Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Чем современная Украина похожа на УНР 1918 года

Время идет, но украинские политики соблюдают «традиции», установленные более чем 100 лет назад – лизать сапоги западным покровителям, нести ахинею и изолировать политических оппонентов.

4 комментария
Борис Акимов Борис Акимов Давайте выныривать из Сети

Если сегодня мы все с вами с утра до вечера сидим в интернете, то и завтра будет так же? Да нет же. Завтра будет так, как мы решим сегодня, точнее, как решат те, кто готов найти в себе силы что-то решать.

5 комментариев
7 августа 2007, 17:29 • Общество

Германия давит на Россию

Германия давит на Россию
@ Reuters

Tекст: Константин Куц, Франкфурт-на-Майне

В Германии дискуссия о судьбе «трофейного искусства» вышла на новый виток. Немецкие политики и деятели культуры жалуются на недостаточно активные переговоры с Москвой о возвращении предметов искусства, вывезенных советскими войсками в конце второй мировой войны. По данным Министерства культуры в Берлине, в России находится несколько миллионов художественных объектов из Германии.

По расчетам Министерства культуры Германии, в России находится около миллиона «перемещенных» художественных объектов – вывезенных советскими войсками из Германии в конце Второй мировой войны.

Предметы искусства не предназначены для того, чтобы искупить преступления немцев

Около 200 тыс. составляют ценность для музеев. Кроме того, по этим данным, в российских запасниках и архивах ждут своего часа около 4 млн антикварных книг, изъятых у немцев во время войны, и примерно 4 километра исторических документов.

«Несмотря на однозначные международно-правовые договоренности и двусторонние соглашения, переговоры с Россией остаются тяжелыми», – заявил статс-министр Германии по культуре Бернд Нойман.

Гендиректор Фонда прусского культурного наследия Хартмут Доргелох утверждает, что переговоры с Москвой практически не ведутся. «Искусство должно находиться в том музейном контексте, из которого оно произошло, поэтому мы надеемся на возвращение нескольких десятков тысяч предметов, следы которых теряются в России», – заявил глава крупнейшей в Германии культурной организации, объединяющей 17 музеев.

Самый громкий случай в этом ряду – судьба картины «Тарквиний и Лукреция». Полотно Рубенса, стоимость которого сейчас оценивается в несколько миллионов евро, до 1942 года находилось во дворце Сан-Суси в Потсдаме. Четыре года назад московский бизнесмен Владимир Логвиненко, купивший эту картину, предложил ее Германии. По требованию немецкой стороны полотно было конфисковано, однако позднее возвращено коммерсанту. Попытка судебного преследования за укрывательство, предпринятая немцами, оказалась безуспешной. В 1999 году Госдума объявила «трофейное искусство» российской собственностью. Немецкие эксперты говорят, что этот закон противоречит нормам международного права.

Агентство Dpa, комментируя последние заявления немецких общественных деятелей, говорит «о небольшой надежде», возникшей в ходе многолетних переговоров. В 2002 году во Франкфурт-на-Одере были возвращены средневековые витражи из собора Святой Марии. Уникальные художественные объекты полвека находились в российских архивах. Пять лет назад после специального распоряжения Госдумы 111 фрагментов библейского триптиха снова оказались в Германии. В конце июня на церемонии открытия отреставрированных витражей во франкфуртской Marienkirche их называли «символом примирения».

Для России это был первый крупный возврат «трофейного искусства» в Германию. Впрочем, Хартмут Доргелох говорит о нем как о разовой акции во имя престижа, не имевшей продолжения. Кроме того, как отмечает искусствовед, в данном случае речь идет о церковной собственности.

Стоит добавить, что 6 из 117 фрагментов триптиха все еще находятся в России. По некоторым данным, они хранятся в запасниках Пушкинского музея в Москве. Их дальнейшая судьба пока неясна. Немецкие СМИ напоминают, что год назад министр культуры Александр Соколов заявил о возможном возвращении уникальных предметов.

Говоря о крупных собраниях, все еще находящихся в России, германские эксперты вспоминают Балдинскую коллекцию с рисунками Дюрера, Рембрандта и Ван Гога, вывезенную из художественной галереи Бремена, а также собрание серебра ангальтских герцогов, архив политика Вальтера Ратенау, личную библиотеку графа Харденберга и «золото Шлимана».

Бернд Нойман, призывая к скорейшему возвращению «трофейного искусства» в Германию, заявил о необходимости дальнейшего улучшения культурного сотрудничества между двумя странами. «Совместная работа в области культуры, возможная лишь при взаимном политическом доверии, требует длительного времени», – добавил статс-министр.

Хартмут Доргенлох связывает трудности с возвращением перемещенных ценностей с «эмоциональной окрашенностью» самой темы для россиян. Однако он подчеркивает, что предметы, затерянные в России, представляют для Германии чрезвычайную культурную ценность. «Они незаменимы, – сказал глава фонда. – Предметы искусства не предназначены для того, чтобы искупить преступления немцев».

В июле этого года в берлинский музей вернулась работа баварского скульптора Балтазара Пермозера «Геркулес и Омфала». На след барочной композиции из слоновой кости, пропавшей в конце войны из замка Огельн под Бранденбургом, удалось выйти случайно: в Нью-Йорке на аукцион Sotheby’s ее выставил некий американский бизнесмен. Тогда за нее рассчитывали получить 150 тыс. долларов.

Тем временем в Штутгарте разгорелся скандал в связи с другим «трофеем». Стало известно, что в запаснике государственной галереи столицы Баден-Вюртемберга находится картина итальянского художника Франческо Гварди, в свое время вывезенная нацистами из Польши. Земельное Министерство культуры поспешно выступило с заявлением о необходимости скорейшего возвращения картины законным владельцам.

Стоит отметить, что немецкие власти предпринимают немало усилий по прояснению родословной своих музейных экспонатов. С недавних пор в Интернете любой может познакомиться с предметами искусства, в свое время изъятыми для Музея фюрера в австрийском городе Линц, собрания Геринга и приобретений, сделанных во времена нацизма мюнхенским Домом немецкого искусства. Их происхождение все еще остается неясным.

..............