Взгляд
29 сентября, вторник  |  Последнее обновление — 03:57  |  vz.ru
Разделы

Коронавирус вызывает не только проблемы со здоровьем

Никита Коваленко, политический обозреватель
Сейчас, как и в разгар пандемии, заразиться COVID-19 очень легко. В этом автор убедился на собственном опыте. Мы с женой заболели именно в тот период, когда жизнь в Москве уже в значительной степени вернулась в обычное русло – в августе. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

России необходимо вернуть смертную казнь

Сергей Мардан, публицист
Убийство невинного ребенка в любой религиозной традиции всегда воспринималось как один из самых страшных грехов, не имеющий никакого оправдания, никакого прощения, не смягчаемый никакими обстоятельствами. Подробности...
Обсуждение: 128 комментариев

Перед Россией в Закавказье стоит задача фантастической сложности

Андрей Перла, Политолог
Россия, конечно, должна до самой последней возможности противиться тому, чтобы ее втянули в войну. Потому что случись такое, это будет русско-турецкая война, и ее последствия трудно вообразить. Подробности...
Обсуждение: 17 комментариев

В Британии выпустили монеты с Винни-Пухом и Пятачком

В Великобритании выпустили ограниченным тиражом 50-центовые монеты с иллюстрациями Эрнеста Шепарда к сказке Алана Милна «Винни-Пух». Первая из коллекционных монет изображает медвежонка с горшочком меда, на следующих двух изображены Кристофер Робин и Пятачок
Подробности...

Опубликованы кадры перехвата российскими истребителями трех самолетов ВВС США над Черным морем

Российские военные обнаружили над акваторией Черного моря три американских бомбардировщика, которые приближались к госгранице со стороны Украины. Для их идентификации и недопущения нарушения рубежей в воздух пришлось поднять четыре истребителя – два Су-27 и два Су-30 – из состава дежурных сил ПВО Южного военного округа
Подробности...

Лесные пожары окрасили небо над Калифорнией в оранжевый цвет

Из-за дымки небо над Сан-Франциско окрасилось в оранжевый цвет. Многие высотные здания почти не видно из-за окутавшего их смога
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: План европейской помощи Белоруссии увязали с уходом Лукашенко

    Главная тема


    Вмешательство в конфликт в Нагорном Карабахе ослабит Турцию

    вооруженный конфликт


    Армения назвала условие применения «Искандеров» в Карабахе

    военное вмешательство


    Либералы призвали Кремль защитить Армению

    последние слова


    Стало известно о переписке погибшего штурмана Ан-26 с дочкой перед крушением

    Видео

    остроты Батьки


    Лукашенко напрасно пошел на личный конфликт с Макроном

    конфликт в закавказье


    В Нагорном Карабахе начинается новая война

    Покупательная способность


    Почему рубль стал выглядеть хуже других валют

    учения «Кавказ-2020»


    Россия показала Турции, кто является хозяином на Кавказе

    COVID-19


    Никита Коваленко: Коронавирус вызывает не только проблемы со здоровьем

    нет оправдания


    Сергей Мардан: России необходимо вернуть смертную казнь

    русский север


    Андрей Манчук: В Якутии едят мамонтов и выращивают арбузы

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Какую позицию должна занимать Россия в конфликте между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе?
    Максим Соколов

    Пещерные новации в старом театре

    Максим Соколов
    публицист
    7 августа 2020, 12:16

    После того, как театр «Современник» возглавил режиссер-новатор В.А. Рыжаков, тут же горячо – по мнению иных, чрезмерно горячо – взявшийся за обновление храма Мельпомены, артист-ветеран С.Л. Гармаш, прослуживший в «Современнике» тридцать шесть лет, отряс прах и удалился с родной сцены. Поскольку Гармаш – это не только рекламное лицо известного банка (деньги всем нужны), но и премьер труппы (теперь уже бывший премьер), отрясание не могло не вызвать живую реакцию почти по Хармсу: «Театр закрывается, нас всех тошнит».

    В своих претензиях Гармаш выступил с позиций стародума (хотя они с новатором Рыжаковым погодки). Резкое и, быть может, не вполне тактичное изменение ауры театра – увольнение стареньких капельдинеров, чрезмерно скорый въезд в бывший кабинет Г.Б. Волчек. Авторитарный стиль управления творческим процессом, причем процесса по нынешним обстоятельствам особо-то и нет, но стиль уже есть. Правда, и покойная Волчек держала бразды довольно круто.

