Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариев«Фигура, похожая на Виктора Черномырдина»
Политологи увидели "победу российской дипломатии" в Узбекистане
«Это победа российской и евразийской дипломатии». Такими словами политологи комментируют кандидатуру, которая, похоже, станет следующим лидером Узбекистана. Узбекский премьер Шавкат Мирзиеев уже пообщался с президентом России, и есть основания предполагать, что эта фигура устроила в том числе и Китай.
Во вторник президент России Владимир Путин посетил с частным визитом Узбекистан, чтобы почтить память президента Ислама Каримова, который в субботу был похоронен на историческом кладбище Шахи-Зинда в родном Самарканде. Российский лидер возложил к могиле Каримова красные розы, а затем прибыл во Дворец форумов – самаркандскую резиденцию президента, где выразил соболезнования вдове Каримова Татьяне и его младшей дочери Лоле Каримовой-Тилляевой.
Эта страна слишком важна, чтобы обходить ее своим вниманием двум государствам, которые имеют сферу национальных интересов в Центральной Азии. Без стабильного Узбекистана не будет стабильной Средней Азии
«Поддержать этот путь нашего взаимного развития»
После этого Путин провел переговоры с премьер-министром Шавкатом Мирзиеевым, который возглавлял комиссию по организации похорон Каримова. Временно исполняющим обязанности президента республики, согласно конституции, стал председатель верхней палаты парламента Нигматилла Юлдашев. В течение трех месяцев должна пройти подготовка к выборам нового президента. Еще с советских времен повелось, что возглавляющий комиссию по организации похорон генсека позже становился новым главой республики. Таким образом, преемником Каримова элитами Узбекистана, похоже, выбран именно Мирзиеев. Ранее среди возможных кандидатов на президентский пост эксперты также называли первого вице-премьера по экономике Рустама Азимова и главу Службы национальный безопасности Узбекистана Рустама Иноятова.
На встрече с премьером Путин заявил, что узбекский народ и руководство страны могут в полном объеме рассчитывать на Москву как на самых надежных друзей. «Разумеется, очень рассчитываем на то, что все, что было заложено президентом Исламом Каримовым, будет продолжено. Мы, со своей стороны, делаем все, чтобы поддержать этот путь нашего взаимного развития, поддержать узбекский народ, узбекское руководство», – сказал Путин.
Он напомнил, что в ходе бесед Каримов говорил, что потенциал республики зависит от перспектив отношений с Россией и «мы всегда это очень ценили». Путин подчеркнул, что Россия дорожит связями с Узбекистаном, и поблагодарил Мирзиеева за возможность посетить Самарканд.
Мирзиеев руководит правительством с 2003 года. Он считается непубличной фигурой, практически никогда не дает интервью и, как сетовали узбекские журналисты, запрещал публиковать свои фотографии крупным планом. Многие официальные мероприятия премьер проводил без участия журналистов.
Родственные связи с Алишером Усмановым
- Похороны Каримова не посетила его старшая дочь
- Смерть Ислама Каримова будет иметь далеко идущие последствия
- Что ждет Узбекистан без Ислама Каримова
- Выборы президента Узбекистана получили интригу
- Россия простила Узбекистану 890 миллионов долларов
Мирзиеев родился 24 июля 1957 года в Зааминском районе Джизакской области Узбекистана (по другой версии – он переехал туда в 1960-е годы, а родился в кишлаке Яхтан Уратюбинской области Таджикистана). В 1981 году окончил Ташкентский институт ирригации и мелиорации по специальности «инженер-механик». Первые десять лет работал в альма-матер. Начал с должности младшего научного сотрудника, а дослужился до первого проректора института. Одновременно получил степень кандидата технических наук.
Политическую карьеру начал в 1990 году, избравшись депутатом Верховного совета Узбекистана. В 1992 году стал хокимом (главой администрации) Мирзо-Улугбекского района Ташкента, в 1994-м избрался в новый парламент страны (Олий Мажлис). В 1996 году Каримов назначил его хокимом Джизакской области. В 1999 году переизбирался в Олий Мажлис второго созыва от Джизакской области и сохранял мандат до 2004 года. В 2001 году получил должность хокима Самаркандской области, а в конце 2003 года парламент утвердил его на пост премьер-министра по предложению Каримова.
