Очередная публикация очередного исследования Gallup относительно числа высказывающих желание уехать из России вызвала очередную волну злорадной истерики в иностранных пропагандистских изданиях.
«Каждый пятый житель России хочет эмигрировать при первой возможности» – это, к примеру, «Радио Свобода». Ну и так далее, в том же духе. И опять поди пойми – то ли у самих госдеповских пропагандистов память короткая, то ли они своих читателей за беспамятных считают (пару лет назад здесь была бы фраза «память как у золотой рыбки», но хватит повторять одни и те же мемы*). Хотя человек с минимально работающей памятью все-таки должен помнить, что Gallup проводит подобные исследования регулярно по всему миру. И регулярно фиксирует «рекордное количество желающих уехать». Во всех странах, а не только в России.
Нынешний российский «рекорд» с 20% желающих уехать – это стандартные европейские цифры. Даже чуть ниже среднеевропейских. В Евросоюзе было 20% желающих уехать в 2012 году, а в 2013-м их количество выросло до 21% и оставалось таким до 2016 года. Более свежих данных по ЕС на сайте Gallup не найдено, но по отдельным европейским странам есть информация, что число желающих уехать из Италии составляет 32% опрошенных, а из Британии даже до Брексита высказывали готовность свалить 65% представителей молодежи.
Ничуть не лучше ситуация в Германии – по данным YouGov, уехать из этой страны на время или навсегда высказали желание 55% опрошенных всех возрастов.
В США, по данным Gallup, число желающих эмигрировать составляет 16%, что с учетом погрешности опроса в 3,6% практически не отличается от российских данных. В последние годы цифры тоже выросли, по мнению аналитиков Gallup – виноват Трамп.
Причем в статье про американцев авторы подчеркивают, что «желание» уехать и «намерение» уехать – это очень разные вещи. Что мы, собственно, и видим – население США продолжает расти за счет мигрантов. 52 миллиона желающих уехать из США – это фикция, так же как и 29 миллионов граждан России, которые якобы готовы «эмигрировать при первой возможности».
Так о чем же говорят нам эти данные? Да ни о чем! О том, что в молодости около 40% представителей европейской цивилизации уверены в том, что за морем морковка слаще, к 40 годам (которые нынче тоже официально объявили молодостью, но давайте не будем кокетничать, это средний возраст) их число падает до 15–20%, и наконец, к пенсии количество подобных «географических оптимистов» падает до 7–8%.
При этом азиаты отлично себя чувствуют дома независимо от уровня жизни в их стране – их средний уровень желания уехать сравним со «стариковским» европейским – те же 7–8%.
Плюс есть исключения – скажем, из небогатой, но мирной Армении в 2013–2016 годах хотели уехать 47% – на 1% больше, чем из воюющей Сирии. А из вполне благополучных Италии и Кипра высказывали желание свалить 32% – это лишь на 2% меньше, чем из нищего Косова и на 3% – чем из тоже весьма бедной Молдавии.
Словом, нет явной корелляции между уровнем жизни в стране, количеством людей, высказывающих желание уехать, количеством людей, имеющих намерение уехать, и числом реальных эмигрантов.
Да, люди массово бегут из воюющих или стремительно нищающих стран, таких как Сирия или Украина, но «желание уехать» высказывают и граждане вполне благополучных европейских государств, а также США. Плюс растет число климатических мигрантов, покидающих неприятную в этом смысле Британию, а также налоговых, уезжающих из Франции или Швеции.
Все дело в том, что мир стал куда более мобильным, открытым и единым. Эмиграция еще в 20-м веке была полным разрывом с домом, особенно для стран, выбравших для себя коммунистический эксперимент.
Сейчас живущий в Европе русский человек вообще никак не ощущает себя оторванным от Родины. До Москвы два–три часа полета, это ближе, чем из Красноярска, не говоря об Иркутске или Владивостоке. Можно (при желании) смотреть те же телеканалы, что в России, слушать то же радио, ходить в посольство на федеральные выборы и даже покупать те же бренды продуктов в «русских» магазинах, которых открывается все больше и больше из-за резко увеличившегося потока мигрантов с Украины.
Конечно, советская идиотская привычка считать эмигрантов «предателями» иногда дает дурацкие рецидивы, но от этой привычки один шаг до объявления «продавшими Родину» тех, кто носит джинсы или ездит на иномарках.
Россия – свободная страна свободных людей, которые могут жить там, где им хочется. И, как показывают результаты голосования в посольствах, процент выбирающих действующую власть среди эмигрантов не меньше, чем в среднем по стране, и гораздо больше, чем в Москве или Санкт-Петербурге.Поэтому спекуляции на росте в России числа желающих повидать мир смотрятся в 2019 году просто убого.
Во всех европейских странах и в США молодежь массово высказывает желание уехать. Это нормально. Пусть валят. Все не уедут.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента