У меня было давнишнее предположение, что методы психотерапии можно каким-то образом использовать для работы не только с отдельными людьми, но и большими группами. В том числе с обществом в целом. Здесь я пишу о довольно конкретном эксперименте, который я предлагаю провести. Цель его – победить русскую тоску!
Для меня всегда было очень важным знание истории России в целом и история моей семьи в частности. Моя семья очень разная. Русские, евреи, греки, шотландцы. Дворяне, генералы, ученые, музыканты, купцы, священники, крестьяне. Всех их объединяло то, что они жили и активно действовали на территории России. Любили друг друга, творили и строили свои очень разные жизни. В результате этой творческой активности и синергии появился я, появились мои дети. Меняется название страны, режимы приходят и уходят. А семья была, есть и будет, дай Бог.
У меня очень личное ощущение от этого. Для меня все мои предки – это ценные и значимые для меня люди. Они жили в очень разных местах. В Москве, Томске, Брянске, Воронеже, Туле, на Ставрополье, в Баку, в Винницкой области и нынешней Эстонии. И много где еще. При таком личностном отношении к ним – все пространства, где проходила их жизнь, для меня является родными. Я люблю путешествовать по этим местам, как, впрочем, и по России в целом.
С детства я был увлечен не только исследованиями на тему семьи, но и вообще историей России. Через предков я чувствовал близость не только территорий, но и событий исторического прошлого. Так или иначе, чаще косвенно, но они были как-то причастны к большим историческим событиям. Отсюда и ощущение крайней важности знания истории страны – мне всегда казалось, что это первейшее из всех знаний. Как будто это не просто пыльные факты из учебника – а что-то, пережитое мной самим.
Я много езжу по СВОЕЙ стране. Я люблю ездить по СВОЕЙ стране. И я здесь подчеркиваю особо слово «своей». Для меня слова «моя страна» означают, что она действительно «моя». Она – как семья и друзья – непосредственная часть моей жизни. Она моя, она мне принадлежит. Я люблю ее, а она меня. Я за нее отвечаю, несу ответственность за нее так же, как за близкого человека. Тут я несколько преувеличиваю, но специально это делаю – чтобы было понятно, о чем я. Тем более, что преувеличение небольшое.
Я точно знаю, что я не один такой. Я часто встречаю похожих людей. Их много. И мне они особенно симпатичны. Очень часто эти люди сильно лучше и смелее меня. Это такие люди, которые ощущают собственную ответственность за нашу с ними страну и действуют. Просто потому, что если не они, то кто? Они влюблены в Россию, и чувствуют взаимность.
Мы живем в мире, в котором поход к психотерапевту стал общим местом. Это стало нормой. Найти причину боли и неудовлетворенности и пережить ее. Решить давнюю проблему. Обнаружить ее среди своих отношений с близкими тебе людьми. И часто это действительно работает. Не всегда. Но часто. Психотерапия помогает. Находит очаги недолюбленности и прочие болевые точки и ведет тебя дальше. Я уверен, что в России есть важнейшая боль. Самая главная проблема. Она связана с ощущением недолюбленности. Большое количество жителей страны чувствуют себя брошенными, им не хватает знания и теплого чувства любви со стороны Отечества.
- Судьба Запада находится в руках «инкубаторной» элиты
- Cвобода – это неопределенность
- Сталин выигрывает от сопоставления с Гитлером
Они часто говорят «эта страна», им тяжело или невозможно сказать «моя страна», «наша страна», им видится здесь слащавый и опасный пафос. Так же, как некоторые не могут сказать «мамочка» и «папочка» про своих родителей. И тем, и другим не хватило любви. Недавно я слушал лекции одного психоаналитика, и он рассказал, что встречал людей, которые рассказывали о том, что мамы им говорили что-то вроде: «ты родился между двумя абортами, ты случайность». Такого человека не ждали папа и мама – он просто случайность. Такой человек навсегда травмирован.
Вот такое же чувство случайности есть у многих жителей России («этой страны»). Они могли бы родится, где угодно. Это случайность, что они появились здесь. Они не родные. И она им не родная. И нет тут никакой их вины. И нет тут никакой и ее вины. Недолюбленность не дает возможности жить полной жизнью, недолюбленность не дает возможности отдаваться полноценному активному творческому преображению реальности, недолюбленность не позволяет открыться чувству ответственности за окружающую среду. Ведь вокруг чуждое пространство – и это там, где должен быть родной дом. И это еще горше.
Хочу провести эксперимент. Мне кажется очень интересным найти психотерапевта или психотерапевтов – и найти тех русских людей, которые живут «в этой стране». И те, и другие должны быть готовы на эксперимент. Суть его в том, чтобы попытаться выяснить, можно ли ситуацию недолюбленности со стороны Отечества разрешить с помощью психотерапии? Возможно ли найти закономерности в группе этих случаев? И если да – то попробовать создать методологию «гражданской психотерапии». Название довольно дурацкое, но суть отражает. Идеальное гражданство – это состояние любви, любви с собственной страной.
А там, глядишь, и до общенационального сеанса психотерапии дойдет. Нам всем нужна любовь и ответственность. Любовь и ответственность наши к русскому пространству. Любовь и ответственность русского пространства к нам. И ходят они всегда бок о бок. По-другому не бывает.