Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

4 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

8 комментариев
16 сентября 2008, 08:00 • Общество

Сорок печальных дней Цхинвала

В мире поминают жертв грузинской агрессии

Сорок печальных дней Цхинвала
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Эмилия Казумова

На вторник в Южной и Северной Осетии, а также во многих российских регионах намечены траурные мероприятия. В храмах зажгутся свечи и пройдут поминальные молебны. Сами осетины по традиции испекут национальные пироги, раздадут вещи покойных, распахнут двери в своих домах и будут вспоминать три дня пережитого кошмара, а также всех погибших: родственников, близких, знакомых, соседей.

Эта война длилась три дня, но для маленькой республики с населением 70 тыс. человек она стала большой трагедией…

Цхинвальцы говорят, что даже природа скорбит: затихли птицы, затаились животные, а еще неожиданно в сентябре зацвела сирень

В первые дни после военной агрессии Грузии было много жарких споров о том, действительно ли погибло 2 тыс. человек. А кто и как это может доказать? И где «горы трупов»? Но боль осетин не зависела от этих цифр. В маленькой республике, где каждый приходится друг другу родственником, соседом, знакомым, горе пришло в каждую семью.

16 августа в Южной и Северной Осетии опять будут слезы. Женщины по традиции после 40 дней могут снять черные платки и испечь осетинские пироги – с сыром, мясом и свекольной ботвой. Мужчины – сбрить бороды. И вроде как продолжается жизнь: в Цхинвале идут стройки, дети пошли в школу, но забыть август 2008-го осетины не смогут еще долго.

Черные глазницы сгоревших домов, руины обрушенных зданий, тяжелый запах войны и глубокая скорбь в глазах людей – это сегодняшний Цхинвал. Люди не могут забыть, как по их домам велся беспощадный огонь из установок «Град» и тяжелой артиллерии.

Цхинвальцы говорят, что даже природа скорбит: затихли птицы, затаились животные, даже вездесущих ежей уже не видно, а дворовые псы проявляют удивительную терпимость к посторонним.

А еще неожиданно в сентябре зацвела сирень. Горожане рассказывают, что в районах, обстрелянных «Градами», деревья зацвели, как весной. Можно предположить, какой мощный заряд тепловой энергии они получили.

Жилой квартал в восточной части Цхинвала раньше назывался еврейским. Это один из самых пострадавших районов после всех грузинских бомбардировок – он практически полностью выгорел, превратился в пепелище. Остальные жители города, дома которых хоть как-то пригодны к жизни, открывают свои двери – целый день люди будут ходить и поминать. Одни молча, другие плача, третьи – говоря без остановки. Говорить – это единственное лекарство от боли.

Светлана Наниева, жительница еврейского квартала, рассказывает корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, как ночью 7 августа ее разбудили звуки разрывавшихся снарядов.

«Я побежала в укрытие, в подвал бывшего здания Облпотребсоюза, – вспоминает она. – Сюда собрались все мои соседи. Это единственное относительно безопасное место в нашем районе. К нам пришли прятаться жители и других близлежащих улиц. В подвале собралось столько народу, что негде было стоять. С нами укрывались малолетние дети, матери с грудными детьми и беременная женщина».

Огонь не прекращался ни на минуту. Выйти на улицу было невозможно. «В подвале было очень душно из-за тесноты, но этому мы даже не придавали значения, только молились о спасении, – говорит Светлана. – Днем 8 августа рядом со зданием, где мы укрывались, с оглушительным грохотом разорвался снаряд. В это время наш сосед, 63-летний Василий Базаев, спускался в подвал, но не успел: осколки от снаряда попали в него, он умер сразу».

«Наш район беспрерывно обстреливался, вокруг нас все гремело, и где-то через полчаса после гибели Василия огонь охватил наши дома, – вспоминает Светлана. – Мы не успели вынести ни вещей, ни ценностей. Нас охватили ужас и страх. Три дня мы были как в аду. Мы потеряли все, остались на улице…»

Во вторник, 16 августа, во всех осетинских храмах зажгутся свечи и пройдут панихиды. Заупокойные богослужения пройдут и во всех московских храмах. Служение панихид в столичных храмах, монастырях, на патриарших и монастырских подворьях благословил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Настоятели приходских храмов и монастырей Москвы еще в минувшее воскресенье призвали прихожан церковно отметить 40-й день трагедии и принять участие в поминальных службах, проявив тем самым молитвенное соучастие с народом Южной Осетии, сообщает «Интерфакс».

..............