Мы живем на планете с невероятной коммуникационной связанностью, фантастически быстро развивающимися технологиями и прочими чудесами современного мира. Все это требует нового мироустройства.
0 комментариев«Чиновники будут принимать правила игры»
Кирилл Кабанов: Массового бегства чиновников не будет
«Речь идет все-таки о политическом решении, а не о том, чтобы всех завтра же поймать. Поймать-то просто: принимаем антиконституционный, но эффективный закон об отъеме всего вообще в 24 часа. Так нельзя», – так объяснил глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов логику ужесточения законодательства о доходах чиновников.
Как стало известно во вторник, у российских чиновников остается три месяца на то, чтобы закрыть свои зарубежные счета и задекларировать свои доходы.
В противном случае, заявил руководитель кремлевской администрации Сергей Иванов, комментируя подписанные Путиным указы, их будет ждать увольнение.
По его словам, документы предоставляют чиновникам трехмесячный переходный период на то, чтобы привести свои декларации в соответствие с новыми требованиями закона. «Если на сегодняшний день у них есть зарубежные счета, то за три месяца они вправе от них избавиться», – пояснил Иванов, добавив, что сведения о расходах должны подавать только те, у кого покупки за 2012 год превышают совокупный семейный доход за три года.
На этот раз придется чиновникам отчитаться и об имеющейся в их собственности недвижимости. Кроме того, как рассказал Иванов, указами президента детально регламентируется, что сведения о расходах должны будут предоставлять руководители Банка России, фондов, госкорпораций – таким образом, круг лиц, которые обязаны отчитываться, существенно расширен.
«В справках о доходах, предоставляемых всеми лицами в обязательном порядке, впервые отражаются сведения о зарубежных счетах, о ценных бумагах и о недвижимости. Хотел бы напомнить, что иметь недвижимость за границей не запрещается, но декларант обязан указать ее и средства, на которые он ее приобрел. За невыполнение данного требования устанавливается понятная ответственность – увольнение в связи с утратой доверия», – уточнил Иванов.
Вместе с тем он пояснил, что этого времени должно хватить на то, чтобы чиновники, не желающие избавляться от зарубежных вкладов, приняли решение о дальнейшей карьере.
Кирилл Кабанов (Фото: nspch.ru) |
«У нас свободная страна. Человек может делать выбор: либо то, либо то. Кто-то может решить по-тихому, спокойно, без скандалов покинуть госслужбу», – отметил Иванов.
Эксперты опасаются, что строгость нового законодательства выльется в массовое бегство чиновников с госслужбы, однако член Президентского совета по правам человека, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов подобной точки зрения не разделяет. Газета ВЗГЛЯД расспросила Кабанова о том, как можно обойти суровые нормы и стоит ли ожидать обновления аппарата.
ВЗГЛЯД: Кирилл Викторович, ожидаете ли вы массового бегства чиновников из различных госструктур до 1 июля?
Кирилл Кабанов: Я полагаю, никакого массового оттока чиновников не будет, ведь государственное управление – не только тяжелая работа, но и отношение к касте, принадлежность к слою, привилегии. Так что чиновники будут принимать правила игры, многие уже приняли. Отмечу, что в регионах многие из них работают на зарплату, работать-то больше негде. При этом усиление борьбы с коррупцией очевидно ведет к оздоровлению власти, приходит (последний пример – это правительство Москвы) молодежь, которая готова работать.
- Незаконно купленные активы Минобороны вернули государству
- Эксперт: Яровая не нарушила закон
- Кабанов: Необходимо проверить сотрудников аппарата Госдумы
- Кирилл Кабанов: Убить коррупционную цепочку
- Доклад: С 2008 года средний размер взятки в России вырос в 33 раза
- Чиновникам дали три месяца на закрытие иностранных счетов
ВЗГЛЯД: А сколько, по вашей оценке, чиновников, имеющих заграничные счета и недвижимость?
К.К.: Сложно с ходу ответить. Нужно посмотреть на первую тысячу, на чиновников высокого уровня. Мелкие клерки и муниципальные служащие в больших коррупционных схемах не участвуют. Так что я бы говорил о цифрах в пределах нескольких десятков тысяч человек.
ВЗГЛЯД: Могут ли чиновники имущество перепрятать?
К.К.: Конечно. На родственников перевести.
ВЗГЛЯД: Но ведь и родственников будут проверять?
К.К.: Не всех же. На детей перевести – дело нетрудное. Важно не это, важно вот что. Речь идет все-таки о политическом решении, а не о том, чтобы всех завтра же поймать. Поймать-то просто: принимаем антиконституционный, но эффективный закон об отъеме всего вообще в 24 часа. Так нельзя. Надо понимать, что бюрократия – не просто сумма чиновников, а класс, единственный организованный класс системы. Обществу хочется, чтобы он был разодран по полной программе, но это нереально и нереализуемо.
ВЗГЛЯД: А если не сразу? Если с помощью доносов? Нужно ли их поощрять? Принесет ли это пользу?
К.К.: Пользу принесет все вкупе. Доносы приносят пользу, разумеется. А как должны работать следственные органы, оперативные службы без доносов? Если государство будет стимулировать, это будет замечательно.
ВЗГЛЯД: Необходимо ли ратифицировать статью 20 Конвенции ООН, которая предусматривает уголовное наказание и конфискацию имущества для госслужащих, которые не могут объяснить значительное увеличение активов?
К.К.: Однозначно ратифицировать. Моя позиция по этому вопросу 2006 года остается неизменной.
ВЗГЛЯД: Можно ли вообще преодолеть отторжение между людьми и бюрократией, когда чиновник объявляется чуть ли не главным врагом всего хорошего? Хватит ли для этого одних ужесточений?
К.К.: Можно, но должны поменяться не только чиновники, но и общество. Общество, которое живет по принципу «каждый сам за себя», ничего изменить не может. Оно маргинально. Мы все время говорим о необходимости контроля, но ведь даже ТСЖ безнаказанны, потому что просто лень. Лень пойти на собрание, лень читать документы, лень разбираться, лень посчитать. На Западе за каждую копейку бьются, а у нас на местных выборах 28% явки, поэтому чиновники, конечно, «затачивают» все под себя.