Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
29 декабря 2020, 12:56 • Вопрос дня

Почему испытания и сдача военной техники приурочены к Новому году?

Почему испытания и сдача военной техники приурочены к Новому году?
@ Минобороны РФ/ТАСС

Tекст: Виктор Сокирко

Декабрь выдался урожайным на разного рода испытания как военной техники и вооружений, так и продукции гражданского назначения. Эта тенденция в России наблюдается ежегодно – чем ближе Новый год, тем выше в стране активность по всем фронтам. Ладно бухгалтеры подбивают отчеты, кому-то лимиты по финансированию закрывают и их надо успеть освоить, но как расценивать нынешнюю авральную гонку ракетных пусков и демонстрацию новых самолетов? ОПК тоже нужно выполнить план до начала 2021-го?

Короткий ответ на этот вопрос таков. Причины предновогоднего аврала по сдаче в эксплуатацию сложной (в том числе военной) техники связаны и с финансовыми причинами, и с наследием советской традиции. Теперь рассмотрим подробнее.

Череда предновогодних событий подобного рода действительно впечатляет. В декабре 2020 года стартовала с космодрома Плесецк ракета-носитель «Ангара» версии А5В; в Баренцевом море фрегат «Адмирал Горшков» отстрелил очередную гиперзвуковую противокорабельную ракету «Циркон»; АПЛ «Владимир Мономах» в Охотском море отстрелялся сразу четырьмя баллистическими ракетами «Булава»; модернизированный фрегат «Маршал Шапошников» в Японском море испытал новое оружие.

23 декабря состоялась церемония передачи в состав ВМФ второго большого десантного корабля проекта 11711 «Петр Моргунов». 25 декабря в состав Тихоокеанского флота приняли новейший корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».  

Будто сговорившись, отечественные авиастроители, также с разницей в один день, продемонстрировали свои лучшие самолеты. 15 декабря в Иркутске совершил первый полет среднемагистральный МС-21-310 с новым российским двигателем ПД-14, а 16 декабря в подмосковном Жуковском совершил первый испытательный полет двухмоторный турбовинтовой пассажирский лайнер Ил-114-300. В общем, сенсация за сенсацией. И, как говорил Винни-Пух: «Это ж-ж-ж неспроста».

«На самом деле здесь нет ничего удивительного и до конца года никто не «гонит план», – рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Государственной думы, председатель комиссии по правовому обеспечению развития организации ОПК Владимир Гутенев. – Все происходит по традиционному календарному планированию. Бюджет корректируется еще весной каждого текущего года, так что нет необходимости вносить в него изменения уже в декабре и что-то менять под конец года.

Бюджетирование, помимо прочего, предполагает исполнение контроля и анализ деятельности, что, собственно, и происходит с нынешними испытаниями техники и вооружений. И, скажем, лайнер МС-21-310 с новыми российскими двигателями должен был планово взлететь в ноябре–декабре. Хорошо, что в Иркутске уложились в график, который предусматривал и некоторое ускорение установки новых двигателей, чтобы продемонстрировать качества нового самолета.

Другое было бы дело, если бы результаты всех нынешних испытаний были отрицательными и к пускам и полетам были допущены «сырые» изделия. В таком случае можно было бы говорить о некой гонке за сроками в ущерб качеству. И ракету-носитель «Ангара» не поспешили отправить в космос, что запланировано на 2021 год, а провели успешный испытательный пуск, подтвердивший ее надежность и характеристики, продемонстрировавший, что у ракеты нет проблем. С гиперзвуковым «Цирконом» тоже все идет по плану испытаний – ракетные пуски не стали сейчас неожиданностью, их анонсировали заранее, в том числе о проведении сразу нескольких в декабре.

Отмечу, что давно уже в России не существует практики приурочивать какое-либо событие к красным датам календаря, как это было, например, распространено во время Великой Отечественной войны, когда города брали к праздничным дням. И, скажем, есть в Минобороны единый день приемки военной продукции, который состоялся в нынешнем году 5 августа, однако и под него не подгоняли какие-то экспериментальные образцы, а рассматривали новые и уже действующие вооружения».

С пусками баллистических ракет Р-30 «Булава» не так все прозрачно. Начнем с того, что ее участие предполагалось во время тренировки по управлению стратегическими наступательными силами, которые проводились в рамках учений «Гром-2019», однако пуск тогда не состоялся. Не было «Булавы» и на нынешних учениях «Гром-2020», которые прошли 9 декабря, за нее отдувалась баллистическая ракета Р-29 «Синева». И вот спустя несколько дней, 12 декабря, АПЛ «Владимир Мономах» запускает сразу четыре Р-30, их пуски были проведены в рамках стратегической командно-штабной тренировки (СКШТ) стратегических ядерных сил (СЯС).

Отметим, что СКШТ обычно проводятся в середине октября каждого года, как завершающий этап летнего периода обучения. Вряд ли «Булавами» салютовали в честь Дня РВСН, который приходится на 17 декабря – заранее нельзя, да и до Нового года далеко. Можно предположить, что определенные проблемы у Р-30 были, коль придерживали ее испытания, а сейчас, когда недостатки удалось устранить, на радостях дали целый ракетный залп. Ну чтобы заметнее было.

«И пыль в глаза пустить, и бюджеты закрыть, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД предновогодний ажиотаж в испытательной и военной сфере доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – Не могу конкретизировать по ОПК, но многие российские предприятия живут по такому принципу. В конце года нужно доложить и отчитаться по выполненным контрактам, особенно тем, у кого они истекают в текущем году. Ведь это гарантия заключения последующих контрактов, так что нужно расстараться перед заказчиком. В любой стране мира есть подобная практика, особенно если это касается выполнения государственных контрактов, где действует жесткая привязка к календарному плану, так что Россия здесь не исключение».

В списке нынешних «ускоренных» испытаний не обозначился еще один долгожданный объект – новый военно-транспортный самолет Ил-112В.

Первый полет этого самолета состоялся на аэродроме производителя – Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). Он красиво взлетел и красиво сел еще полтора года назад, в марте 2019 года, но в итоге не произвел должного впечатления на приемную комиссию Минобороны. Из очевидных минусов тогда было отмечено, что самолет на выходе получился слишком тяжелым, с несовершенной силовой установкой и еще рядом невидимых на первый взгляд недоработок. На исправление недостатков ВАСО дали не более года.

Прошло уже больше года, однако Ил-112В второй полет так и не совершил. Сейчас, как утверждается, летные испытания самолета перенесены на февраль 2021 года. С одной стороны, не доведенную до ума машину не стали «проталкивать» в установленные сроки 2020-го, чтобы отчитаться перед Минобороны. С другой – тому есть иная причина: ПАО «Ильюшин» основные силы направил на тему Ил-114-300. В итоге к новогодним праздникам удалось спешно осилить лишь пассажирский лайнер, пожертвовав при этом военным самолетом.

Ну и хитом уходящего года можно назвать еще один долгожданный самолет. С задержкой на год вместо обещанного, через 11 лет после первого полета (29 января 2010-го) российский истребитель пятого поколения Су-57 все-таки поступил на вооружение ВКС РФ. Первый серийный истребитель поступил в один из авиационных полков Южного военного округа. Не в январе, а в декабре, но год-то все равно 2020-й. Будем считать, что полет нормальный.

Недавно глава военного ведомства Сергей Шойгу на коллегии Минобороны рассказал, когда армия получит следующие партии Су-57. 22 истребителя должны поступить до 2024-го. Естественно, что именно к концу года.

..............