Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

8 июля 2008, 17:17 • Общество

Ученые нашли суперкомаров

Препараты от комаров больше не действуют

Ученые нашли суперкомаров
@ sxc.hu

Такого в природе еще не было. Французские ученые обнаружили комаров-мутантов, устойчивых к двум видам инсектицидов. Мутация – нормальное явление среди насекомых, но теперь особям не приходится расплачиваться за генетические изменения в организме слабым потомством. По мнению исследователей, это открытие не только создает угрозу для фармацевтических компаний, но и может повлиять на здоровье человека. Впрочем, у российских экспертов иная точка зрения.

Обилие ядохимикатов, без которых не мыслит себя ни один житель мегаполиса, привело к неожиданным результатам. Ученый-исследователь Милена Вейль из университета французского города Монпелье обнаружила комаров-мутантов, нечувствительных к традиционным инсектицидам, сообщает ИТАР-ТАСС.

Старые препараты быстро становятся неэффективными, а разработка новых средств напоминает гонку вооружений

Изучение насекомых, проведенное Французским центром научных исследований, показало, что у некоторых особей сформировались гены, которые служат им надежной защитой от препаратов двух главных групп инсектицидов. Совсем недавно дело обстояло иначе.

Во-первых, организм комаров мог приспособиться только к одному виду химиката, во-вторых, за появление мутаций приходилось платить: мутант становился менее подвижным и плохо давал потомство. В итоге особи, лучше адаптировавшиеся к жизни среди людей, быстрее уничтожались в ходе естественного отбора.

Однако выявленный учеными «двойной мутант» успешно преодолел все эти препятствия. Исследование подтвердило: насекомые, обладающие новыми возможностями, находятся в прекрасной физической форме – назло человеку. Это значит, что людям придется изобретать новые методы борьбы с насекомыми, отказавшись от традиционных медицинских препаратов.

Выявление подобных мутаций, по данным агентства, сулит большие убытки фармацевтическим компаниям, которым придется не только пересматривать свои позиции на рынке, но и инвестировать средства в создание новых препаратов.

Пока комар-мутант гнездится только в некоторых далеких районах Африки. Но ученые предупреждают: распространяются эти виды просто с фантастической скоростью и зачастую являются носителями таких опасных заболеваний, как малярия или нильская лихорадка.

Кстати, немалый вклад в этот процесс вносит и потепление. Аномально теплые зимы в умеренных широтах уже привели к тому, что жители Москвы и Подмосковья могут заразиться малярией на собственном участке, передает «Интерфакс». Причем полностью застраховаться от малярии невозможно. Относительный иммунитет появляется только у тех, кто уже переболел.

Французские представители ученого мира опасаются, что это открытие может привести к эпидемиям, потому что распространение новых видов насекомых может происходить в тот момент, когда у человечества не окажется средств для борьбы с теми заболеваниями, которые будут переносить все те же комары.

Впрочем, российские ученые относятся к этому вопросу довольно спокойно. Как пояснили газете ВЗГЛЯД в лаборатории паразитологии Зоологического института РАН, процесс адаптации насекомых к различным препаратам идет постоянно и ученым приходится искать новые методы борьбы с паразитами.

«Все насекомые рано или поздно вырабатывают химическую устойчивость ко всем средствам защиты, – пояснила сотрудница лаборатории. – В мире существует порядка 8 групп инсектицидов, к которым комары приспосабливаются так же, как бактерии приспосабливаются к антибиотикам».

По мнению сотрудника лаборатории, научные исследования по разработке эффективных препаратов от насекомых начались еще 50 лет назад и с тех пор их результаты постоянно фигурируют в докладах Всемирной организации здравоохранения, поскольку борьба с комарами – это часть регулярной работы по профилактике малярии.

«В российских условиях это не так актуально, но в тропических широтах вопрос стоит очень остро, – пояснила она. – В условиях нашей страны комары переносят ровно две болезни – малярию и дирофиляриоз, но оба заболевания достаточно редкие».

С этим мнением согласился и доцент кафедры энтомологии биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Иванов.

«Сам по себе фактор приспособления к химикатам известен уже много десятилетий, и это вполне ожидаемая вещь, – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Жесткий отбор ведет к тому, что особи начинают избегать убийства ядохимикатами. Случайные возможности мутации позволяют им быстро распространяться и занимать место тех, кто погиб от действия инсектицидов. Поэтому старые препараты быстро становятся неэффективными, а разработка новых средств напоминает гонку вооружений».

Борьба с насекомыми с помощью инсектицидов – вещь обоюдоострая, считает эксперт, так как действие химических препаратов может привести к самым неожиданным последствиям и средство, использованное в Африке против комаров, может нанести вред обитателям Антарктиды.

«Проблема такова, что полностью уничтожить комаров не удастся, и слава богу, – сказал Иванов. – Вопрос не в истреблении, а в контроле численности. Нужно проводить серьезные комплексные исследования, чтобы не нанести вред окружающей среде и не нарушить существующие цепи питания».

Непрерывное развитие химической промышленности уже успело внести свой вклад в решение еще одной бытовой проблемы, знакомой миллионам россиян, – борьбы с тараканами. С недавних пор их численность сократилась настолько, что в обществе заговорили о полном исчезновении насекомых.

«Сейчас действительно появилось множество препаратов, которые сдерживают их популяцию, – согласился Иванов. – Но дело не только в этом. Народ стал культурнее, в домах стало значительно чище, и это тоже стало весомым фактором в борьбе с насекомыми».