сегодняшним передвижениям венгерского премьера Киев – Москва – Пекин – США относятся скептически. Да, мира на Украине он, конечно, не добьется, а вот новую конфигурацию смыслов и повесток выстроить способен вполне.

0 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

3 комментария
15 октября 2009, 18:28 • Общество

Первым делом самолеты

Россия и Индия не договорились по авианосцу

Первым делом самолеты
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Геннадий Нечаев

Российско-индийская комиссия по военно-техническому сотрудничеству подготовила ряд соглашений, сообщил министр обороны Индии. В частности, стороны договорились модифицировать стоящие на вооружении индийской армии российские танки и самолеты. Решение по самому «болезненному» пункту – авианосцу «Адмирал Горшков» − так и не принято, зато несколько прояснилось будущее проекта по разработке истребителя пятого поколения.

Новый договор о военно-техническом сотрудничестве между Россией и Индией на 2011–2020 годы будет подписан в декабре в ходе визита в Москву индийского премьер-министра Манмохана Сингха, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на министра обороны Араккапарамбила Куриана Энтони, возглавлявшего делегацию на очередном заседании российско-индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.

Возможно, строить экспортные машины в Индии будет дешевле, чем в Комсомольске-на-Амуре

Примечательно, что в ходе переговоров, судя по всему, не удалось достичь новой договоренности относительно модернизируемого по индийскому заказу авианосца «Адмирал Горшков» (INS Vikramaditya).

«По другим вопросам, включая проект авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», мы будем продолжать переговоры для нахождения взаимовыгодных вариантов решения», − сообщил Энтони журналистам на итоговой пресс-конференции.

Напомним, ранее в СМИ со ссылкой на руководителей Рособоронэкспорта сообщалось, что стороны близки к соглашению о заключении нового контракта взамен действующего на сумму 2,9 млрд долларов против 974 миллионов, оговоренных в 2004 году. При этом комментаторы утверждают, что итоговая сумма может приблизиться и к 4 млрд долларов – стоимости корабля аналогичного класса на рынке, хотя в принципе о «рыночной стоимости авианосца» говорить довольно сложно.

Как заявил 7 октября «Интерфаксу» генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин: «Финансирование контракта (по авианосцу «Адмирал Горшков» – прим. ред.) − это, конечно, сейчас основная тема переговоров. Здесь есть прогресс, значительный прогресс. У нас есть все шансы для того, чтобы уже в ближайшее время благополучно завершить эти переговоры с взаимоприемлемым результатом». Но в то же время он отметил, что «длительное обсуждение связано, прежде всего, с тем, что выверялся каждый пункт по перечню дополнительных работ, а затем уже шла оценка каждого пункта этого перечня». Вероятнее всего, к визиту Энтони согласовать все пункты перечня не удалось.

Однако об отказе индийцев от проекта речи нет: в частности, программа производства самолетов для авиагруппы «Викрамадатьи» развивается успешно. 9 октября самолеты МиГ-29КУБ с российскими и индийскими опознавательными знаками совершили первые полеты с палубы авианосца «Адмирал Кузнецов» под управлением российских пилотов, а скоро к тренировкам приступят индийские экипажи.

Отметим, что переоснащение авианосца иностранного производства для полноценной эксплуатации российских самолетов стоит очень немалых денег: от половины до трети полной стоимости корабля.

Переоснащение авианосца иностранного производства для эксплуатации российских самолетов стоит очень немалых денег

Другой важный момент заседания – предварительная договоренность о совместной разработке истребителя пятого поколения . Казалось бы, прототип российского самолета уже на выходе, вот-вот должны начаться его испытания. Более того, начинает проясняться и его внешний облик. Как считается, наиболее точно ему соответствует эскиз, приведенный в статье польского авиажурналиста Пера Бутовски, которая вышла в октябрьском номере французского журнала Air et Cosmos. На нем машина представлена как двухмоторный, двухкилевой самолет с ромбовидным крылом небольшого удлинения, круглыми (в отличие от плоских на американском F-22A) соплами двигателей и внутренним расположением вооружения. При этом его носовая часть довольно сильно напоминает Су-35 и другие современные истребители фирмы «Сухой». Воздухозаборники двигателей − плоские и скошенные − согласно требованиям малозаметности, крыло имеет развитый корневой наплыв.

Рисунок Пера Бутовски, на котором показано размещение радаров на самолете, считается наиболее достоверным изображением самолета пятого поколения (нажмите, чтобы увеличить)

В целом самолет обладает весьма гармоничным и своеобразным силуэтом, резко отличающимся от силуэтов американских аналогов.

Так о каком совместном истребителе идет речь? Ранее СМИ сообщали, что Индия разрабатывает собственный проект легкого истребителя пятого поколения, однако глядя на «успехи» в программе национального легкого боевого самолета LCA Tejas, ожидать чудес от индийского авиапрома не приходится. Теперь, согласно официальным индийским источникам, в качестве национального истребителя пятого поколения рассматривается самолет FGFA: фактически тот же истребитель «Сухой», приспособленный к индийским требованиям. То есть совместный самолет наверняка будет развитием российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, но с использованием индийской, российской и/или импортной авионики и, возможно, индийских материалов.

Надо отдать должное индусам: для своего «Теджаса» они разработали ряд вполне современных бортовых систем и освоили выпуск ряда конструкционных материалов, прежде всего композитных. Однако размещение нового оборудования на истребителе пятого поколения, спроектированного с учетом жестких требований малозаметности, – задача очень непростая, фактически равнозначная проектированию новой машины в контурах и габаритах имеющейся. При этом индийский FGFA при общей схожести будет заметно отличаться в деталях от российского аналога.

Собственно, от индийской стороны требуются две вещи: сформулировать, наконец, тактико-технические требования к самолету (например, до сих пор неясно, будет он одно- или двухместным) и обеспечить российской стороне достаточное финансирование.

Получившийся в результате самолет, скорее всего, будет иметь очень неплохие экспортные перспективы, и, возможно, строить экспортные машины в Индии будет дешевле, чем в Комсомольске-на-Амуре.

..............