Девятое мая, Киев, у экспозиции в здании музея истории Великой Отечественной войны строгая бабушка с орденскими ленточками держит за руку флегматичного, впечатлительного внучка лет 6-7.
Обывателю всех стран хотят представить 9 мая как день, когда ветераны «примирились» с нацистами
Внучек, задумчиво рассматривая экспонаты:
– Бабуль, а кто первый напал?
– Немцы на нас напали.
– А кто победил?
– Мы немцев победили. Потому что нельзя брать чужое.
Мальчишке повезло – детские годы пройдут под мудрым опекунством правильной бабушки, умеющей лаконично и доходчиво объяснить главное. Такие внуки вырастают неравнодушными к несправедливости.
Есть и другие. В детстве им с правильными бабушками не повезло. Теперь они сипло и старательно орут в лица ветеранам 9 мая: памьятай чужинець – тут господар украинець!
Их сторонились, как прокаженных. Впрочем, утреннее выступление для глаз прессы и неусыпных европейских «партнеров» завершилось как по расписанию – уже к обеду злых обезьян как ветром смело.
А киевляне все шли и шли с песнями, детьми, наградами, весенним настроением. Памятник Вечной Славы на могиле Неизвестного солдата, аллеи героев и городов-героев утопали в охапках цветов.
Цветами задарили и тех, кто покоится в Мариинском парке неподалеку: генерала Ватутина, рабочих завода «Арсенал». С «арсенальцев» начиналась история советской страны, в 1945-м победившей европейский фашизм.
Не обошлось без грязных пятен варварского времени. В здании музея истории войны прямо с порога ощущается глубокий ментальный разлом.
Одна история – новая – пытается вскарабкаться на другую. Меморабилия братоубийственного времени потеснила вглубь залов советских героев, воевавших единой стеной за свой народ.
Фотографии девятнадцатилетней советской девчонки-санитарки, бросившейся под танк со связкой гранат и спасшей отряд от гибели. Восьмилетнего мальчишки, повторившего подвиг Кибальчиша. Шестнадцатилетнего мальчишки, не успевшего получить аттестат зрелости, но уже увешанного гордыми орденами.
#{image=1146625}А в холле музея – кропотливо собранные отпечатки новой Украины: осколки снарядов, тряпки, гильзы, застекленные «саркофаги» с детскими пожитками и рисунками, восхваляющими подвиги новых «героев». Большое черно-белое фото раненого «героя АТО» – и постыдное отсутствие растерзанных дружественными снарядами человеческих тел, домов, сел, городских районов, садов.
Будто желая хоть как-то сгладить неловкость циничного соседства, музейщики внимательно вглядываются в лица и предлагают – не всем – главный сюрприз праздничного дня. Музейные разворотные открытки 1988 года, отпечатанные для поздравлений ветеранам еще в советское перестроечное время.
С внутреннего рисованного разворота улыбается плакатный солдат-победитель, дошедший до Берлина. Звенит медалями, подтягивает голенища сапог, лихо подмигивает.
И все так по-домашнему, по совести, как тогда, и за спиной больше не ощущается тяжелое, враждебное дыхание агрессивного животного, изготовившегося к прыжку еще накануне праздника.
Тогда киевлянам рассказали, что Третий рейх победила не РККА, а УПА.
«В Киеве в понедельник, 8 мая, на площади перед Национальным музеем истории Украины открылась выставка к годовщине завершения Второй мировой войны в Европе под названием «УПА* – «ответ непокоренного народа», которую подготовил Украинский институт национальной памяти. Благодаря сотне киевлян, которые пришли на открытие, удалось избежать каких-либо провокаций, которыми пугали оппоненты...
Как сообщили в пресс-службе Института национальной памяти, фотодокументальная выставка рассказывает об истоках антинацистской позиции ОУН*, украинском движении сопротивления, идеологическом противоборстве УПА и Третьего Рейха, про украинских националистов в нацистских концлагерях и тюрьмах. По словам организаторов, вклад украинских повстанцев в борьбу объединенных наций против агрессора остается малоизвестным...» (перевод редакции).
Вклад УПА оказался настолько незаметным, что в его подробности до сих пор посвящены исключительно отдельные ответственные лица, чем только не занимающиеся в заведении с нелепым названием «Институт национальной памяти».
Чтобы заранее оформить разрекламированное событие в «правдивом» националистическом клише, ему попытались придать ореол полуподпольной жертвенности. «...Завдяки сотні киян, які прийшли на відкриття, вдалося уникнути будь-яких провокацій, якими лякали опоненти...».
Отчего же «сотни», а не тысячи? Сотни тысяч, миллионы «киян»? Или, к примеру, весь «ликующий город»? Сразу «мильены», чего правду скрывать. Нет. Строго – сотни. Не более.
Мероприятию явно отводили роль ритуальной пляски для посвященных.
Между строк обыватель должен прочесть: неизвестные храбрецы-«кияны» с огненным блеском в глазах и задрапированные темными плащами, пробирались тайком, вдоль городских стен, подземными ходами-канализациями.
Еще бы, ведь им предстояло во что бы то ни стало избежать страшных провокаций безжалостных 90-летних «оппонентов», рыщущих с красными флагами, и совершить героический, опасный для жизни акт – поприсутствовать на выставке вождя Вятровича.
Как известно, самые страшные палачи – люди с комплексом жертвы.
Их легко заметить в толпе, они подхватывают любую риторику всех времен и народов, чтобы поспешно вплести в свое ничтожное, крикливое, преступное существование. Но и эффект они тоже любят.
Поэтому пока скромно – сотни. «Мильены» будут зиговать завтра.
Заметки так и дышали чахоточным пропагандистским жаром, с которым власть отчитывается перед Европой, низводя Великую Отечественную войну и Вторую мировую до «военного конфликта».
Обывателю всех стран хотят представить 9 мая как день, когда ветераны «примирились» с нацистами, в 1939-1945 народы мира лишь поконфликтовали немного, не сойдясь в вопросах, скажем, фашистского богословия. Но мы-то понимаем всю нелепость этого.
«...в Запорожье 8 мая, в День памяти и примирения, на Аллее боевой славы зажгли Вечный огонь. Огонь зажигали ветеран Второй мировой войны Виктор Варвашеня и боец 79-й десантно-штурмовой бригады Вооруженных сил Украины Сергей Мандалина. После этого присутствующие почтили минутой молчания всех жертв Второй мировой и зажгли лампадки. Участники мероприятия также сделали красные маки – символ памяти жертв военных конфликтов...».
Самое невероятное, что в этот день киевляне снова победили фашизм.
Не было побоищ стенка на стенку, разгонов водометами, убийств. Подонков просто окружили негласным кольцом молчаливого презрения. И они поняли. И убрались восвояси.Чтобы на следующий же день слабо вскрикнуть: «...вчерашний день минул под знаком акции с условным названием «Безсмертний полк». Эта кремлевская технология состоит в массовом шествии, которое перемещается по населенному пункту с поднятыми портретами якобы умерших во время Второй мировой родственников...
И вот на четвертом году новейшей войны эта вроде бы неопасная акция была перенесена на украинские просторы и местами превратилась в откровенную глорификацию украинско-российской дружбы и единства наших народов...» (перевод редакции).
Как же хочется им, чтобы «Бессмертный полк» стал смертным, «условной акцией» с обнуленным биржевым курсом.
Отмыться от презрения горожан, объяснить поражение воздействием очередного русского чудо-оружия. Назвать фотографии героически погибших советских солдат «портретами начебто померлих під час Другої світової родичів».
Сами того не подозревая, они снова делают себя посмешищем всего мира, так постыдно ненавидя «відверту глорифікацію українсько-російської дружби та єдності наших народів...»
Презрительно плюют 9 мая в лица возмущенным победителям фашизма, бросая: «советские рабы», «несчастные», «проигравшие».
В ответ – наполненные гневом глаза пап и мам с детьми, пришедших со своими ветеранами к советским памятникам в украинских городах. Это взгляды людей, возмужавших в годы лишений, вновь ставших народом, скрепленным навсегда общей родиной, ее разумными, человечными воззрениями, песнями, героями.
Полузапрещенный День Победы из официозно-парадного стал настоящим народным символом борьбы за возвращение своего.
Потому что нельзя брать чужое.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