Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
5 комментариевПочему в России стали хуже относиться к Китаю
За последние три года жители России стали заметно прохладнее воспринимать Китай. Такой вывод можно сделать из сравнения результатов социологических опросов. Чем вызвана такая перемена в отношении россиян к державе, дружбе с которой, казалось бы, уже давно ничего не угрожает?
Больше половины россиян (62%) считают Китай дружественной страной. Это следует из опубликованного в пятницу результата опроса ФОМ, проведенного в последние пару недель. Можно было бы порадоваться такому высокому уровню доверия, если бы не одно обстоятельство. В 2015 году этот показатель достигал 77%. Соответственно, за три года выросло с 9% до 16% число тех, кто считает Поднебесную недружественным государством.
На десять пунктов – с 15% до 25% – «скакнуло» количество тех, кто считает, что отношения с Китаем ухудшились за прошедший год. Тех же, кто видит улучшения, также стало заметно меньше – 45% сейчас против 56% три года назад.
Отношение к Китаю, как известно, переживало куда более драматические перемены. От лозунга «Крепить дружбу во имя мира и счастья!» и песни «Москва – Пекин» с бессмертной строчкой «русский с китайцем братья навек» начала 1950-х – до противостояния, пиком которого стали бои на острове Даманском в 1969 году. Затем – нормализация отношений, итогом чего надо считать соглашения о границе 2001 и 2004 годов. Наконец, нынешнее продуктивное сотрудничество в том же формате «Москва – Пекин», а также партнерство в рамках БРИКС.
Чем может быть вызвано менее дружелюбное, нежели три года назад, отношение россиян к великому соседу? В основе может быть и чувство зависти, пишет президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в своем «Фейсбуке».
Как следует из опроса, единственное, что за три года не подверглось изменению, так это мнение о том, какая из двух стран развивается успешнее – в 2015 году 70% опрошенных россиян были уверены, что Китай экономически нас обгоняет, сейчас аналогичный ответ дали 68%. При этом, однако, россияне уверены, что Москва играет куда более весомую роль на международной арене, чем Пекин.
«С одной стороны, у россиян есть потребность в некоей идеальной стране, с которой хочется соотноситься, где «все правильно устроено» с точки зрения экономики, – пояснил Виноградов в комментарии газете ВЗГЛЯД. – Чаще других обычно упоминают Белоруссию. Но поскольку о Китае комплиментарно говорится в российской прессе, то и в сторону Китая тоже начинают поглядывать – тем более что о проблемах, с которыми сталкивается китайское общество, в России говорить не принято».
С другой стороны, какой-то заметной отдачи от активизации российско-китайских отношений общество не наблюдает, поэтому идея «поворота на Восток» находится в некотором кризисе, считает Виноградов.
Политическое сближение России и Китая не подкреплено экономическими связями такого же уровня, которые есть у нашей страны с Западом, в свою очередь отмечает замдиректора Института Дальнего Востока РАН, специалист по Китаю Андрей Островский. Он напомнил: товарооборот России и Китая в 2017 году составил 84 млрд долларов. И это максимальная цифра за последние 10 лет. А с ЕС у нас товарооборот даже с учетом санкций – под 200 млрд долларов. Островский замечает:
«Как пишет по этому поводу китайская пресса, «в политике горячо, в экономике холодно».
Да и с точки зрения «медийной картинки» тема российско-китайских отношений в общественном сознании сдвигается на периферию. Сейчас ее заслоняет, например, предстоящая встреча Владимира Путина с Дональдом Трампом, указывает Виноградов. «Одновременно с представлением о комплиментарности экономики Китая возникает представление о том, что Китай вторичен как действующая сила в мировой политике – в сравнении с Россией», – считает политолог.
Россияне, которые следят за медийной повесткой, не могут не отметить – в 2014 году (когда отношение, судя по опросам, было лучшим) Китай так и не признал воссоединение России с Крымом. Вопреки ожиданиям, с тех пор, как Запад наложил на нашу страну финансовые санкции, российский бизнес так и не получил взамен доступа к кредитам в банках Поднебесной. Китайские инвестиции в Россию остаются большой редкостью. Иначе говоря, у россиян складывается впечатление, что Пекин так и не проявил себя в качестве однозначно надежного союзника в противостоянии с Западом.
И наконец, нельзя забывать о давней «страшилке» – «ползучей оккупации китайцами Дальнего Востока». Последняя, впрочем, опровергается фактами – напротив, граждане КНР покидают этот регион. Определенный повод для беспокойства представляет китайский «дикий туризм» на Байкале – но это локальная проблема, причем уже решаемая.
Кстати, применительно к опросу ФОМ нужно задать вопрос – насколько он отражает мнение жителей тех регионов, которые граничат с Китаем: Амурская область, Хабаровский край, Приморье. Судя по результатам этого общероссийского исследования, лишь 32% доводилось общаться с китайцами, 68% ответили отрицательно.
«Выборка – общероссийская. А на Дальнем Востоке живет менее 5% населения России, – пояснила газете ВЗГЛЯД директор проектов ФОМ Людмила Преснякова, – Соответственно, это 75 человек из общего числа опрошенных, которых было полторы тысячи. Поэтому надежно ответить на вопрос, чем отличается мнение жителей именно Дальнего Востока, по результатам опроса довольно сложно».
- Байкалу грозит превращение в «Северное море китайцев»
- Почему Китай не встает на сторону России в «деле Скрипаля»
- Китайский генерал в Москве сделал уникальное заявление в адрес США
Зато опрос, который в прошлом году провело Дальневосточное отделение РАН в Приморье, на Камчатке, в Магаданской и Сахалинской областях, показал: 64% там считают отношения России и Китая хорошими (для сравнения, о Японии такой ответ дали лишь 18%). При этом любопытно, что в Приморье о хороших отношениях говорят 78% респондентов из категории «руководители» и лишь 54% бизнесменов.
Но в целом на Дальнем Востоке отношение к Поднебесной гораздо лучше, полагает эксперт-китаист Андрей Островский. «Жители Дальнего Востока прекрасно понимают, что Китай их, по сути дела, кормит, – отмечает собеседник. – А от Центральной России Китай далеко, здесь в оценке этой страны люди ориентируются в основном на прессу, где крайне мало информации по Китаю».
Он отмечает, кстати, что китайцы зачастую лучше информированы о России, чем россияне о Китае. «У нас не так много народу бывает в этой стране, – замечает Островский. – В основном – люди с Дальнего Востока, иногда москвичи или петербуржцы. У нас где-то в три раза меньше выезжает в Китай, чем из Китая в Россию, если брать тургруппы. Возьмем рейсовый самолет Москва – Пекин. 90% пассажиров – китайцы, и лишь 10% – русские и иностранцы, которые используют Москву как транзитный пункт». Слабое знакомство с соседней страной и создает благодатную почву для формирования мифов в отношении нее, полагает Островский.