Решение американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля взбудоражило весь мир. Совет Безопасности ООН планирует созвать экстренное совещание. Поддержку не выказали и партнеры США: Евросоюз и Великобритания.
Трампа называют поджигателем войны, который открыл врата ада, и в чем-то они правы. Американский лидер действительно развязывает новую войну против Ирана. Но делает это не сгоряча или под воздействием своей семьи. Это вполне выверенный шаг, которому предшествовала сирийская кампания.
Что произошло в Сирии
Иран не случайно стал одной из главных целей Трампа на Ближнем Востоке. Вашингтон очень беспокоят планы Тегерана использовать сирийское направление для того, чтобы реализовать свой давний проект – сухопутный коридор (Талль-Афар – Аль-Маядин – Дейр-эз-Зор – Дамаск – Хомс – Латакия), который закладывает глубокую линию разлома в регионе и провоцирует новые военные столкновения в первую очередь с американскими союзниками – Израилем и Саудовской Аравией.
Начиная с зимы 2017 года США пытались решить эту проблему. Риторика о том, что Иран – это террористическое государство, многомиллионные военные контракты с Саудовской Аравией, да и в самой Сирии Вашингтон пытался точечно переломить хребет иранскому проекту.
Например, в августе 2017 года США заявили, что будут строить военную базу на севере Ирака вблизи города Талль-Афара. Были попытки взять под свой контроль Аль-Маядин и Дейр-эз-Зор. Однако здесь американцы потерпели неудачу – города были освобождены от террористов сирийской армией при помощи России и Ирана.
Решающим моментом для Штатов стала трехсторонняя встреча лидеров России, Ирана и Турции в Сочи в конце ноября.
Белый дом не оставлял надежды договориться с Москвой относительно сдерживания Ирана. И вполне возможно, что этот вопрос поднимался в ходе телефонных переговоров Владимира Путина и с американским президентом, и с королем Саудовской Аравии.
Однако, судя по тому, как стали развиваться события, Россия отказалась помогать американцам сдерживать геополитические аппетиты Ирана. Логика в этом есть: зачем сливать своего партнера, действия которого могут выдавить США с Ближнего Востока?
Прокси-война против Ирана
Пока Иран не закрепил свои позиции в Сирии, но это вопрос времени.
В этих условиях американцы оказались перед выбором – либо они упустят шанс и позволят Тегерану нарастить мышечную массу и развязать войну на его условиях, либо они пойдут на радикальные шаги и развяжут войну на своих. Очевидно, они выбрали последний вариант.
- Палестина решила обратиться в суд из-за ситуации вокруг Иерусалима
- Скандал вокруг Иерусалима нужен Трампу для конкуренции с Путиным
- Решение Трампа признать Иерусалим столицей Израиля взорвало исламский мир
Расчет простой: спровоцировать столкновения Израиля с «Хезболлой» или ХАМАС, что по сути будет означать начало опосредованной войны с Ираном.
Персам придется распределять силы между Сирией и новым конфликтом, а это дает американцам возможность завершить начатое и выдавить Тегеран из Сирии. Не исключено, что Трамп использует и свое решение приравнять КСИР к террористам и анонсирует военную кампанию против иранских военных.
Кроме того, у американцев есть еще одна зацепка в Сирии – это курды, которых Вашингтон поддерживает, чтобы в постигиловскую эпоху создать для Дамаска новый очаг сопротивления.
В этой связи интересна позиция Саудовской Аравии, которая выступила против решения Вашингтона по Иерусалиму. Но тут надо понимать, что королевство, будучи одним из центров исламского мира, обязано так реагировать публично. Фактически же дружба с Израилем против Ирана для саудитов важней популистского единства с Палестиной. Поэтому вполне можно ожидать, что в грядущей войне Эр-Рияд будет негласным союзником Иерусалима.
История повторяется
Палестинский кризис меняет правила игры и для России. С одной стороны, побочным эффектом от решения Трампа стала передача паса Москве на Ближнем Востоке.
Обсудить сложившуюся ситуацию с российским президентом уже собирается лидер Турции Реджеп Эрдоган. А на 11 декабря планируется визит Владимира Путина в Египет, где тема арабо-израильского конфликта также будет на повестке.
С другой, в Москве прекрасно понимали, что США не откажутся от планов по сдерживанию Ирана, и возможную войну брали в расчет.
История повторяется: Ближний Восток вновь становится ареной холодной войны. США будут поддерживать антииранскую коалицию, Россия будет помогать своему партнеру.
Сомнительной выглядит позиция Турции. Пока для г-на Эрдогана курдский вопрос является главным, что на данном этапе делает невозможным его сближение с Америкой.
Однако он может поменять лагерь, как конъюнктура на сирийском направлении изменится, а Россия проложит сухопутный коридор к Ирану через Южный Кавказ.В этой связи Москве надо обратить особое внимание на Грузию. Особенно в свете риска экстрадиции Саакашвили домой. Возвращение опального политика взорвет ситуацию в этой стране, и это надо брать в расчет. В конце концов, именно Грузия играет ключевую связующую роль между Россией и Ираном.