    Но самым неприемлемым Гармашу показалось то, что Рыжаков скорее всего на линии обновленцев типа Богомолова и Серебренникова. То есть: приход новатора – освоение площадки – быстрая ломка всего прежнего – «вот тебе Бог, а вот порог» – появление самоновейших культурных и политических веяний, которые не всем нравятся.

    Голые задницы Гармаш Рыжакову не инкриминировал (да и какие задницы в карантине, их ныне и у прекраснозадых Богомолова – Серебренникова не наблюдается), его претензии были к «Диалогам», посвященным юбилею Победы. «Часть высказываний, прозвучавших внутри них, я иначе как кощунством, провокацией и даже преступлением назвать не могу. Потому что Победа и Великая Отечественная война есть факт истории, которым пронизана моя и не только моя жизнь, это мое кино, моя литература, на которой вырос, и моя память. Это является святым и неприкосновенным: вспомните, с чего начинался «Современник», с «Вечно живых». Молодых артистов подтолкнул к этому худрук, а потом и отредактировал снятое. Их обнародовали от лица театра».

    Символика и вправду немалая. 15 апреля 1956 года первый спектакль театра – «Вечно живые». 22 июня 2020 года первый спектакль обновленного театра – «Онлайн-проект «Диалоги Современника. Война и мир», инициаторами и авторами которого стали молодые артисты театра, «решившие попробовать смело и искренне поговорить о войне, о мире, о своих страхах, чувствах и памяти».

    Фото: Сергей Киселев/Агентство «Москва»

    Может быть и смело, и искренне, беда только в том, что до боли вторично. «Эхо дождя» уже который год под День Победы вываливает большое количество диалогов и монологов на эту тему. «Закидали трупами», «схватка двух тоталитаризмов», «каяться, каяться и обратно каяться», «преступления СМЕРШа» etc. Молодые артисты театра не внесли ни единой новой нотки в многолетнюю песнь старых абажуров. У которых, кстати, она даже лучше получается – сказываются регулярные тренировки.

    Впрочем, без идеологии нынче труба. Поставь нечто, преемственное со старинным спектаклем «Вечно живые» – неровен час, запишут в ватники. Поставь «Диалоги. Война и мир» – будешь смелым и гражданственным дождевиком. Выбор очевиден, и только старые люди, рекламирующие «Почта-банк», могут такие очевидные вещи не понимать.

    Недаром чуткий барометр прогрессивной мысли, артистка Л.М. Ахеджакова, тут же поспешила заклеймить Гармаша. И не только она. Взлаяли на него очень многие. С одной стороны, новаторство нового худрука – все это очень старо и пещерно, хотя и прогрессивно, тут с критикой Гармаша как не согласиться. С другой стороны, а делать-то что?

    Г.Б. Волчек стояла во главе «Современника» с 1972 по 2019 год. Обыкновенно срок жизни театра, как культурного организма, много меньше, чем 47 лет. Так что дело не столько в В.А. Рыжакове, как бы к нему ни относиться, а в том, что смерть старого «Современника» и появление в его стенах нового театра – хотя и с прежним названием – было неизбежно. О чем, кстати, и стародум Гармаш писал. Ибо если не брать в расчет нарочито музейные театры вроде Большого (да и его не миновал ветер перемен), умирание прежнего есть непреложный закон. Таганка, БДТ, Театр на Малой Бронной, оба МХАТа – список можно длить до бесконечности.

    Другое дело, что умирание старого и рождение нового может происходить с разной степенью приличия. Конечно, лицедеи – цех задорный, но все же порой бывает и пристойнее. Однако с «Современником» этого не получилось. Худрук-новатор, Гармаш-консерватор, громкое «гав-гав-гав». Ровно собачья свадьба задралась.

    Такой борзости мог способствовать ряд обстоятельств. Театры находятся в простое. Но надо же куда-то девать творческую энергию. Вот и нашли куда. Передовые задницы Богомолова – Серебренникова разгорячили театральную и не только общественность, и задница теперь мерещится во всяком артистическом споре. Денег театрам дают мало, а будут давать еще меньше, что очень обостряет полемику.

    Наконец, всегдашнее «На бой, на бой, в борьбу со тьмой!» нынче вылазит везде. Хоть даже если кран прорвало и затопило соседей снизу. Мир – театр, люди – актеры.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •