Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевРоссия собрала «административный кулак» для решения проблем Севера
Россия собрала "административный кулак" для решения проблем Севера
Владимир Путин создал «министерство Арктики». По его решению, развитие этого региона стало задачей Минвостокразвития. Специалисты полагают: это не просто бюрократический ход, а старт практического освоения арктических территорий и акваторий. В частности, современные управленцы призваны осуществить то, что на протяжении 80 лет было мечтой героев-полярников: проложить Северный морской путь.
Во вторник президент подписал указ, по которому Минвостокразвития переименовано в Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. Обновленной структуре приданы новые функции: она будет отвечать за выработку государственной политики (и за создание правовой базы) «в сфере развития Арктической зоны России».
Напомним, в январе Путин уже одобрил предложение премьер-министра Дмитрия Медведева о введении должности первого заместителя министра по развитию Дальнего Востока, ответственного за Арктическую зону, а также о переименовании всего министерства.
Курировать тему Арктики в Минвостокразвития поручили уроженцу подмосковного Одинцово Александру Крутикову, который до 2014 года был первым замглавы администрации Одинцовского муниципального района. В сентябре 2014-го Крутиков стал победителем отбора в управленческую команду Дальнего Востока, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) – и был назначен замдиректора департамента территориального и социально-экономического развития Минвостокразвития.
Как отмечал в январе «Коммерсантъ», министерству, которым руководит Александр Козлов, разрешили увеличить штат. Медведев заявил о желании вывести на системный уровень работу чиновников по развитию макрорегиона, в который Белый дом до 2025 года собирается вложить 190 млрд рублей.
До сих пор Арктику курировал только «дальневосточный» вице-премьер Юрий Трутнев, но Медведев потребовал отныне сделать работу более системной. По словам Трутнева, работать на Арктику будут и дальневосточные институты развития: Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по развитию человеческого капитала и Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.
Первые задачи обновленного министерства на арктическом направлении обрисовал Трутнев, который также недавно возглавил госкомиссию по Арктике. «Министерство должно стать центром компетенций: в Арктике сегодня нет общей системы поддержки, системы преференций.
Приходя на Дальний Восток, люди знают, какими дополнительными льготами они могут пользоваться. В Арктике этого нет.
Есть преференции для частных проектов, но какой-то общей преференциальной системы нет», – цитировал Трутнева «Интерфакс».
Заметим, что решение о передаче полномочий именно Минвостокразвития вполне естественно, поскольку в состав Арктической зоны и так входят два дальневосточных региона – частично Якутия и полностью Чукотка. Кроме того, Минвостокразвития курирует два крупных арктических проекта – создание морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа (СПГ) в камчатской Бечевинской бухте и освоение месторождения меди Баимской рудной зоны на Чукотке.
В середине января по предложению Минвостокразвития была расширена территория опережающего развития в Чукотском автономном округе. Она приросла двумя участками в Билибинском районе – здесь планируется начать инвестиционные проекты по освоению и разработке цветных металлов месторождений упомянутой выше Баимской рудной зоны.
Как пояснил газете ВЗГЛЯД директор Института национальной стратегии Михаил Ремизов, в вопросе развития Севморпути ответственность возлагается на Росатом и Минтранс.
«Росатом формирует команду и расширяет свои полномочия на данном направлении. При этом существует Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. Она является организационным органом, который может обеспечить межведомственное взаимодействие», – пояснил Ремизов.
У госкомиссии по Арктике нет своего аппарата. «Но для того, чтобы осуществлять эффективное межведомственное взаимодействие, нужно опираться на структуру, на аппарат, который может выполнять информационные, аналитические и организационные функции, – отмечает Ремизов. – Поэтому и возникали идеи создания агентства по Арктике – но они были несколько раз отвергнуты в правительстве. В итоге было принято решение: эту роль можно возложить на Министерство развития Дальнего Востока – учитывая тот факт, что госкомиссию возглавляет Трутнев, и он же курирует Минвостокразвития».
- Почему Россия обогнала США в гонке ледоколов
- Севморпути не хватило прорывного роста
- Северный морской путь привлекает новых международных перевозчиков
По оценке Ремизова, прежде всего подразумевается, что само дальневосточное (а теперь и арктическое) министерство не сможет выполнять межведомственную координацию, для того и потребовалась госкомиссия.
Но, отметим, создание «административного кулака» – это не просто очередная бюрократическая оптимизация. Создание «министерства Арктики» преследует стратегические цели.
Северный морской путь, который торили российские и советские полярники – Вилькицкий, Шмидт, папанинцы и челюскинцы, в современную эпоху приобретает стратегическое значение, и экономическое, и геополитическое. Владимир Путин, выступая в сентябре прошлого года на Восточном экономическом форуме, особо подчеркнул: по Севморпути в этот момент проходило первое контейнерное судно ледового класса – от Владивостока до Санкт-Петербурга с заходом предварительно в корейский Пусан и затем в германский Бремерхафен. Как отмечала газета ВЗГЛЯД, до сих пор грузы шли в страны Азии благодаря развитию портовой и нефтегазовой инфраструктуры Ямала и стартовавшим экспортным поставкам СПГ в Китай. Теперь же СМП становится арктической дорогой с двусторонним движением.
Неудивительно, что к Арктике проявляют особый интерес западные державы – стоит вспомнить и об учениях НАТО в Норвегии, и об усилении контингента морской пехоты США в той же Норвегии. И наконец, не будем забывать о требовании американцев превратить Севморпуть в «транспортную артерию, открытую для всего мирового сообщества». Поэтому очевидно, что вопрос развития Арктики и эффективного контроля заполярных территорий России и прилегающих морей – вопрос, имеющий жизненно важное значение.