Четыре причины популярности Абэ

@ Rodrigo Reyes Marin/AFLO/Global Look Press

22 сентября 2018, 16:20 Мнение

Четыре причины популярности Абэ

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ сохранил свой мандат еще на три года. У популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных. Но остаются открытыми вопросы о дальнейших этапах «абэномики» и внешней политике – в том числе отношениях с Москвой.

Николай Мурашкин Николай Мурашкин

эксперт клуба «Валдай», научный сотрудник Института Азии Унивеситета Гриффита (Австралия)

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ выиграл выборы председателя правящей Либерально-демократической партии Японии (ЛДПЯ) и сохранил свой мандат еще на три года. Это дает ему возможность остаться премьер-министром до осени 2021 года и побить абсолютный рекорд пребывания у власти за всю историю существования должности в Японии.

Напомним, в 2017 году партия продлила срок предельных полномочий председателя с шести до девяти лет. Победа Абэ была уверенной (553 голоса против 254, которые набрал соперник, бывший министр обороны и партийный тяжеловес Сигэру Исиба) и вместе с тем ожидаемой: ему отдавали предпочтение различные опросы общественного мнения. При этом поддержка премьера со стороны парламентариев от ЛДПЯ оказалась выше, чем у рядовых однопартийцев на местах, где перевес в пользу Абэ был менее значителен.

Причиной этого могло быть как недовольство регионалов долгим пребыванием премьера у власти и недавними коррупционными скандалами в правительстве, так и их стремление добиться увеличения финансирования восстановления префектур, пострадавших от стихийных бедствий.

Способность Абэ долгое время удерживаться на премьерском посту продолжает контрастировать с предшествовавшей его возвращению во власть в 2012 году шестилетней чехардой, когда глава правительства Японии менялся ежегодно.

У такой устойчивости и, соответственно, популярности Абэ много причин – как системных, так и конъюнктурных: это определенные успехи его экономической политики для бизнеса и инвесторов, поддержка со стороны пяти фракций партии, высокая дипломатическая активность премьера, а также, по мнению участников опросов, отсутствие других подходящих кандидатов на премьерский пост. На кампании сказалось и сильное землетрясение на Хоккайдо, в результате которого и Абэ, и Исиба воздержались от агитации на три дня.

Вместе с тем, как раз в новый и последний срок полномочий Абэ на посту председателя ЛДПЯ в партию вернется интрига вокруг фигуры будущего преемника: помимо 61-летнего Исибы (самому Абэ 21 сентября исполняется 64 года), шансы будут у таких политиков высшего эшелона, как бывший глава МИД Фумио Кисида, нынешний министр иностранных дел Таро Коно, глава МВД Сэйко Нода, и других государственных деятелей.

Показательными как в этом свете, так и в контексте понимания дальнейшего политического курса Токио будут перестановки в кабинете министров, которые Абэ запланировал провести после своего возвращения с заседания Генассамблеи ООН в конце сентября.

Премьер уже заявил о намерении бороться с проблемами низкой рождаемости и старения населения. Остается открытым вопрос о дальнейших этапах «абэномики» – курса экономических реформ премьера. Потенциальный парадокс заключается в том, что после переизбрания Абэ будет рассчитывать на единство партии в проведении конституционной реформы, касающейся роли Сил самообороны и вызывающей сильный резонанс в обществе, однако его соратники могут не захотеть терять очки у избирателей, заблаговременно заботясь о своем политическом будущем после 2021 года.

В области внешней политики, как ожидается, основные приоритеты Абэ останутся прежними: нахождение общего языка с администрацией президента США Дональда Трампа по вопросам торговли и сотрудничества в области безопасности; поиск оптимального баланса между сотрудничеством и соперничеством с КНР; решение проблем ядерной программы КНДР и похищенных Пхеньяном японских граждан в контексте межкорейской «оттепели»; будущее Транстихоокеанского партнерства, Регионального всеобъемлющего экономического партнерства и других форматов торгово-инвестиционного взаимодействия; продвижение японского экспорта инфраструктурных проектов, а также продолжение диалога с Москвой по теме заключения мирного договора и решения территориального вопроса.

..............