С февраля 2005 года помимо руководства правительством чиновник начал курировать агропромышленный комплекс, следить за выполнением планов по производству зерна и хлопка, которые скупались у сельскохозяйственных работников по фиксированной государством цене.
Отметим, что вероятного президента Узбекистана связывали с Россией родственные связи. Как писала местная пресса, в мае 2009 года племянник российского олигарха узбекского происхождения Алишера Усманова Бабур женился на племяннице жены Мирзиеева Диере. Бабура Усманова называли чуть ли не единственным наследником по нисходящей линии миллиардного состояния своего влиятельного и авторитетного дяди (весной 2013 года он погиб в автокатастрофе).#{ussr}
Мирзиеев – повторение Каримова
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин считает Мирзиеева похожим на Каримова складом характера, биографией и отношением ко многим вещам, о чем говорит его жизненный путь. «Он не клон Каримова, но человек очень похожий, во многом оценивающий ситуацию в стране и в мире так же, как это делал президент», – сказал Грозин газете ВЗГЛЯД.
По его словам, Мирзиеев настоящий хозяйственник, который многие годы занимался агросектором, а это основа экономики Узбекистана (хлопок, продукты питания, водопользование). Как и Каримова, во властные круги страны Мирзиеева ввел Исмаил Джурабеков, который был неформальным главой Узбекской ССР, занимал серьезные позиции при Шарафе Рашидове (с пятидесятых по восьмидесятые годы был первым секретарем ЦК Коммунистической партии Узбекской ССР) и раннем Исламе Каримове.
«Шавкат Мирзиеев до сих пор никогда не светился в вопросах внешней политики. Это хозяйственник. С одной стороны, это повторение Каримова, а с другой – фигура, похожая на Виктора Черномырдина (занимал должность премьер-министра России). Этот человек может заняться внешней политикой и возглавить страну, если партия скажет», – отметил Грозин, добавив, что Мирзиеев 13 лет занимал премьерский пост при сложной элитной политике, что говорит «об очень высокой степени выживаемости, адаптивности и приспособляемости».
«Победа российской и евразийской дипломатии»
Валентин Грозин не ждет от Мирзиеева явно пророссийской позиции или крена в какую-то другую сторону. Но у экспертов сложилось о нем мнение, что этот человек устраивает Пекин и Москву. Он напомнил, за Азимовым закрепилось амплуа прозападного политика, а Иноятов как бывший чекист не имел серьезной «внешней крыши». «Сегодня Владимир Владимирович представлял не только себя, но и хозяина встречи G20 (председателя КНР Си Цзиньпина). Я почти уверен в том, что на встрече председателя с президентом России они каким-то образом затрагивали тематику Узбекистана. Эта страна слишком важна, чтобы обходить ее своим вниманием двум государствам, которые имеют сферу национальных интересов в Центральной Азии. Без стабильного Узбекистана не будет стабильной Средней Азии. А без стабильной Средней Азии не будет ни успешной реализации китайских транспортных геополитических мегапроектов, ни российских интеграционных инициатив», – уверен эксперт.
Проигрыш Азимовым подковерной схватки за звание преемника говорит о том, что силовой ресурс Иноятова встал на сторону Мирзиеева, дополнив его административные и экономические возможности. «Это победа российской и евразийской дипломатии. Все эти разговоры, что кто-то из Госдепартамента накануне встречался с кем-то из министерства иностранных дел Узбекистана – все это уже попытка сохранить лицо, хоть как-то отработать те сценарии, которые планировались в вашингтонском обкоме на случай смены лидеров в Узбекистане. Попытки очевидно провальные», – считает Грозин.
Он отметил, что узбекская элита очень герметичная, и поэтому сложно понять, что происходит внутри нее. Но, по слухам, отношения Мирзиеева с Азимовым «не очень хорошие», однако «зачисток мы не увидим и головы не полетят».
«Похоже будет на смену власти в Ашхабаде в 2005 году. Там персональных жертв почти не было... В Узбекистане много сильных фигур, но репрессий и масштабных элитных переделов не будет. Все это будет происходить, как это делал Каримов в первой половине девяностых, когда он консолидировал власть. Люди, которые воспринимались способными составить конкуренцию, были удалены с политического поля не сразу, а постепенно и бескровно», – прогнозирует Андрей Грозин.