Длительное время в нашем Отечестве звучала риторика «мы не такие, как они», ибо, дескать, у нас всё в порядке с традиционными ценностями. А вот теперь наступает момент испытания на прочность. «Они» вдруг отказались быть такими, про которых мы говорили «мы не такие».
5 комментариев«Лучший бесплатный театр в Лондоне»
Люк Хардинг: Суд Березовского с Абрамовичем – лучший театр
«Я сам написал статью, в которой пытался объяснить, что значит «крыша». Для нас это просто слово «roof», которое для англичан в данном контексте ничего не означает», – рассказал газете ВЗГЛЯД журналист Люк Хардинг о суде Бориса Березовского с Романом Абрамовичем и о том, как его воспринимают рядовые британцы.
Высокий суд Лондона, в котором проходит процесс двух российских магнатов: Бориса Березовского и Романа Абрамовича, – закончил в понедельник заслушивать свидетелей. Решено, что адвокат ответчика, то есть Абрамовича, выступит с заключительным словом 19 декабря.
Как напоминает РИА «Новости», процесс по иску более чем на 5,5 млрд долларов продолжается в лондонском суде уже более двух месяцев – рассмотрение дела по существу началось 4 октября. Само исковое заявление было подано еще в 2007 году. Беглый олигарх Борис Березовский пытается оспорить у своего бывшего партнера Романа Абрамовича несколько российских активов, которые, как утверждает истец, он и его партнер по бизнесу покойный Бадри Патаркацишвили были вынуждены уступить под давлением по заниженной цене. К этим активам относятся акции нефтяной компании «Сибнефть», объединенной компании «РУСАЛ», телеканала «ОРТ» (сейчас – Первый канал) и др.
Ответчик в свою очередь оспаривает заявление о том, что Березовский владел какими-либо акциями компаний. Деньги – миллионы долларов, причем нередко наличными – ему, по словам Абрамовича, выплачивались лишь за политическую протекцию.
Кроме Абрамовича, который вообще редко выступает с публичными заявлениями, в суде дают показания бывшие высокопоставленные российские чиновники и крупные бизнесмены. В Лондоне побывали экс-глава кремлевской администрации Александр Волошин, миллиардер Олег Дерипаска, бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин* и другие. Из показаний Абрамовича и других свидетелей достоянием гласности становится то, как в 1990-х и в начале нулевых заключались крупные сделки, в том числе с огромными кусками государственной собственности.
О том, что рядовые англичане думают об этом процессе, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал корреспондент лондонской газеты The Guardian Люк Хардинг. Отметим, что Хардинг много лет жил и работал в России. Но после февральского скандала вокруг его визы Хардинг вернулся в Англию, хотя до сих пор числится главой корпункта The Guardian в Москве.
ВЗГЛЯД: Господин Хардинг, как в целом британское общественное мнение воспринимает тяжбу двух россиян? Это повод для шуток, экзотика?
Люк Хардинг: Это интересно для всех. Мне кажется, что это самый лучший бесплатный театр в Лондоне. Абрамович очень известен у нас. Всем интересно, что он может сказать, притом что он даже не говорит по-английски. Он просто не учил его, не знаю даже почему. Но все равно очень интересно. Сейчас это не самая горячая тема в Англии, но в начале процесса был репортаж BBC, статьи в The Guardian, в The Financial Times и т. д. Все об этом что-то написали.
- Абрамович открыл душу лондонскому правосудию
- Березовский оценил умственные способности Абрамовича
- Березовский: Абрамович поставил богатство выше дружбы
- Березовского обязали отдать миллионы Самарской области
- Арестованы счета и две яхты Березовского
ВЗГЛЯД: В какой степени суд воспринимается как событие, важное для бизнеса самой Англии?
Л. Х.: Для нас это абсолютно чужой мир. Это гигантские деньги в истории английского судебного процесса. Это как нереальность практически. Для меня лично процесс очень интересен, потому что самая большая проблема – понять, какой была Россия в 90-х годах. Это была страна, где закон практически не исполнялся, где все можно было купить без проблем.
ВЗГЛЯД: Адвокат Абрамовича сравнил юридическое и политическое положение в России 1990-х годов с таковым в Англии XV века. Так он старался убедить судью закрыть глаза на некоторые острые углы...
Л. Х.: Да, адвокат Абрамовича сказал, что Россия во времена Ельцина была похожа на Англию 500 лет назад. И я думаю, что он сказал правду.
ВЗГЛЯД: На фоне процесса звучат ли призывы проверить происхождение денег, которые россияне вкладывают в Великобританию?
Л. Х.: Конечно, есть закон. Березовский получил миллиард долларов от Абрамовича и вложил его в британский Clydesdale Bank. Я думаю, что на Абрамовича и Березовского работают очень способные адвокаты и советники, которые сейчас действуют по закону.
Но у меня есть ощущение, что источники этих денег непрозрачные. Неясно, откуда они. Откуда у Абрамовича 13 млрд долларов? Конечно, источник денег Абрамовича – это Россия, поэтому он почти не должен платить здесь налоги. В Великобритании действует налоговая система, согласно которой налоги надо платить только за работу, которую вы выполняете здесь.
ВЗГЛЯД: Насколько сложно журналистам переводить на английский тот криминальный русский сленг, который звучит на суде? Такие понятия, как «крыша», «пилить»?..
Л. Х.: Я сам написал статью, в которой старался объяснить, что значит «крыша». Для нас это просто английское слово «roof», которое для англичан в данном контексте ничего не означает, и поэтому я объяснил, что это долгосрочные отношения и т. д. «Крыша» – это великолепное и роскошное слово, и это абсолютное слово этого судебного процесса.
ВЗГЛЯД: Большинство британских журналистов, освещающих судебную битву, отошли от темы, когда суд вступил во второй месяц процесса. С чем связано падение интереса?
Л. Х.: Самый интересный, острый момент был, когда Абрамович лично выступил перед судом. Все просто хотели видеть и слышать Абрамовича. Сейчас это менее интересно, поскольку обсуждаются очень мелкие подробности. Но когда процесс приблизится к развязке, британские журналисты вернутся в зал заседаний.
ВЗГЛЯД: На чью сторону склоняется английское общественное мнение?
Л. Х.: Я думаю, что результатом стал проигрыш обоих. Мне кажется, Абрамович и Березовский очень похожи. Большой разницы между ними нет. Они использовали одинаковые мотивы и условия, получив огромные деньги от приватизации Сибнефти. И нам это более-менее все равно.
ВЗГЛЯД: Лондон превратился в арену для споров между богатыми россиянами. Например, Олег Дерипаска вернется в следующем году с подобным иском против своего бывшего партнера Михаила Черного. Не начнет ли эта череда процессов в итоге раздражать рядовых лондонцев?
Л. Х.: Нет. Великобритания – это абсолютно открытое общество. У нас либеральные взгляды. И если человек хочет просто спорить в Лондоне, то почему нет? Это хорошо для адвокатов. Мы не знаем в точности, сколько получил адвокат Абрамовича Джонатан Сампшн. По неофициальной информации, за свои услуги он успел получить около 4 млн фунтов. Для него это, конечно, хорошо.
К сожалению, сейчас судебная система в России почти не работает. И поэтому все люди, у которых есть деньги, приезжают к нам. Судебный процесс в Великобритании – независимый и прозрачный.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом